...спросил меня сегодня мой приятель. Ребенку 2 года, но он, видя, что большинство современных детей не читает или они читают очень мало, беспокоится заранее. Он считает, что это катастрофа и если дети не будут читать, то нас ждут очень печальные времена, потому что кругозор и системное мировоззрение, без которого невозможно многое прекрасное, что делают люди, формируют только книги - и ничто больше.
Я рассказала, как привыкала к книжкам я сама (это не проханжа, потому что тогда не было инета, игр и телека с таким количеством программ), вспомнила, как привыкала читать моя дочь.
А как было у вас и ваших детей?
Поделитесь - я дам ему ссылку, пусть заранее не волнуется так.
Не придуман ещё мой мир, от того голова легка. Нет звезды ещё в небе и нет закона пока... (Пикник)
Что ребёнок по сути обезьянка. А обезьянки всему учатся на основе подражания остальным членам стаи.
Следовательно, нужно читать самим, и подавать пример.
Это был мой вариант ответа)
И еще я добавила, что дома должны быть книги. И их нужно часто брать в руки и раскладывать везде... У нас дома книги, которые мы читаем, лежат в разных местах - открытые, заложенные, горбом на спинке дивана и на них ребенок вечно натыкался)
И еще я сказала одну вещь - интересно, прозвучит она здесь или нет...
Не придуман ещё мой мир, от того голова легка. Нет звезды ещё в небе и нет закона пока... (Пикник)
только что хотела сказать. пусть он постоянно видит вас с книгой)) пусть в туалете на обеденном столе и везде лежат книги пусть папа с мамой друг к другу бегают и говорят " во послушай что написано" и так далее и тому подобное. И зачитает как миленький))
Тоже хотел такой топ завести. ТОлько в моем случае деточке уже 14 лет. Дальше 2 книг Лукьяненко и "Дикой собаки Динго" не пошло..
Заставляешь - сидит, читает. Но вот тяги никакой нет. Младшая же глотает книги как пирожки
"Всей своей жизнью Александр Сергеевич Пушкин учит нас тому, что в России талантливому человеку сначала надо научиться стрелять"
моё старшее окружение во впечатлениях моего раннего детства так и всплывает у меня в глазах с приросшей к руке книгой..книги даже как предметы, особенно большие и старые - гинотически влекли меня к себе, зачаровывали..
подловив сей факт, как только мне стукнуло четыре, моя мама собственноручно составила и нарисовала мне красивейший и волшебнейший букварь, по которому бы даже Буратино до зуда захотел учиться.. я же не была взволнована им никак, по крайней мере внешне, что уже озадачило мать..тем не менее, мы приступили к занятиям.. терпеливее , ласковее и настойчивее учителя вряд ли было бы сыскать, тем не менее студентка ( ваш. покорн. слуга) проявляла внешне беспримерную тупость, невыдачу обратной связи.. дело выглядело так, что мама объясняла, я внимала, понимала всё решительно - но _маме_ не читала и даже не давала понять , что усилия её небесплодны хотя бы на йоту..
в результате , букварь отправили в стол..мама поделилась с папой горем, что когда в младенчестве я тяжело болела и мне делали уколы в голову - там что-то повредилось , что хоть бы симпатичная выросла, а то уже совсем чото грустно..папа попросил оставить меня в покое ..
а через совсем небольшой промежуток времени, когда меня забирали с передержки у бабушки , мама , подкравшись, с изумлением застукала меня довольно бойко читающей по слогам..
а потом я стала читать маниакально.
но отчётливо помню : до процесса обучения - меня интересовали книги только как предметы, читать их самостоятельно я вовсе не хотела, не желала, не планировала.
Жестокость так же стара, как сама жизнь.
Да, есть робкие признаки смягчения жестокости - юмор и сострадание.
Они-то, пожалуй, и есть важнейшие изобретения человеческого гения.. (Дж.Уи.)
По-моему, вопрос тут не о том, как приучить читать, а о том, как жажду познания разбудить...
Жажда познания - это огромная любовь и любопытство к окружающему миру, тяга к первоисточникам, к сути.
Если это есть, то без разницы, откуда берется информация, из бумажных книг или из интернета. Очень может быть, что метод познавания мира для данного ребенка вообще не предусматривает наращивание эрудиции путем чтения. Кто его знает, какой у него путь. Может, у него тело талантливое, или эстетическое начало, или еще какая неожиданность. Должны быть разные возможности...
мне вообще кажется , что это какая-то мистическая химия - любовь к чтению, абсолютно не зависящая от примеров и научений..
Жестокость так же стара, как сама жизнь.
Да, есть робкие признаки смягчения жестокости - юмор и сострадание.
Они-то, пожалуй, и есть важнейшие изобретения человеческого гения.. (Дж.Уи.)
я читала, что любовь к чтению - это невротическая потребность личности, которая боится оставаться один на один с собственным внутренним шумом. Потребность постоянно получать информацию - ленность мозга, который не хочет генерировать собственные мысли.
Черт его знает, может, в этом что-то и есть справедливое? :-)
У дочери был такой интерес к книгам что уставшие читать ей часами, окружающие её старшие все дружно, как только она подросла научили её саму читать и вздохнули все облегченно.
"Все истины, которые я хочу вам изложить - гнусная ложь" (С)
У нас книги везде, сын с детства маму без книги видит реже чем с книгой (запойная диванная я), муж если не двигается с газетой/журналом/книгой.... сын не читает. Словарный запас черпает от нас (в этом обезьянка).
Не знаю, вроде ничего специально не делали.
Единственный рецепт - обучать в игре. Я сама с 4-х лет читающая, старший тоже в 4 научился, младший в 3 с небольшим.
Книги были большой частью жизни, мы сами читали, друзья тоже, книгами обменивались, их обсуждали у нас в гостях, во всём этом "варились" дети. И (я думаю, это важно в этом вопросе) у нас никогда не было телевизора.
> я читала, что любовь к чтению - это невротическая потребность личности, которая боится оставаться один на один с собственным внутренним шумом. Потребность постоянно получать информацию - ленность мозга, который не хочет генерировать собственные мысли.
То же самое можно сказать про тех, кто постоянно смотрит кино :-)
не знаю..на мой случай - мне чрезвычайно комфортно в моей компании тараканов, и порой на меня частенько обижаются окружающие за некоторое отсутствие потребности быть на людях, быть с людьми, общаться и трещать..хотя, трещать, если надо, я умею, иногда мне это даже нравится..но внутри себя - уютно, я даже не боюсь пить одна - мне весело и совсем не тянет сесть на телефон или к монитору..
с чтением - мне очень нравилось узнавать как можно больше, размышлять над потреблённым, получать от него ощущения, быть даже в диалоге..мне нравилось , потому что всё прочитанное синхронно сопровождало трёхмерное воображение , как будто я тут же снимала кино, получался параллельный фильм и сценария я целиком не знала , он шёл одновременно, повторюсь..мне нравились эти волшебные ощущения, читаемое очень кстати дополняло и обогащало внутреннее, ни в коем случае не отвлекая от него, а сливаясь с ним.. далее, с возрастом и прочим - сейчас мне крайне трудно полюбить книгу, а без любви - я не могу читать и точка. я очень мучаюсь поэтому..
один из мужей так всё время и караулил меня "не уходи в себя!", дурила, я ж верталась , и не подгулявшая , а как обычно честная.
короче, долбила какой-то это написал, чего вы испугались.имх..
Жестокость так же стара, как сама жизнь.
Да, есть робкие признаки смягчения жестокости - юмор и сострадание.
Они-то, пожалуй, и есть важнейшие изобретения человеческого гения.. (Дж.Уи.)
Я люблю свой внутренний шум, мечты, диалоги, мысли, оставаться с ними наедине не боюсь, в детстве книга для меня это единственный кроме мечтательности качественный уход от действительности. Насчет ленности мозга тоже не согласна, чужие мысли и образы не мешают генерации собственных.
Вы как про меня пишете :-)
в меня муж периодически бросает предметы, чтобы вернуть в реальность из какой-нибудь любимой книжки.
Я еще умею переставать видеть текст и воспринимать сразу образами. Это очень жирный таракан, и я его холю и лелею.
А про тот невроз я упомянула исключительно из любви к разным точкам зрения на какое-либо явление :-)
Очень может быть, что метод познавания мира для данного ребенка вообще не предусматривает наращивание эрудиции путем чтения.
------------------------------
Книги нельзя заменить ничем.
Книги - это не эрудиция, это совокупный опыт человечества, впитавший отстоявшиеся, проверенные временем знания людей об основах и о принципах бытия, о мире, о вечном, а не о вещах и предметах.
Об этом (о вещах информацию) можно энциклопедию читать... или словари.
Не придуман ещё мой мир, от того голова легка. Нет звезды ещё в небе и нет закона пока... (Пикник)
мой читал всегда, даже когда не умел
подходил к полке, брал книжку, "читал" вслух, переворачивал страницы, потом убирал на место на полку, брал следующую...
и это могло длиться часами
уже лет с 16-ти , узнав мой вкус, мою плаксивость и нетерпимость он сам мне подсовывал, заставлял прочесть или, наоборот, отбирал книги
публицистику, биграфии, серию ЖЗЛ мы читали поочереди...я, то что мне нравится, а сын - всё подряд
у меня была шикарная книга страниц 600, с интереснейшими текстами, фотами, "вырезками" из печати про Майкла Джексона...мы её сначала перечитали поочереди,потом ещё по разу, потом вся группа сына её перечитала, а сейчас она в Канаде, улетела с одноклассником Егора...но обещала вернуться :-)))
много дала гимназия...
у них было не принято (по простому "западло"), переписывать готовые сочинения или читать только аннотации к книгам...Егор читал всё...особенно любил поэтов серебряного века, зачитывался ими
на английский они переводили Блока, Лермонтова....и наоборот на русский...ну вы поняли кто и кого перевёл здесь :
На севере кедр стоит одиноко.
Там вечно снега, холода.
И небо над ним так высоко,
Как счастье. Мечта далека.
Он видит ее в той пустыне далекой,
Где солнце так рано встает,
На выжженной почве, утесе высоком,
Печальная пальма растет.
Потребность постоянно получать информацию - ленность мозга, который не хочет генерировать собственные мысли.
------------------------
Мне кажется, что в Ваши рассуждения таки закралась путаница: книги - это не информация... вернее, далеко не только и не столько информация. Это СВЯЗИ и ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ всего... и СЛЕДСТВИЯ, которые вытекают из этих связей и взаимодействий.
Человек учится мыслить только слушая речь и читая чужую речь. Он в принципе на сможет мыслить сам, если у него не будеь образцов, по которым он научится строить мышление. Чужое мышление как алгоритм и как зажигание для своего собственного мышления. А это книги..
Не придуман ещё мой мир, от того голова легка. Нет звезды ещё в небе и нет закона пока... (Пикник)
Обучать в игре
--------
Соглашусь. Моему походу отбили желание, пока я решала как лучше приступить и дала сына погостить к папе, который отвез его свекрам, а там золовка решила проявить свой педагогический талант
у нас хорошая англичанка была...тогда она приохотила их читать в подлиннике
они обменивались книгами, но своих -то на английском не было, так в библиотеке брали
мне пришлось тогда записаться в областную (или какая на Советской), чтобы брать ему нужные книги
сейчас Егор всегда из-за границы привозит книги на том...на местном языке
для кого в принципе слово и мысль значимы в жизни в наибольшей степени...
--------------------------
Я правильно поняла, что Вы полагаете, что есть такие люди, для которых необязательно или незначимо мышление? Они кто - рабы? Или люди конвеера?
Я до сих пор убеждена, что мысль, чувство, движение, ощущение с тойили иной степенью интенсивности и частоты, но всегда необходимо важны для всех. Им нужно, как минимум, научиться, чтоб быть людьми. И книги учат этому тоже... как и жизнь. А вот связи всего со всем - это книги показывают в большей степени, чем просто жизненный опыт. Жизни не хватит, чтоб на своем опыте узнать обо всех связях... или хоть о значимом их количестве. А за каждой связью - слово... а слова - в книгах)
Не придуман ещё мой мир, от того голова легка. Нет звезды ещё в небе и нет закона пока... (Пикник)
(медленно, стеснительно отползает в тень))) я даже не знаю кто такой Рильке уж извини)) Я и Серого козлика то не переведу))). Но читать обожаю)) Более того помню как я училась читать - по букварю. И до того это было приятно!!! ( мама подсказывала а я читала))
скажем так, не то чтобы не значимо мышление... просто оно другое. Не речь и логика имеют приоритет, а движение, восприятие, интуиция. Люди конвейера, да, - но и, в определенной степени, музыканты, художники, спортсмены, танцовщики...
Я знаю, что это сильно спорная мысль :-)
Вот и почитаешь, если интересно... это замечательный немецкий поэто первой половины двадцатого века. ОООчень прекрасный поэт-философ... с дивным мягким юмором)
И очень мягким и красивым немецким языком.
Не придуман ещё мой мир, от того голова легка. Нет звезды ещё в небе и нет закона пока... (Пикник)
Я наводила справки некоторые... Многие музыканты, биографии которых я читала, спортсмены (Роднина), художники - все они любили читать и много читали.
Почему-то вспомнился любимый мой Шагал с его Витебском и бутылочными городскими пейзажами))
В том то и дело, что если человек создал хоть что-то, сделал что-то, тут же выясняется, что либо он читал много, либо всегда к этому стремился, даже если не было дома книг, как Ваня написал.
У меня есть знакомые две сестры: одна читала запоем, другая - настолько слегка, что почти не читала.
Росли в одной семье... Почему? Вот для меня вопрос!
Мы с сестрой читали одинаково запойно.
Не придуман ещё мой мир, от того голова легка. Нет звезды ещё в небе и нет закона пока... (Пикник)
В ответ на: Жизни не хватит, чтоб на своем опыте узнать обо всех связях...
а надо ли?!
То, о чем вы говорите, - да, это привычный путь советского интеллигента. Это путь "я в мире", экстенсивное развитие личности.
А есть еще совершенно другой путь. Интенсивный. "Мир во мне". Так вот тут важно не чтение, не восприятие / усвоение / генерация мысли... а совершенно другие вещи. Это тоже развитие мышления, причем, может быть, гораздо более тонкое, чем наше привычное.
Мне довелось довольно много времени проводить в среде профессиональных музыкантов... вот оттуда осталось убеждение, что им легче сыграть, чем сказать :-)
Ой мама дорогая... и Вас еще спутали со мной!!!!! койужас. Можно спросить как у ребенка,у которого по Вашему высокая познавательная способность убрать с дороги чтение? Он не может не начать читать - хотя бы из любопытства. начав читать уже не сможет это закончить - ибо это целый мир. как то на пальцах можете мне объяснить ? При чем здесь путь интеллигента?
Откуда Вы возьмете в себя мир, как не из слов?
Слова универсальны... только они могут описать и другие знаковые системы - музыку, живопись, архитектуру и все остальные (а их много)
Мир существует в понятиях языка, а в повседневной речи, в общении с родителями-окружающими, используется очень незначительное количество понятий, необходимых для потребы существования и самообслуживания.. но не создания.
Или мир существует в нашем сознании в каком-то другом виде еще?
Расскажите.
Только Юнга с архетипами и образами пещеры сюда я б не хотела - это подсознание - или как там его сейчас еще называют...а я о сознании. Хотя, конечно, мы можем существовать и на подсознании... рисовать, там... как рисуют животные, или нечленораздельные звуки издавать, передавая набор необходимых сигналов другим
Не придуман ещё мой мир, от того голова легка. Нет звезды ещё в небе и нет закона пока... (Пикник)
эээ... ну, я полагаю, мир мы воспринимаем всеми органами чувств, прежде чем описать это восприятие словами? :-)
правое полушарие работает не словами :-)
Я не против чтения, а вовсе даже очень за.
Просто, когда заходит речь о том, что мыслящего человека можно вырастить исключительно применением чтения в больших дозах, - меня не покидает ощущение, что это как-то однобоко.
Причем, заметьте, я не настаиваю на собственной правоте, это лишь мои ощущения.
вряд ли кто то говорит тут про объемы. Скорей имеется ввиду сам факт любви читать и качество книг. Можно ведь и порнолитературу сутками напролет читать пока не помрешь от истощения и кому польза?
Наш не читал и не читает. В детстве любил, но потом отрезало... Читает только то, что надо для учебы. Кино и интернет. В общем грамотный, но не широкообразован.
Я сам в обсчем не считаю себя широкообразованным. Достоевского не читал, но осуждаю))) Пробовал... не тянет.
Сам в детстве, отрочестве и юности читал взахлеб. А щас нет. На отруске глотаю как тогда, накаченное на е-бук... А в повседневности тока на выходных иногда...
Думаю, что родись я в его время, то стал бы таким... В мое детство было сначала тока радио было, с любимой передачей КОАП... Потом телик появился, но там кроме любимого политического обозревателя М.Зорина мне не особо что было интересно.
Не смотря на то, что я был уличный ребенок и светлое время суток проводил на улице с пацанами в пацанских делах, вечер требовал себя занять... Библиотека была богатая и я читал все подряд... Даже учебники Физики, оставшиеся от предыдущих поколений. Что характерно, те, старые были написаны гораздо понятнее чем те с которыми я потом столкнулся в школе... Потом освоил библиотеки соседей, а дом был не простой Райкома партии, потом библиотеку. Которая была очень не плоха для райцентра...
Бло бы 110 каналов ТВ и Интернет... Не знаю, не знаю...
Основной принцип моего существования — служение гуманистическим идеалам человечества!
чтение в нашей семье было обычным делом
без пафоса и демонстраций: ах, как у нас много книг, ах, как мы много читаем...без зачитывания мест вслух, без рекомендаций к чтению...за это не хвалилось и не осуждалось...это просто было...
идя зимой на улицу, мы же одеваемся тепло и это само собой разумеется...так и с чтением.
И я не помню, как я научилась читать.
И, вот тут я поддержу Сфорцандо, у меня побудительным мотивом к чтению, безусловно, было любопытство и интерес к получению информации...
Кстати, Сфорцандо, я тексты вообще не читаю, не прочитываю, я только и исключительно образами всё вижу. Иначе не умею. Да, я не могу насладиться текстом как таковым, его художественной ценностью...Но зато я читаю быстро, погружаясь в действие...
А подружка моя читала в десять раз больше меня. Причём её как раз больше интересовал текст, а не действие.
И нужно отдать должное ей, многих авторов я полюбила, благодаря ей.
Примерно так же я поступала и со своими девочками.
Это даже примером нельзя назвать - это просто быт такой. Обыденность.
Но сказать, что они много читают, я не могу.
но и в компах не сидят, в комп.игры не играют, у каждой из них своё увлечение и свой способ получения информации.
И тоже не помню, как они научились читать. Как-то само собой и довольно рано.
Жила-была девочка. И вот однажды в магазине её спросили: "А у Вас есть пенсионное удостоверение?"
В первом посте я написала о том, что утрата привычки к чтению грозит не утратой восприятия мира органами чувств, а утратой способности к СОЗДАНИЮ. Потому что эту способность могут развить только книги (см. что я писала про слова, понятия, связи и прочее).
А так-то да - и вокруг масса примеров того, как люди успешно существуют на чувственном уровне и на эксплуатации нескольких понятий, необходимых для быта (разного уровня его обустройства). Еще сюда добавить пару-тройку стереотипов, которым велит подражать телеящик, пара-тройка популярных блокбастеров и (или) окружение - и счастливая жизнь нечитающего и прекрасно живущего человека, прям, нарисована маслом!
Но такой человек ничего не способен создать... он - потребитель. Счастливый потребитель, в лучшем случае. А в другом (очень вожделенном для правительства случае) - неудовлетворенный потребитель, потому что тогда его можно подстегнуть к впахиванию и вджобыванию по тем же алгоритмам и стереотипам.
Не придуман ещё мой мир, от того голова легка. Нет звезды ещё в небе и нет закона пока... (Пикник)
вооот. Ты образами видишь, а я текстом. Это нашему спору, что все могут быть мастерами-искусниками. И я никогда себе не придуываю образы виртуальных собеседников, поэтому никогда и не разчаровываюсь.
Что же это такое,
Где же правда люди
Я один в поле воин
Справедлив и спокоен.
Воооот. Качество важно, содержание, суть!
Я еще в начале где-то говорила, что не сама по себе любовь к чтению важна. Она не самостоятельная ценность, а лишь инструмент.
А важно стремление познавать мир - через речь / чтение, а также через другие каналы восприятия. Невербальные :-)
Следовательно, если отдельно взятый ребенок по каким-то своим внутренним причинам не хочет читать в таких объемах, как хотели бы его родители, - стоит задуматься, настаивать ли, либо дать чаду другие инструменты для развития.
Было раньше такое понятие - "книжный червь", личность, зацикленная и повернутая на переваривании чужой мысли, почерпнутой с бумажных носителей. По сути, это такой же отрыв от реальности, как сегодня - интернет-зависимость.
В ответ на: утрата привычки к чтению грозит не утратой восприятия мира органами чувств, а утратой способности к СОЗДАНИЮ. Потому что эту способность могут развить только книги
Вообще-то, если посмотреть в более широкой исторической ретроспективе, - вначале был, например, огромный пласт фольклора, который передавался из уст в уста, без всяких книг, и не с отвлеченной целью, а во многом с утилитарной.
И вообще в любой культуре существует дописьменная эпоха, когда созидание есть, а чтения нет :-)
Зато мне запрещали курить. И я, кстати, не курю. Хотя и непонятно - зачем запрещали. У меня вроде своя воля в кулаке. На меня запреты и незапреты не действуют.
Так и где система?
Невидимый маятник тихо качается между отчаяньем и новой надеждой
Было раньше такое понятие - "книжный червь", личность, зацикленная и повернутая на переваривании чужой мысли, почерпнутой с бумажных носителей.
---------------------------
Абсолютно согласна с тем, что чтение - ОДИН ИЗ инструментов, но не единственный.
И да - читать в детстве, лет до 17-20, когда узнаешь мир, можно не безудержным потоком, а просто много.
Но то, что читать нужно МНОГО и беспорядочно - это, кажется, мне уже очевидно, если не хочешь пополнить собой армию желудочно-чувственных потребителей, живущих по предлагаемому обществом и рекламой набору стереотипов и алгоритмов.
Может, секрет как раз в этом - предложить НАБОР инструментов ребенку, кадый из которых дополнит другой? И тогда он будет читать?
Скажите, ПОЧЕМУ некоторые дети читают, а некоторые - нет?
И именно сейчас нечитающих БОЛЬШЕ, чем читающих?
Что нужно убрать из жизни ребенка, а что добавить, чтоб он полюбит читать (много, или очень много - уже неважно)
Ведь в моем детстве читали ВСЕ мои подружки и приятели, понимаете - ВСЕ. Значит, что-то было по-другому.
Как это устроить тому, кто хочет?
Не придуман ещё мой мир, от того голова легка. Нет звезды ещё в небе и нет закона пока... (Пикник)
И вообще в любой культуре существует дописьменная эпоха, когда созидание есть, а чтения нет :-)
----------------------------
Ну выше же Вы написали, что однозначно был заменитель - тексты в устной форме. Мифы, сказки и огромное количество другого фольклора, тексты которого играли ровно ту же роль.
Не придуман ещё мой мир, от того голова легка. Нет звезды ещё в небе и нет закона пока... (Пикник)
*где у этого мальчика кнопка?*
ясное дело, когда делаешь предположение в отношении малознакомой личности, - легко ошибаешься. Вот это и есть система :-)
Так вот нечитающим детям не хватает именно этого - текстов в устной форме, или хотя бы большого количества общения. Потому что они воспринимают устный текст / мысль только в тесной связке с невербаликой. ну просто так устроены, и все тут.
И в наше время читали далеко не все дети...
Одно наблюдение у меня есть: все мои одноклассники, которые начали первый класс с букваря, учились потом все 10 классов гораздо хуже, чем те, кто на уроках чтения первый год откровенно скучали, потому что читали уже давно и бегло. Что мальчики, что девочки, без разницы. Что любители читать, что нет.
Поэтому я считаю, что учить надо. И не перед школой за месяц, а где-то к 4м годам.
нечитающим детям не хватает именно этого - текстов в устной форме, или хотя бы большого количества общения. Потому что они воспринимают устный текст / мысль только в тесной связке с невербаликой. ну просто так устроены, и все тут.
-----------------------------
Значит, я не была ребенком) Я жила одна - среди зелени летом, снега зимой, бабушкиных колыбельных и родительского смеха. Со мной никто особо не разговаривал... птицы, звуки животных, звуки природы, смех, голоса - это звуки моего детства. И много прикосновений.. А потом появились книги. Сначала читали мне вслух... но мало было времени у работающих родителей, поэтому в 5 лет уже читала.
А это мысль... не наоборот ли?
Слишком много общения (неполноценного, бытового-теле-компютерного и проч) заполняют все коммуникативное пространство современных детей и на чтение нет СВОБОДНОГО от общения времени?
Не придуман ещё мой мир, от того голова легка. Нет звезды ещё в небе и нет закона пока... (Пикник)
Скажите, ПОЧЕМУ некоторые дети читают, а некоторые - нет?
И именно сейчас нечитающих БОЛЬШЕ, чем читающих?
---------------------------------------------------------------------------------------
Книга - один из каналов поступления информации.
Сейчас каналов больше.
А настройка на них - сугубо индивидуальная штука, не зависящая, на мой взгляд, ни от каких внешних факторов.
Т.е. если реципиент лучше настроен на получении информации через книжный канал - он будет любить читать.
Кстати, совсем необязательно, что нечитающий человек - заведомо убогий. Он, может, ещё продвинутей всей окружающей массы читальщиков, ибо информация к нему поступает прямиком из космоса.
И он вовсе даже не чмо бескультурное, а провайдер энергии мироздания.
кстати да. средний мой очень даже начал в больницк читать. Старика и море прочел вообще много хороших книг. А потом как передружился со всеми соседями по палате опять через раз читал))
ну телевизор, компьютерные игрушки - это точно не общение...
То общение, которое способно заменить чтение, - это общение всегда со смыслом, с сюжетом: совместная деятельность ради достижения цели. По сути, на этом и вырос тот же фольклор - описание этой самой деятельности в форме,имеющей самостоятельную ценность...
Вот такого общения наши дети сегодня лишены. Поэтому мы интуитивно хотим, чтобы они читали.
И он вовсе даже не чмо бескультурное, а провайдер энергии мироздания.
------------------------------------
И мы таких знаем!
Это пророки, которые слышат Голоса Мироздания и учат Любви и Слиянию. Живут на счет учеников и последователей. Жаль только, что их часто не понимает полиция и арестовывает иногда.
Знаешь, мне достаточно одного рыбака-пророка, сына плотника. Не знаю, читал ли он книги... подозреваю, что читал, потому что знал как минимум 3 языка. А может и не читал... но вряд ли в ближайшее время возможно более масштабное откровение, чем то, о котором Он рассказал людям... Хотя - пусть, чё... пророки никому не мешают, хотя ничего особо и не создают.
Не придуман ещё мой мир, от того голова легка. Нет звезды ещё в небе и нет закона пока... (Пикник)
У меня в детстве, школьничестве, юности и частично в институчестве - во время которого я практически перестал читать вообще. С тех я в основном только учебники читаю, так вот, была такая поговорка, годами находившая подтверждение.
Поскольку я книг в своем доме не имел да и покупать их считал совершенным абсурдом - просто потому что у меня нет уважение к книге как таковой - нет великих книг которые стоило бы перечитывать. Великие мысли в одной всего лишь повод вспомнить, что мир так многогранен и в других книгах есть не менее великая альтернатива. Именно книгам я обязан тому что такой поклонник релятивизма во всем.
Ну не суть. Поэтому в поисках чтива я постоянно побирался по библиотеке а когда вышел из детского возраста, да и книг хотелось разных все-таки - то я постоянно брал у знакомых и друзей. А у них, надо отменить, проблем с книгами не было вообще.
Вот с тех пор я и вывел формулу - что чем больше в доме книг, тем их меньше читают там))
Конечно, может вы и собирали эти книги, они вам так нравятся и вы думаете что ваше чадо когда будет расти, лупясь на них, тоже вырастет книгочтеем - на деле же хрен там. Наоборот к этим книгам привыкают и нафик их шлют.
А я люблю в чужом доме полистать книжки, почитать даже. Но дома им по-моему не место совсем. Достаточно, я считаю, медицинской и филологической энциклопедии, руско англ словаря, математический справочник Выготского, пару томов Фрейда и два тома учебника по Сопромату - больше человеку не нужно.
Невидимый маятник тихо качается между отчаяньем и новой надеждой
фольклор - описание этой самой деятельности в форме,имеющей самостоятельную ценность...
--------------------------
Вот это не совсем так - про фольклор, фольклор - это гораздо более сложное явление и по целям, и по сути-по форме.
Но дело не в этом.
Про совместную деятельность я полностью согласна. Она очень прекрасна, развивает и прочее... но опять же - неспособна дать человеку картину мира. То есть, какую-то базовую картину мира она, конечно, дает. Но её недостаточно современному человеку - мало знаний о мире, мир расширился даже за рамки Земли, а совместная деятельность не способна человеку дать опыт такой... всеобщий человечества.
А дать такую картину мира может только чтение, а без картины мира (внутри человека) невозможно созидание... опять уперлись...
Не придуман ещё мой мир, от того голова легка. Нет звезды ещё в небе и нет закона пока... (Пикник)
Кому как. Меня с 4 лет приучали к алфавиту и цифрам. В итоге я в первом классе при чтении не напрягаясь за минуту выдавал 150 знаков( за это я получал тройку(надо было читать с выражением, а не на скорость), читал ценники в магазинах, ну и память. Просто взахлёб читал много книг(особо правила русского языка не учил, просто зрительная память и писал диктанты на 4, сочинения на 5). Сейчас в течении дня могу осилить полностью книгу в 500-600 страниц, отвлекаясь на свои дела.
В ответ на: в поисках чтива я постоянно побирался по библиотеке а когда вышел из детского возраста, да и книг хотелось разных все-таки - то я постоянно брал у знакомых и друзей.
В вас сильно выражен первобытный инстинкт добытчика? :-)
Тем не менее, кто-то должен для вас создавать вожделенные хранилища, где бы вы вволю охотились за нужной мыслью?
Рассматривая современную картину мира, я все чаще думаю о том, что в нем так бесконечно много всего, что, гонясь за построением целостной картины, все неотвратимее теряешь себя самого...
"чем больше в доме книг, тем их меньше читают там))" - эта формула возможно работала в годы книжного дефицита , когда библиотека домашняя была определенным знаком - доступности к определенным благам. Ею гордились. Но не всегда читали. Правда библиотеки домашние все же были почти у всех. Даже в охотничьих заимках в глухой тайге несколько книг всегда можно было найти. Книга нужная всегда должна быть под рукой. А какая книга может стать нужной - никогда не знаешь. Вот поэтому и нужна библиотека. Ведь инет легко может отрубиться и исчезнет
"Все истины, которые я хочу вам изложить - гнусная ложь" (С)
эх, вот о чем сегодняшние дети точно не будут иметь понятия -
это самиздат!!!
Солженицын из-под полы, перепечатанный через три копирки...
вот чем заменить своему ребенку ТЕ ощущения, а главное надо ли?.. не знаю.
Я тоже считаю, что в определённый момент жизни надо перестать нагружать себя внешним и сосредоточиться на внутреннем. Должны уже быть свои мысли, а не замена их чужими, пусть и созвучными.
Но однозначно, что тот, кто не читает, недополучает информации, как явной, так и скрытой. Хорошие книги всегда многомерны. Речь и видимое\ощущаемое - это не то, они существуют одномоментно. Как следует сосредоточиться можно только за чтением и перечитыванием.
все дело в том, что получать все пласты инфоррмации из книги - это надо таки уже довольно качественное восприятие иметь...
есть дети, которые, кажется, сразу родились с готовым умением абстрактно мыслить и обобщать. Это та категория, которая вырастает, не помня себя не читающими.
А те, кто не читает, хоть разбейся, - у них вообще восприятие другое. Конкретно-чувственное, что ли. Вот из них запойные читаки никогда не получаются, и видеть текст как цепочку образов они тоже не могут. Может, они чего и недополучают в итоге... наверно, им открыто что-то другое?
Вот интересно, есть ли список, с которым обязан ознакомица начинающий гражданин РФ, чтобы почувствовать себя достаточно образованным для осчущения себя образованным по минимуму..
Школьная программа?
Основной принцип моего существования — служение гуманистическим идеалам человечества!
Очень интересный и сложный вопрос.
Я соглашусь с тем, что чтение - это своего рода магия.
Сколько горьких минут отчаяния пережили мои родители в тщетных попытках приучить меня к чтению. До сих пор я с содроганием вспоминаю заданные к прочтению на день 5 страниц из "Приключений Буратино", которые я вечером пересказывала отцу по памяти, якобы, прочитав, а на деле это был вольный пересказ экранизации.
Ничто не помогало: ни заполненные книгами шкафы, ни отец, вечно читающий и страстно гоняющийся за книгами, ни строгие меры. Выбирая между почитать и попрыгать по гаражам или погонять на велосипеде, я неизменно выбирала второе. А потом обстоятельства сложились таким образом, что у меня оказалось очень много свободного времени, мало доступного пространства и очень ограниченные возможности для разнообразия досуга, и я незаметно для себя распробовала чтение. Сложись все по-другому - как знать, полюбила бы я чтение или нет...совсем не факт, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. До сих пор храню свою первую прочитанную при лунном свете книгу - "Витязь в тигровой шкуре".
Своего ребенка специально не приучала к чтению (хотя все сопутствующие факторы: красивые и разнообразные книги, чтение по вечерам, постоянно читающие родители и прочее - имели место), просто мне рано удалось понять, что ему интересно, и быстренько подсадить его на это. Остальное сделало его развитое воображение.
Рекомендации:
1. Читать-таки ребенку регулярно с самого раннего детства.
2. Часто дарить хорошие и красочные книги.
3. Понять, что может его увлечь, и подобрать книгу именно на эту тему.
"Но кажется, что это лишь игра с той стороны зеркального стекла..."
вот именно. ощущение остро желанного и недоступного, за обладание которым могут потребоваться даже жертвы. Высочайшая ценность артефакта...
тогда это достигалось ценой страха.
а сегодня чем?
Детка моя читает очень много, я для этого ничего специально не делала. У меня уже который год другая проблема (в отличие от приохотить к чтению) - ограничить время, проводимое за книгой (близорукость прогрессирует), да как бы добыть еще не читанное ею, и чтобы по возрасту...:) До смешного - при случае зачитала ей абзац из "Тошноты" Сартра (она мельком где-то услышала фамилию автора, спросила, что за...), подумала, что воспримет это в свои 12 как муть непроходимую, так нет же - она, во-первых, очень четко уловила, что настроением текст напоминает одного нашего знакомого, во-вторых, к ужасу моему, заинтересовалась на предмет почитать... Но я пока чё-то малодушно пресекаю...:)
Их либе ясность. Я. Их либе точность.
Их бин просить не видеть здесь порочность. (с)
это мамино влияние у вас
-------------------------------
Ну тут в обоих случаях мамино влияние ))
Я вот подумал, если действительно дело в мамах, то настоящая проблема кроется в том, что у нас дефакто - матриархат и с этой байдой пора заканчивать. Главой должен быть отец! Пришел домой, заорал: "Всем читать умные книжки!". Вся семья на задних лапках мчится к стеллажу с книгами и через пять минут по хате слышен только шум переворачиваемых страниц и обслюнивания пальцев
Только так мы справимся с безрамотностью и неначитанностью!Ура, таваищи! *брызгает слюной с броневика*
"Всей своей жизнью Александр Сергеевич Пушкин учит нас тому, что в России талантливому человеку сначала надо научиться стрелять"
Угу. За этими эмоциями терялось нечто важное.
У меня на эту тему долгие размышления, кстати, сходные с теми мыслями, которые мелькали в той самой ветке про измену на ПФ.
Кстати, возможно я не очень хорошо помню процесс научения моих детей чтению, потому что им в основном занимался папа? Но мы оба учили одним методом - в игре.
Была даже идея о том, что детей нам в школу отдавать не надо, потому что мы сами с усами - вон как хорошо началка у нас была освоена лет до 6. Играючи.
... а бес его знает, что именно там было важным... вот почему бы не эмоции? Раз уж больше их никакими силами не повторить и не вызвать? если рассматривать как ценность не качество их, а именно уникальность. Не знаю, не знаю...
У меня в последнее время ощущение, что это какая-то индивидуальная черта, на которую все внешние попытки если и влияют, то мало. Я читала с раннего детства запоем, при этом мама уверена, что это потому, что мне читали вслух постоянно и в доме было полно книг. Ничего подобного. Ребенку 8-летнему сейчас тоже и читаем и книги в доме есть, но вот не любит она и все. Зато все время что-то пишет. Пока с ней срабатывает только подборка книг, которые гарантированно будут интересны. То есть, она перед этим должна тему основательно для своего уровня узнать другими способами и только потом будет об этом читать. Но тут уж будет точно.И тема может быть не обязательно детской.
Я в свое время так же боялась, что она рисовать не начнет. В каком-то возрасте отказывалась наотрез. Потом словно прорвало, разными способами, техниками. Изобрела вот рисование водой)), ничего не видно, конечно, но это-РИСУНОК!
Так что, могу ошибаться, но или ребенок это сам захочет или нет... (правда это все только мой опыт, а мой ребенок очень упрямый). Способы конечно перебирать можно, но тут вспоминается цитата из "Всадника без головы" про лошадь...))
что в нем так бесконечно много всего, что, гонясь за построением целостной картины, все неотвратимее теряешь себя самого...
----------------------------------
Красиво сказано)
Однако, есть такие, которые не потеряли себя самоно, несмотря на то, что освоили достаточное количество понятий и связей)
И потом - это только кажется, что всего много. Базовых понятий в мире не так уж много, потом они начинают бесконечно дробиться и детализироваться. Но комплекс базовых понятий, необходимых современному человеку, чтобы ориентироваться в жизни, все-таки невозможно усвоить из практики. Книгм и только книги))
Сатуре:
У нас дома было достаточно много книг, и все читали. Но библиотека тоже была в ходу.
Не придуман ещё мой мир, от того голова легка. Нет звезды ещё в небе и нет закона пока... (Пикник)
есть дети, которые, кажется, сразу родились с готовым умением абстрактно мыслить и обобщать. Это та категория, которая вырастает, не помня себя не читающими. А те, кто не читает, хоть разбейся, - у них вообще восприятие другое.
-----------------------------
Какая прелесть!
И все-то Вы делите на подклассы людей и детей) так и тварей дрожащих и право имеющих можно договориться)
Потребность обобщать и логически мыслить есть у всех абсолютно детей и людей. Масштабы зависят от специализации, да. И от развития и поддерживания этой способности в активном состоянии)
Не придуман ещё мой мир, от того голова легка. Нет звезды ещё в небе и нет закона пока... (Пикник)
я всего лишь пытаюсь отметить, что - все разные, и из одних нельзя сделать других. То есть не поделила я всех существующих детей на два класса, а всего лишь отметила существование групп с определенными признаками.
Согласитесь же, что если у человека от рождения потребность обобщать низкая, вы можете ее все же направить в мирное русло, но высокой вряд ли сделаете? На практике - необходимый минимум литературы с подсказками со стороны такой человек, конечно, освоит, но вряд ли станет читать запоем. Ему, может, крестиком больше нравится вышивать?
Если Достоевский договорился до тварей и имеющих, - нам уже все, нельзя? :-)
Ну, можно, конечно... только это не Достоевский договорился, а другие. Он возражал против этого, еслиф чё)
Да, разные психо-генетические типы людей рождаются, да.
Но я полагаю, что пропорции приблизительно должны быть одинаковыми.
Не может же быть так, что в последнее время рождается на порядок (а то и на два) меньше детей с такими способностями, которые позволяют много читать?
А у меня есть выборка - студенты. Я их опрашиваю уже лет 10 точно - и по результатам опроса заметно, насколько они почти ВСЕ мало читают или вообще не читают. 1 читающий человек на 25... Часто вообще ни одного в группе.
Не придуман ещё мой мир, от того голова легка. Нет звезды ещё в небе и нет закона пока... (Пикник)
Мне про таких нечитающих всегда интересно - понять их способ накопления информации о мире...
Конечно, легко встать в позу громовержца и провозглашать - вот я, знаю, как надо выстраивать отношения с миром, и вы у меня учитесь немедленно, сукины дети, а не то я вас.
Чем больше передаешь опыт, тем меньше его перенимаешь...
что-то в них, поросятах неподдающихся, есть, чего мы никак не видим...
Что-то я перестала держать нить разговора - поросята и сукины дети меня путают слегка)
И еще вот это: Чем больше передаешь опыт, тем меньше его перенимаешь... интересное утверждение откуда? Это личный опыт?
Как-то я не чувствую внутреннего согласия с этой мыслью))
Завтра подведу итоги и соберу советы в кучу.
Как создать ребенку наиболее благоприятные условия для охоты к чтению...
Хотя, мне очень нравится идея Айдиди - зашел и рявкнул! И вот уже шелестение и слюнение... ляпота!
Не придуман ещё мой мир, от того голова легка. Нет звезды ещё в небе и нет закона пока... (Пикник)
потому-то идея подключения к серверу Мироздания напрямую, путем медитации, приобретает все большее распространение, и за нее уже даже не совсем сразу кладут в палату.
пока с кафедры вещаешь открытым ротом, - свою нечитающую паству не слушаешь и не слышишь.
Соответственно, в момент передачи опыта одновременное его восприятие невозможно :-)
Следовательно, чем больше учишь, тем меньше возможности учиться самому :-)
У нас дома в моем детстве всегда читали вслух. Мама читала. И всегда на самом интересном месте останавливалась, как мне казалось. Хотя книжки были взрослые и я мало что понимала.
Не придуман ещё мой мир, от того голова легка. Нет звезды ещё в небе и нет закона пока... (Пикник)
пока с кафедры вещаешь открытым ротом, - свою нечитающую паству не слушаешь и не слышишь.
Соответственно, в момент передачи опыта одновременное его восприятие невозможно :-)
Следовательно, чем больше учишь, тем меньше возможности учиться самому :-)
-------------------------
Хорошая какая логика)
Надо нашей завкафедрой сказать, чтоб не вязалась со статьями и книжками - пишите да пишите! Дескать, у меня возможности нет! И процитировать это рассуждение.
Не придуман ещё мой мир, от того голова легка. Нет звезды ещё в небе и нет закона пока... (Пикник)
Ааа... то-то я замечала, что с учителями трудно общаться. Вплоть до удивления, как же они учеников-то слушают, когда те им отвечают, если слушать по сути не умеют...
Прям, все все?
Мои любимые учительницы (литературы и химии) отличались необыкновенным умением выслушать...
Недаром я в универ поступать приехала на ФЕН))
Не придуман ещё мой мир, от того голова легка. Нет звезды ещё в небе и нет закона пока... (Пикник)
Шафран, мне очень понравился оттенок вашего замечания по поводу свободолюбивой крамольной литературы по большому счёту одной из первых покушающейся на свободу своих читателей)) очень понравилось..если,я, конечно , правильно вас толковала..
Жестокость так же стара, как сама жизнь.
Да, есть робкие признаки смягчения жестокости - юмор и сострадание.
Они-то, пожалуй, и есть важнейшие изобретения человеческого гения.. (Дж.Уи.)
кому-то удается избежать профдеформации, да. Это божий дар.
Но остальные-то, остальные :-) в иную учительскую без болотных сапог входить страшно, ибо серпентарий :-))))))
Нет, не серпентарий.
Это неправда. Учителя в основной своей массе замечательные люди, которые много работают и делают, что могут для детей. Особенно сейчас - с этими дурацкими программами школьными.
И вообще - я хотела бы побольше по теме услышать, а не про учителей-преподавателей-вредителей.
Про условия для подготовки ребенка к чтению.
Про пользу чтения говорить и про то, нужно всем детям много читать или не нужно всем детям много читать - это, конечно, по теме. А вот про личные качества присутствующих здесь и не присутствующих здесь учителей, думаю, можно поговорить в приватах.
Пригласите желающих в приват - и они с удовольствием Вас поддержат про личные качества некоторых учителей)
Не придуман ещё мой мир, от того голова легка. Нет звезды ещё в небе и нет закона пока... (Пикник)
я обалдела, честно говоря, как у моей такое увидела. Настолько неожиданно...))
а само рисование она вообще начала со смешивания разных мелков на асфальте. какие там оттенки появлялись-не передать...
Мне думается, лучший способ придвинуть ребенка к чтению - избавиться от телевизора и запоролить комп. У него (ребенка) не будет выхода...
Есть, конечно, дети, которых и этим не прошибить (встречала людей, читающих только спецлитературу и о трех мушкетерах знающих лишь по экранизации), но их не много.
Остальное (читали-не читали, книги есть-нет в доме) не суть важно.
Дитенку своему читала очень много, сам он не читал никак. То есть, у него была дневная норма, во всяком случае летом, но он лично ничего от Гуттенберга не хотел... И когда лет в 13 он вдруг начал шарить по полкам в поисках интересных для него книг, и еще и у меня консультироваться, я думала, что вот они, галлюцинации в действии. Но это невозможное случилось - читает постоянно, хотя выбор, конечно, односторонний. Но по мне так пусть хоть что-то, чем совсем ничего.
Тут разговор не о запретах, а об отсутствии в доме дибилизирующих элементов. Для всех, а не только для детей. Я знаю людей, у которых нет телевизора. И у них дети читают, прикиньте?
У меня и телик и комп и дети и читают. Еще в лего-биониклы играют и другие игрушки.
Насчет приучения к чтению - скорее всего сказалось ежевечернее чтение на ночь. И первые книжки - коммиксы, в которых сначала дети смотрели картинки, а потом их же и начали сами читать.
Пока просверкивает как основа только чтение вслух - это было у всех, кто полюбил и любит читать.
Не мультики, не аудио, а именно чтение. И дарение красивых книжек с загадочными яркими картинками.
Не придуман ещё мой мир, от того голова легка. Нет звезды ещё в небе и нет закона пока... (Пикник)
У меня тоже были лего-биониклы и чтение на ночь ежевечернее, которое слушалось на ура, просилось еще, и чего только не читали... И еще кассеты со сказками. И ребенок до 13 лет не читал. А таких сейчас большинство. Так что, видимо, родителям твоих детей повезло.
Если, конечно, ты не прячешь в рукаве уникальную методику полюбления самостоятельного чтения...
А есть, интересно, какая-то зависимость склонности к чтению от психотипа, ну или хотя бы ребёнок интроверт\экстраверт или по другим парам...
Я вот интроверт, читать по семейной легенде начала сама года в 4, всё детство читала может и не запоем, но любила это дело, и совершенно не помню, чтобы кто-то читал мне вслух, за исключением дедушки (несколько раз, не постоянно), и то, когда я болела так, что лежала в лёжку...
Но в семье читали все. За столом в том числе.
Ну да. Это второй компонент - чтоб в семье все читали как пример.
Сейчас придет Ваня и скажет, что мало того, что книг не было в семье и не читали родители, а что ему в детстве не читали вслух - и опять все разобъется))
Не придуман ещё мой мир, от того голова легка. Нет звезды ещё в небе и нет закона пока... (Пикник)
Мы второго вообще насчет чтения не напрягали. Ну разве что слоги (самое трудное в этом деле) учили читать. Потом заглавия в книжке просили прочитать, когда ему читали, названия стихотворений. А потом он нашел комиксы в журналах оставшихся от старшего и сам стах их читать.
А еще бывает когда ему читаешь, он начинает сам читать книжку, при этом бубнит под нос, мешает.
Какие-то современные журнальчики я покупала, не знаю, комиксы или нет. А подругу тоже читать учу. К слогам вплотную подступили. Но она, кстати, не слушает так, как мальчик слушал... Может хоть читать будет.
Что на счет меня, так никто меня не учил читать раньше чем я в школу пошел. У учителей как правило времени на своих детей не хватает. Но дома книг конечно были. Читать научился уже в школе и после этого как прорвала. Был записан во все библиотеки и плюс еще с друзьями книгами постоянно менялся. Но поселок был маленький и не все книги можно было достать. Помня то как мне трудно было порой прочитать ту или иную книгу постарался чтобы у дочери такой проблемы с книгами не было. Естественно что старался понять, что её больше интересует и потом именно подобные книги постарался ей предлагать.
"Все истины, которые я хочу вам изложить - гнусная ложь" (С)
Скорее всего читала сестра. Она очень рано - в 4 года научилась читать и читала нам сказки на ночь с братом. Но у близнецов очень много своих развлечений кроме чтения. До определенного возраста конечно. Ну а родители стояли на позициях - когда нужно будет нам самим, тогда мы и начнем читать. Ну а так как ТВ тогда не было в принципе, то мимо книг мы пройти не могли.
"Все истины, которые я хочу вам изложить - гнусная ложь" (С)
на первый
Мне тоже кажется, что пытаться приохотить ребёнка, конечно, нужно, но что именно "щёлкнет" и щёлкнет ли вообще — это вопрос... да ещё сейчас, когда возможностей получить информацию помимо книги такая куча-гора.
Я вот не помню, чтобы нам родители читали книжки. Пластинки мы слушали, да. Любимые — до дыр. Сестра начала читать очень рано, года в четыре у неё отняли "Поднятую целину" и она рыдала (есть такая семейная легенда). Мне повезло меньше, потому что в мои 4 она пошла в школу и срочно начала искать применение получаемым знаниям... после нескольких дней применения и моих рыданий, мама мучить меня запретила... читать я начала в шесть. Потом у родителей была только одна задача — периодически отнимать книжки, чтоб я делала что-то ещё.
Своему ребёнку я читала. Много и долго, всю начальную школу даже. Пыталась заинтересовать, бросая на самом интересном месте, отвечая на "почему?" — "А давай почитаем в энциклопедии". Он с удовольствием слушал меня часами, но сам читал только по необходимости, готовясь к урокам. Правда, он дислектик, читать ему было очень трудно... да и обнаружили мы это довольно поздно, время было упущено. Зацепил его чтением друг лет в 12, подсунув какую-то очень его заинтересовавшую книгу. Сейчас читает прилично, но предпочитает всё-таки аудиокниги. И достаточно односторонне чаще.
Ну, у дислексии характерные проявления: ребёнок долго не может продвинуться дальше слогового чтения, очень часто зеркалит, особенно, короткие слова, плохо запоминает прочитанное. И дислексия обычно идёт вместе с дисграфией, а там вообще набор типичных ошибок. Но это я сейчас уже такая начитанная по теме.
Мой ещё и аудиал, услышанное понимает-запоминает легче, чем увиденное.
Я сына не могла читать научить - это да. Буквы знал, а слоги не складывал. Каша, например, читалось им как кэ-а-шэ-а. И ни в какую дальше мы не продвигались. Я, честно говоря, списывала это на свою педагогическую тупость.
С русским у него тоже всю дорогу проблемы. Слово "ящрица" до сих пор забыть не могу. Там же "ще"...
Вот теперь и думаю, может он тоже, того...
У нас было слово "ещё" с пятью ошибками в нескольких вариантах написания.И бесконечные йожик, йула, йащик... 11 лет назад с логопедами в школе было плохо. Мы нашли единственного специалиста к середине второго класса. Ездили, пока деньги не кончились.И никто не сказал, что логопеды, работающие с дислектиками, есть в психо-неврологическом диспансере.
У нас тоже логопед был в истории. И тоже в школе уже. Украинское л-в за неделю исправили, а с грассирующим р с год развлекались. Сейчас так забавно кассеты с ним маленьким смотреть...
Это немножко другой логопед. Как раз по произношению много работает, а вот учат читать-писать единицы... хотя, может, сейчас что-то изменилось. По крайней мере, книжки с методиками и упражнениями найти куда проще.
У тебя уже дисорфография. *утешила*
Но даже тебе это можно исправить, если захотеть. Взрослым уже легче, когда поймёшь, что именно нужно корректировать... я вот уже и книжку нужную на полку поставила, и пляшу с ней регулярно... не хочет.
Мне логопед говорила, когда я сына к ней в 7-8 лет привела, что это очень поздно. И дело тут не в физиологии, а в психологии. Годам к 10 это уже прописано где-то там, в подкорке. И не корректируется никак.
Логопед рассказывала про пацана, который в 10 лет пришел абсолютно без буквы"р", потому что учился в кадетском, мечтал стать военным, а какой командир без качественного "уррррра"? Так ему в училище и сказали. Мол, идите уже в обычную школу. А пацану хотелось командиром. Да так хотелось, что он себе "р" за месяц поставил.
Но он был сильно замотивирован. И случай этот рассказывался, как уникальный, потому что поздно уже было учить...
Я своего к логопеду таскала-таскала, а сын подруги, чуть раньше нас научившийся выговаривать Р, научил его за вечер...каким уж методом - то мне неведомо до сих пор.
"Но кажется, что это лишь игра с той стороны зеркального стекла..."
Нас с мамой логопед просто отправил лесом, сказав, что у него столько детей, которые вообще не разговаривают, что "идите, мамаша, и не мешайте работать".
Я, помню, на одно занятие сходила в дошкольном возрасте. Убедилась, что я никогда в жизни так язык не изверну, как эти дети, которые, несмотря на всю гимнастику, действительно говорят так, что случай явно медицинский.
В общем, плюнули на меня. Тем более, что дефект речи у нас семейный.
В-л сама научилась выговаривать. А ррр - да и фиг с ним. Мне не мешает.
В ответ на: Мне логопед говорила, когда я сына к ней в 7-8 лет привела, что это очень поздно. И дело тут не в физиологии, а в психологии. Годам к 10 это уже прописано где-то там, в подкорке. И не корректируется никак.
я научилась говорить букву Р в 30 лет
одна моя заказчизца, заслуженная артистка, певица, оказалась намного продвинутей логопедов с подкорками.
как-то она спросила меня: хотите научиться говорить бекву Р?
-конечно )))
тогда ставьте язык не так, а вот так...
с этой минуты я перестала картавить
так что, господа, дело в желании, а не в подкорках
Жила-была девочка. И вот однажды в магазине её спросили: "А у Вас есть пенсионное удостоверение?"
НПП
Да тут у каждого второго проблемы с Р)) Не только у меня :=)
Читала своим детям сказки, но не всегда. Чаще придумывала их. Но результат получился разный.
Дочь много читала в детском и школьном возрасте, сейчас - более специализированную литературу.
Сына не удалось пристрастить к чтению. Хотя у него был поначалу интерес, подбирала ему книги, которые могли заинтересовать. И прямо на цыпочках ходила, немея от восторга, если видела книгу в руках сына...
Мой папа много читал, мама - нет. Сестра читала, брат - нет. У меня в детстве просто "запои" были книжные - даже с фонариком под одеялом, так безумно хотелось книгу дочитать и узнать все... Сейчас времени меньше, но если что-то захватывает, остановиться не могу, даже на работе предвкушаю вечер и чтение...
Однако мне стали интересны и другие источники развития - например, какие-то передачи по каналу "Культура", или, например, встречи с интересными людьми по ТВ. Слушаешь, впитываешь, задумываешься, в голове что-то переосмысливается, рождается, дает толчок узнать еще больше, понять...
Утешает по поводу нечитающего сына то, что он все же развивается другим способом - читая что-то в инете, размышляя над увиденным, услышанным по ТВ. И порой поражает меня глубокими мыслями, необычным своим взглядом на ту или иную ситуацию...
Мне кажется, что вот эти примеры - в одной семье дети по разному относятся к книгам, - говорят о том, что любовь к чтению зависит от личности ребенка. Хотя, наверное, есть рецепты, как их приохотить...
У человека нет другого выбора – он должен быть человеком. Е. Лец.
вот ты зря возмущаешься.. если я читаю вслух - я не вникаю в суть написанного. Просто тарабаню, причем - с выражением и интонациями, - а думаю о своем. Так я читала вслух своей младшей сестре. дадьше - своей дочери.
ксьтати, давным-давно я о таком у горького прочитала.