СТАНЦА VI.4.
4. ОН СЛАГАЕТ ИХ НАПОДОБИЕ СТАРШИХ КОЛЁС (Миров), УТВЕРЖДАЯ ИХ НА НЕСОКРУШИМЫХ ЦЕНТРАХ (а). ФОХАТ, КАК ЖЕ СОЗИДАЕТ ИХ? ОН СОБИРАЕТ ОГНЕННУЮ ПЫЛЬ, ОН СЛАГАЕТ ОГНЕННЫЕ ШАРЫ, УСТРЕМЛЯЕТСЯ ЧЕРЕЗ НИХ И ВОКРУГ НИХ, СООБЩАЯ ИМ ЖИЗНЬ И ЗАТЕМ, ПРИ-
Станца VI.4. 179
________________________________________
ВОДЯ ИХ В ДВИЖЕНИЕ; ОДНИХ В ОДНОМ НАПРАВЛЕНИИ, ДРУГИХ В ИНОМ. ОНИ ХОЛОДНЫ, ОН ДЕЛАЕТ ИХ ЖАРКИМИ. ОНИ СУХИ, ОН ДЕЛАЕТ ИХ ВЛАЖНЫМИ. ОНИ ПЫЛАЮТ, ОН ОБВЕВАЕТ И ОХЛАЖДАЕТ ИХ (b). ТАК ДЕЙСТВУЕТ ФОХАТ ОТ ОДНИХ СУМЕРЕК ДО СЛЕДУЮЩИХ НА ПРОДОЛЖЕНИИ СЕМИ ВЕЧНОСТЕЙ 1.
а) Миры созидаются «наподобие старших Колес», то есть, тех, которые существовали в предыдущих Манвантарах и вступили в Пралайю; ибо Закон рождения, роста и разрушения всего в Космосе, от Солнца до светляка, ползающего в траве, Един. Существует непрерывная работа совершенствования с каждым новым проявлением, но Субстанция-Материя и Силы одни и те же. И этот Закон действует на каждой планете, посредством меньших и разнообразных законов.
«Несокрушимые (Лайя) Центры» имеют большое значение, и это значение должно быть вполне понятно, если мы хотим иметь ясное представление Архаической Космогонии, теории которой перешли ныне в Оккультизм. В настоящее время одно можно утвердить. Миры созидаются ни в Лайя-Центрах и ни над ними или на них, ибо нулевая точка есть состояние, но не математическая [координатная] точка 2.
b) Имейте в виду, что Фохат, созидающая Сила Космического Электричества, возник, говоря метафорически, подобно Рудре из головы Брамы, «из Мозга Отца и Лона Матери», и затем сам преобразился в два начала, мужское и женское, т. е., в положительное и отрицательное электричество. Он имеет Семь Сыновей, которые являются его Братьями. Фохат принужден рождаться время от времени, каждый раз, как двое из его «Сынов-Братьев» (а также «Братьев» и «Сестёр») слишком приблизятся друг к другу, будет ли то для объятия или же для сражения; чтоб избежать это, он соединяет и связывает вместе тех, кто различен по природе, и разъединяет тождественных по темпераменту. Это, как каждому ясно, относится, конечно, к электричеству, порожденному от трения, и к закону притяжения между двумя объектами различной полярности и отталкиванию между принадлежащими к одинаковой полярности. Семь Сыновей-Братьев представляют и олицетворяют семь форм космического магнетизма, именуемые в Практическом
________________________________________
Второй том см.: Тайная Доктрина Е.П.Блаватской. Происхождение человека // Комментарий А.Владимирова. М., НПЦТ «Беловодье», 2007. Второй том см.: Тайная Доктрина Е.П.Блаватской. Происхождение человека // Комментарий А.Владимирова. М., НПЦТ «Беловодье», 2007.
[2] Lűn Yű (§ I a); Schott. «Chinesische Literatur», р. 7, упоминается Максом Мюллером.
Станца VI.4. 180
________________________________________
Оккультизме «Семью Началами», активным и сотрудничающим потомством которых, среди других энергий, являются электричество, магнетизм, звук, свет, теплота, сцепление и т. д. Оккультная Наука определяет всех их как сверхчувственные следствия в их скрытых воздействиях, и как объективные феномены в мире чувств. Первые из них требуют анормальных способностей, чтобы быть уловленными, последние воспринимаются нашими обыкновенными физическими чувствами. Все они принадлежат и являются эманациями ещё более сверхчувственных духовных качеств, не олицетворенных, но принадлежащих к истинным реальным и сознательным Причинам. Пытаться описать подобные Сущности было бы более нежели бесполезно. Читатель должен иметь в виду, что согласно нашему учению, рассматривающему эту феноменальную Вселенную как Великую Иллюзию, чем ближе тело подходит к Непостигаемой Сущности, тем ближе оно к Реальности, ибо тем самым оно наиболее отдалено от этого Мира Майи. Потому, хотя и нельзя вывести заключения о молекулярном строении этих тел из их проявлений на этом плане сознания, тем не менее, с точки зрения Адепта, они имеют определенное объективное, если и не материальное строение, в относительно нуменальном Мире – в противопоставление к феноменальному 1. Люди науки, если хотят, могут называть их силою или силами, порожденными материей или «видами её движения». Оккультист видит в этих следствиях Элементалов (Силы), а в непосредственных причинах, производящих их, разумных, Божественных Работников. Тесная связь этих Элементалов, направляемых безошибочной Рукою Владык, с элементами чистой Материи – их коррелятом, могли бы мы сказать, – выявляется в наших земных феноменах, как свет, тепло, магнетизм и т. д.
________________________________________
Второй том см.: Тайная Доктрина Е.П.Блаватской. Происхождение человека // Комментарий А.Владимирова. М., НПЦТ «Беловодье», 2007. Второй том см.: Тайная Доктрина Е.П.Блаватской. Происхождение человека // Комментарий А.Владимирова. М., НПЦТ «Беловодье», 2007.
Станца VI.4. 181
________________________________________
ОТСТУПЛЕНИЕ
Этим Стихом заканчивается часть Станцев, относящихся к космогонии Вселенной после последней Махапралайи или Всемирного Разложения, которое, когда оно наступает, уносит из Пространства каждую дифференцированную вещь, богов так же как и атомы, подобно бесчисленным сухим листьям.
Начиная с этого параграфа и далее Станцы касаются только нашей Солнечной системы вообще и, следовательно, планетных цепей, в ней заключенных; и в особенности истории нашего земного Глобуса 1 (4-го в его цепи). Все последующие параграфы в этом томе касаются только эволюции Земли и на Земле. Что касается до последней, то утверждается странное положение – странное, конечно лишь с точки зрения современной науки – положение, которое должно быть оповещено.
Но прежде чем совершенно новые и, до некоторой степени, поражающие теории будут предложены читателю, они должны быть предпосланы несколькими пояснительными словами. Это абсолютно необходимо, так как теории эти не только расходятся с современной наукою, но в некоторых пунктах противоречат ранним утверждениям 2, сделанным другими теософами, претендующими на то, что объяснения и передача их учений основаны на том же Авторитете, на который опирается и писательница сего труда.
Потому сделаем краткий перерыв между Стихами, только что объясненными и теми, которые воспоследуют.
НЕКОТОРЫЕ ОШИБОЧНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ, РАНЕЕ ОПУБЛИКОВАННЫЕ И КАСАЮЩИЕСЯ ПЛАНЕТ, КРУГОВ И ЧЕЛОВЕКА
Среди одиннадцати выпущенных Станц имеется одна, дающая полное и последовательное описание образования Планетных Цепей, после того как первая космическая и атомическая дифференциация началась в первоначальном Акосмизме. Бесполезно говорить о «законах, возникающих, когда Божество готовится творить, ибо «законы» или, вернее, ЗАКОН, вечны и несотворены, и Божество есть Закон и наоборот. Кроме того, единый вечный Закон развертывает в Природе
________________________________________
Второй том см.: Тайная Доктрина Е.П.Блаватской. Происхождение человека // Комментарий А.Владимирова. М., НПЦТ «Беловодье», 2007. Второй том см.: Тайная Доктрина Е.П.Блаватской. Происхождение человека // Комментарий А.Владимирова. М., НПЦТ «Беловодье», 2007.
[2] Lűn Yű (§ I a); Schott. «Chinesische Literatur», р. 7, упоминается Максом Мюллером.
Станца VI.4. 182
________________________________________
(которая должна быть) проявленной, всё сущее на семеричном принципе; среди прочего и бесчисленные круги Цепей Миров, составленных из Семи Глобусов 1, в порядке постепенности, на четырех низших планах Мира Формирования 2 (три другие принадлежат к Миру Прообразов 3). Из этих семи Глобусов 4 только один, самый низший и самый материальный, доступен нашему познаванию; шесть других лежат вне его и потому невидимы земному глазу. Каждая подобная Цепь Миров [планеты] является порождением и Созданием другой [предшествующей ей] низшей и мертвой Цепи (для Земли – Луна) – её воплощением, так сказать. Для большей ясности нам говорят, что каждая из планет – из которых только семь были названы сокровенными, как управляемые высочайшими Владыками или Богами, но вовсе не потому, что древние ничего не знали о других 5 – всегда семерична, будет ли она известна или же неизвестна, так же как и Цепь, к которой принадлежит Земля. Например, все подобные планеты, как Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн и т. д. или наша Земля, так же видимы нам, как и наш Глобус 6, вероятно, видим жителями (в том случае, если таковые имеются) других названных планет, ибо все они на том же плане; тогда как высшие спутники-Глобусы 7 этих планет 8 находятся на других планах, совершенно вне наших земных чувств. Так как их относительные положения даны дальше, а также в диаграмме [III], приложенной к комментариям Стиха № 6 Станцы VI, то сейчас требуется лишь несколько объяснительных слов.
[УСТРОЙСТВО ЦЕПИ ЗЕМНЫХ ГЛОБУСОВ] 9
Эти невидимые спутники любопытно отвечают тому, что мы называем «принципами» в человеке. Эти Семь находятся на трёх
________________________________________
Второй том см.: Тайная Доктрина Е.П.Блаватской. Происхождение человека // Комментарий А.Владимирова. М., НПЦТ «Беловодье», 2007. Второй том см.: Тайная Доктрина Е.П.Блаватской. Происхождение человека // Комментарий А.Владимирова. М., НПЦТ «Беловодье», 2007.
[2] Lűn Yű (§ I a); Schott. «Chinesische Literatur», р. 7, упоминается Максом Мюллером.
[3] Е. Schlagintweit. «Buddhismus in Tibet», р. 77.
[4] Майя – Иллюзия, Авидья – Неведение. – А.В.
[5] В дальнейшем Жизне:Циклом называется Один Большой Круг планеты, в частности, нынешний Четвертый Большой Круг, в течение которого вызревают Семь Рас человечества. Именно этому Кругу и его Расам в основном посвящена «Тайная Доктрина». «Oeaohoo Младший» появляется как Ману перед началом каждой Расы, давая ей новую ключевую ноту вибрации. – А.В.
[6] В отличие от Первичного Проявления, которое невозможно выразить или представить, Вторичным Проявлением является проявленный мир форм. А.В.
[7] androgynous (андрогинное).
[8] planet.
[9] Семеричность Глобусов присуща исключительно земной цепи и представляет сочетание двух эволюций (каждая из которых основана на пятеричности): 1) лунной и 2) от погибшей планеты, плюс 3) огненная часть бывшего Солнца Мартанды (ядро Земли). В непроявленном (духовном) плане проявленным семи Глобусам Земли соответствуют семь субъективных сфер (о семи субъективных сферах см. Письмо Махатм № 65, § 1). – А.В.
Станца VI.4. 183
________________________________________
материальных планах и на одном духовном, и отвечают трём Упадхи (Материальным Базам) и одному духовному Носителю (Вахана) наших семи Принципов в человеческом делении. Если для более ясного умозрительного представления мы представим себе [на Земле] человеческие Принципы расположенными как в нижеприведенной схеме, то мы получим следующую диаграмму соответствий:
Дух поставлен первым, а не седьмым, как это обычно делается [по установившейся в теософской литературе традиции], но что в действительности не следовало бы делать [ибо развертка мира начинается с Духа].
Принципы, как они обычно именуются по методу «Эзотерического Буддизма» [А.П.Синнетта] и других трудов, следующие:
1. Атма;
2. Буддхи (Духовная Душа);
3. Манас (Человеческая Душа);
4. Кама Рупа (Проводник Желаний и Страстей);
5. Прана;
6. Линга Шарира (эфирное тело);
7. Стхула Шарира (физическое тело).
Станца VI.4. 184
________________________________________
Темные, горизонтальные линии низших планов означают Упадхи, если они рассматриваются как человеческие Принципы, и планы, в случае Планетной Цепи. Конечно, что касается до Человеческих Принципов, то диаграмма не помещает их во вполне точном порядке, но всё же показывает соответствие и аналогию, к которым призывается сейчас внимание читателя. Как читатель увидит, это есть нисхождение в материю, приноравливание – как в мистическом, так и в физическом смысле – обеих сущностей и их переплетание в ожидающей их великой, грядущей «борьбе за существование». Может быть, термин «Сущность», употребленный для земного шара 1, является странным, но древние философы, представлявшие себе Землю как огромное «Животное», и Плиний, называвший Землю нашей доброй кормилицей и матерью, единым Элементом, не враждебным человеку, был ближе к истине, нежели Уаттс, воображавший, что он видит в ней подножие Бога. Ибо Земля есть лишь подножие человека в его восхождении к высшим областям.
Ознакомившись с этим, мистик будет лучше подготовлен к усвоению Оккультного Учения, хотя каждый заурядный ученик, современной науки, может и, вероятно, будет рассматривать это как страшную нелепость. Ученик Оккультизма, тем не менее, утверждает, что теория, обсуждаемая сейчас, гораздо более философична и правдоподобна, нежели какая-либо другая. Во всяком случае, она более логична, чем теория, недавно выдвинутая и которая делает из Луны часть, выброшенную нашею Землею, когда последняя была [якобы] раскаленным шаром, расплавленной пластической массою.
Кроме того, утверждается, что Планетные Цепи, имея свои Дни и Ночи – т. е. периоды деятельности или жизни, и инерции или смерти, – действуют в небесах подобно человеку на Земле; они порождают себе подобных, стареют и потухают, и только духовные принципы их живут в их порождениях как пережиток их самих.
Не посягая на чрезвычайно трудную задачу представить весь процесс во всех его космических деталях, достаточно будет сказано, чтобы дать приблизительное представление о нём. Когда Планетная Цепь находится в своём последнем Круге 2, её Глобус А 3, прежде чем окончательно замереть, высылает всю свою энергию и все при-
________________________________________
Второй том см.: Тайная Доктрина Е.П.Блаватской. Происхождение человека // Комментарий А.Владимирова. М., НПЦТ «Беловодье», 2007. Второй том см.: Тайная Доктрина Е.П.Блаватской. Происхождение человека // Комментарий А.Владимирова. М., НПЦТ «Беловодье», 2007.
[2] Lűn Yű (§ I a); Schott. «Chinesische Literatur», р. 7, упоминается Максом Мюллером.
[3] Е. Schlagintweit. «Buddhismus in Tibet», р. 77.
Показать скрытый текстСтанца VI.4. 185
________________________________________
нципы в нейтральный центр латентной силы, лайя центр, и тем самым оживотворяет новый нуклей недифференцированной субстанции или материи, т. е. вызывает его к деятельности или даёт ему жизнь. [Процесс перехода волны жизни с одной планеты на другую будет подробно описан далее.]
Почему Венера и Меркурий не имеют спутников, и если таковые существуют [у прочих планет], то как образовались они? Венера и Меркурий не имеют спутников, но они имели «родителей» так же, как имела их Земля. Обе эти планеты гораздо старше Земли и, прежде чем последняя (Земля) достигнет своего Седьмого Круга, её матерь Луна растворится в тончайшую атмосферу, так же как это произошло или не произошло, смотря по случаю, с лунами других планет, ибо существуют планеты, которые имеют несколько Лун – ещё одна тайна, которую ни один Эдип астрономии не разрешил.
АГНИ ЙОГА О МЕРКУРИИ И ВЕНЕРЕ
– Выше ли Меркурий по развитию, чем Земля?
– Условия Меркурия очень тяжки, ибо движения стихий бывают разнородны – он именно находится в обскурации. Можно считать его по развитию выше Земли, ибо ему не грозит распад.
– В каком он круге?
– В пятом 1.
– Венера очень высока. На Венере психическая энергия осознана. На высоких планетах разные качества сознания.
– Не отвечает ли Венера пятой фазе?
– Да.
– Но шестую фазу мы видеть не можем?
– Не можем, но при осознании огня возможно.
– Наша земля очень низка в сравнении с другими планетами?
– Очень высока по сравнению с легионами низших. Земля могла бы быть в фазе Венеры 2. Планетная цепь есть фазы жизни планеты в утробе Матери 3.
________________________________________
Второй том см.: Тайная Доктрина Е.П.Блаватской. Происхождение человека // Комментарий А.Владимирова. М., НПЦТ «Беловодье», 2007. Второй том см.: Тайная Доктрина Е.П.Блаватской. Происхождение человека // Комментарий А.Владимирова. М., НПЦТ «Беловодье», 2007.
[2] Lűn Yű (§ I a); Schott. «Chinesische Literatur», р. 7, упоминается Максом Мюллером.
[3] Е. Schlagintweit. «Buddhismus in Tibet», р. 77.
Скрыть текст усы, надо полагать, невозможно увидеть одновременно и отдельно друг от друга, как это трудно сделать в отношении яблока, по отдельности друг от друга увидев его физическое тело, сладкость, жизненную напряженность и т.д. Картинка множества Глобусов представляет соединение в одном рисунке сразу нескольких состояний планеты в эволюционно разные периоды. Если же рассмотреть планету в один из этих периодов, то у неё будет лишь одно базовое тело, на котором «крепятся» или через которое проявляются прочие «оболочки», или, правильнее сказать, – принципы. Когда Солнечная система находится в состоянии физической оявленности, тогда все планеты Солнечной системы имеют то или иное физическое претворение, от плотно-каменных до газообразных. В периоды эволюции таких планет жизнь по очереди движется по Глобусам этих планет, от А до Z, но не в том смысле, что Глобус, например, астральный Глобус, будет существовать как отдельный шар, висящий над базовым физическим Глобусом-шаром этой планеты, а в том смысле, что в период активности эволюции на астральном Глобусе существа воспринимают окружающее этого астрального мира как некий шар, который таковым с точки зрения физического Глобуса не является. Так, в настоящее время у нашей планеты активным является её физический Глобус. Имеются описания перешедших в астральный план, когда их местопребывание видится им как некая поверхность «земли», при том, что Земля при смене фокуса сознания воспринимается ими как сфера, висящая в центре их мира у них над головою 1. С точки зрения физической Земли, надземные астральные слои (астральная сфера) и иные более высокие сферы расположены концентрически вокруг Земли, представляя верхние слои её атмосферы, уходящие далее газообразных слоёв. Отсюда в Агни Йоге низшие астральные слои описаны как «удушливый коричневый газ» или как «непробиваемая кора», «стекло» и т.п. Конечно, это непробиваемость лишь для тел астрального и ментального планов, ибо физические ракеты вылетают за пределы сфер Земли и никакой «коры» не замечают.
Кроме оболочек-принципов рядом с планетой могут находиться иные тонкоматериальные образования. Такие образования могут как выделиться из самой планеты, так и иметь неземное происхожде-ние. Говорится, что искусственные тонкоматериальные построения («города»), вращающиеся вокруг Земли, были созданы как Силами Света, так и Силами тьмы. Так в человеке его эфирный принцип-
Станца VI.4. 187
________________________________________
оболочка может выделяться в самостоятельное тело, например во время сна, и отдаляться на некоторое расстояние от физического тела. Дремотное состояние человека, когда тонкое тело частично находится вне физического тела, позволяет человеку одновременно воспринимать оба плана: видеть «сон» и слышать звуки обстановки физического окружения. Таким образом, сознание во многом предопределяет «вид» воспринимаемого мира.
«Не забудем, что земные события ограничены корою малой планеты, но области Тонкого Мира несравнимо обширнее, оттого и все миры явлены в беспредельности. Люди всё же не могут понять, что Тонкий Мир может вмещать нечто, несоизмеримое с земными понятиями.
Сферы в схеме могут быть определенными (как отдельные шары-Глобусы), но при подробном изучении будут усмотрены связующие нити (взаимопроникновение миров друг в друга). На Земле, при всех существующих разделениях, каждое существование оказывается связанным с самыми различными обстоятельствами. Тем более это может происходить в Тонком Мире» 1.
«Цепь планет, о которой говорится в «Письмах Махатм» и «Тайной Доктрине», нужно понимать как различные фазы одной и той же планеты, со всеми окружающими её зримыми и незримыми для нас сферами, но не как самостоятельные физические планеты» 2.
«Вы правы, что планетная цепь, со всеми её глобусами, или сферами, или принципами (называйте их как хотите), представляет собою одно целое. Именно, все глобусы концентрически совмещаются один в другом и представляют определенные планы сознания или бытия. Конечно, планета есть живое существо, ибо в Космосе ни один атом не лишен жизни или сознания, или духа, и в древних философских трудах можно встретить сравнение Земли с большим животным, имеющим свою особую жизнь и, следовательно, своё сознание или проявление духа» 3.
***
Е.П.Б.: Луна является сейчас охлажденным отбросом, тенью, влекомой новым телом, которому переданы её жизненные силы и принципы. Она обречена теперь на протяжении долгих веков преследовать Землю, привлекая своё порождение и будучи сама привлекаема им. Постоянно вампиризуемая своим порождением, она отомщает
________________________________________
Второй том см.: Тайная Доктрина Е.П.Блаватской. Происхождение человека // Комментарий А.Владимирова. М., НПЦТ «Беловодье», 2007. Второй том см.: Тайная Доктрина Е.П.Блаватской. Происхождение человека // Комментарий А.Владимирова. М., НПЦТ «Беловодье», 2007.
[2] Lűn Yű (§ I a); Schott. «Chinesische Literatur», р. 7, упоминается Максом Мюллером.
[3] Е. Schlagintweit. «Buddhismus in Tibet», р. 77.
Станца VI.4. 188
________________________________________
ему, пропитывая его своими губительными, невидимыми и ядовитыми воздействиями, излучаемыми оккультною стороною её природы. Ибо хотя она мертва, но, тем не менее, ещё живое тело. Частицы её разлагающегося трупа полны деятельной и разрушительной жизнью, хотя образуемое ими тело теперь лишено души и безжизненно. Потому её излучения одновременно благодетельны и вредоносны, – обстоятельство, находящее на Земле параллель в факте, что травы и растения нигде так не сочны, нигде не растут с большею силою, чем на могилах; тогда как, именно, эманации кладбищ или трупов приносят болезни и убивают.
Подобно всем привидениям или вампирам, Луна – друг колдунов и враг неосмотрительных. От архаических времён до позднейших колдуний Фессалии и до современных тантриков Бенгалии, природа и свойства Луны были известны каждому оккультисту, но остались закрытой книгой для физиков.
Такова Луна, рассматриваемая с астрономической, геологической и физической точки зрения. Что же касается до её метафизической и психической природы, то это должно остаться такою же оккультною тайною в этом труде, как это было и в томе, озаглавленном «Эзотерический Буддизм» [А.П.Синнетта], несмотря на несколько рискованное утверждение, сделанное в нём, что «сейчас осталось мало неразгаданного в тайне восьмой сферы». В отношении подобных тем Адепты проявляют большую сдержанность в своих сообщениях непосвященным ученикам и, так как они не санкционировали и не разрешили опубликовать какие-либо теории по этому вопросу, то чем меньше будет сказано, тем лучше. Тем не менее, не преступая запрещенной области «восьмой сферы», полезно будет дать несколько добавочных фактов, касающихся экс-монад Лунной Цепи – «Лунных Предков», – ибо они играют преобладающую роль в Антропогенезисе (эволюции земного человека), о котором мы будем говорить [во втором томе]. Это приводит нас непосредственно к семеричному строению человека; и ввиду того, что недавно возникли некоторые разногласия относительно лучшей классификации подразделений микрокосмической сущности [т.е. человека] для принятия её, то с целью облегчения сравнения нами даются две системы. Приложенная краткая заметка принадлежит перу Т. Субба Роу, весьма выдающегося ученого ведантиста. Он предпочитает браминское подразделение Раджа-Йоги, и с метафизической точки зрения он вполне прав. Но так как это лишь вопрос простого выбора и удобства, то в этом труде мы придерживаемся классификации, пользовавшейся уважением с давних времён, именно, классификации Транс-Гималайской, «Эзотерической Школы Архатов». Следующая таблица
Станца VI.4. 189
________________________________________
и её объяснительный текст перепечатаны из «Tеософиста», также они содержатся в книге «Пять лет Теософии».
СЕМЕРИЧНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ В РАЗЛИЧНЫХ ИНДУССКИХ СИСТЕМАХ
Здесь мы даем в форме таблицы классификацию принципов человека, принятую учителями буддизма и Веданты.
Из вышеприведенной таблицы ясно, что третий принцип буддийской классификации не упомянут отдельно в подразделении Веданты, ибо он лишь проводник Праны. Также четвёртый принцип включен в третью Коша (оболочка), ибо тот же принцип является лишь проводником силы воли, которая есть лишь энергия Разума. Следует также отметить, что Виджнанамайякоша рассматривается, как отличная от Маномайякоши, ибо после смерти совершается разделение между низшей частью разума, имеющей больше сродства с четвёртым принципом, чем с шестым, и его высшей частью, которая присоединяется к последнему шестому, и в действительности является основою высшей духовной индивидуальности в человеке.
Мы также напомним здесь нашим читателям, что классификация, указанная в последнем столбце, есть наилучшая и наипростей-
Станца VI.4. 190
________________________________________
шая для всех практических целей, связанных с Раджа-йогой (именно её утверждает Субба Роу). Хотя в человеке имеются семь принципов, но существуют лишь три отличных и определенных Упадхи (основ), в каждой из которых его Атма может работать отдельно от остальных. Эти три Упадхи (физическое, астральное и ментальное тела) могут быть разъединены Адептом, не убивая себя. Но он не может разъединить все семь принципов друг от друга, не разрушив своего организма.
Ученик теперь лучше подготовлен понять, что между тремя Упадхи Раджа-йоги и её Атмою, и нашими тремя Упадхи, Атмою и добавочными тремя подразделениями (в системе Е.П.Блаватской), в действительности, очень мало различия. Кроме того, так как в Индии в Гималаях и Транс-Гималаях, в школах Патанджали, Арьясанга или Махаяна, каждый Адепт должен стать Раджа-йогом, то он должен принять классификацию Тарака Раджа в принципе и теории, к какой бы иной классификации он ни прибегал для практических и оккультных целей. Таким образом, очень малое значение имеет, говорят ли о трёх Упадхи с их тремя аспектами и Атмою, вечным и бессмертным синтезом, или же называют их «Семью Принципами».
А.В.: Строго говоря, обычная планетная эволюция совершается на трёх планах проявленности: физическом, астральном и ментальном 1, где развиваются пять Глобусов планеты. В случае с Землей, на которой соединились эволюции двух, разных по уровню и направленности, «октав», возникло как бы четыре совмещенных проявленных плана (подплана). Дополнительный, четвёртый проявленный подплан (план) является главным полем магии
________________________________________
Второй том см.: Тайная Доктрина Е.П.Блаватской. Происхождение человека // Комментарий А.Владимирова. М., НПЦТ «Беловодье», 2007. Второй том см.: Тайная Доктрина Е.П.Блаватской. Происхождение человека // Комментарий А.Владимирова. М., НПЦТ «Беловодье», 2007.
Станца VI.4. 191
________________________________________
и чародейства; именно с ним связано понятие низшего астраль: ного плана, низшего астрального света (Змия). Этот план грубее земного, хотя и не воспринимается обычным зрением и прочими обычными чувствами из-за принадлежности иной мерности пространства. Его иногда называют эфирным. Среди земных глобусов, показанных на диаграмме I, этому плану в наибольшей мере соответствуют Глобусы «C» и «E». Во времена Е.П.Блаватской не раскрывалась информация о гибели прежней планеты человечества и соединении на Земле двух эволюций. Древняя восточная традиция (Индия, Китай) в практических целях опиралась на пятерку проявленных принципов человека и на семерку объединенных астрологических (космогонических). Названная семёрка принадлежала проявленности и не включала высшие, духовные принципы атма и буддхи непроявленного плана (что делает Блаватская для приведения числа принципов к семи). Стремление Е.П.Блаватской примирить сводную семеричность с повсеместно отмечаемой древними источниками пятеричностью 1 не всегда было удачным, что, в частности, отмечал Субба Роу (он, как и Е.П.Блаватская, являлся учеником Махатмы Мория). В «Тайной Доктрине», в пояснениях, принадлежащих Е.П.Блаватской, Елена Петровна признала существование у человека фактически не семи тел, а лишь четырёх (три низших, и четвёртое – высшее, духовное; см. предыдущий абзац, а также далее), однако за пределами этого признания по-прежнему оперировала семеричностью проявленного состава человека, как неким универсальным академическим правилом. В действительности данная семеричность проявленных тел – исключение, а не правило. Эта семеричность в каждом человеке разная, является лишь сводным результатом (объединение двух пятеричностей проявленного плана, человеческой и лунного животного), опирающимся в силу отображения микрокосмосом Макрокосмоса на новую неклассическую расстановку планет в Солнечной системе. Последнее вызвано вхождением Урана и других планет соседней формирующейся солнечной системы в нашу Солнечную систему 2, что стало результатом гибели одной из ключевых планет нашей Солнечной системы –
________________________________________
Второй том см.: Тайная Доктрина Е.П.Блаватской. Происхождение человека // Комментарий А.Владимирова. М., НПЦТ «Беловодье», 2007. Второй том см.: Тайная Доктрина Е.П.Блаватской. Происхождение человека // Комментарий А.Владимирова. М., НПЦТ «Беловодье», 2007.
[2] Lűn Yű (§ I a); Schott. «Chinesische Literatur», р. 7, упоминается Максом Мюллером.
Станца VI.4. 192
________________________________________
прежней планеты человечества 1. Эти сведения во времена написания «Тайной Доктрины» не раскрывались, поэтому понимание некоторых разделов «Тайной Доктрины» без этих основ оказывается затруднительным, что мы и пытаемся отчасти преодолеть нашим комментарием.
***
[СЕМЕРИЧНАЯ ЦЕПЬ ГЛОБУСОВ ПЛАНЕТЫ ПО «ПИСЬМАМ МАХАТМ» В ИЗЛОЖЕНИИ Е.П.БЛАВАТСКОЙ]
В помощь тем, кто не читали, или же если и читали, то не ясно поняли из теософической литературы [классическую] доктрину семеричных Цепей Миров в Солнечном Космосе, мы даем краткое изложение учения.
1. Всё в метафизической и в физической Вселенной семерично. Следовательно, и каждое звездное тело, каждая [физическая] планета 2, видимая или невидимая (недоступная телескопам газообразная туманность), имеет шесть компаньонов-Глобусов 3 (См. диаграмму I). Эволюция жизни происходит на этих семи Глобусах 4 или телах, от 1-го вплоть до 7-го, на протяжении семи кругов 5 или Семи Циклов.
2. Эти Глобусы формируются процессом, называемым оккультистами «возрождением Планетных Цепей (или Колец)». Когда седьмой и последний круг одного из таких Колец (Цепи) начался, высший (или первый) Глобус А, и с ним все другие в последовательности до последнего, вместо того, чтобы вступить в более или менее длительный период покоя или «Обскурацию», как это было в предшествующих кругах (например, при переходе от Глобуса А к В) – начинает умирать. Планетное Разложение (Пралайя) приближается, и час её пробил; каждый Глобус [теперь] должен передать свою жизнь и энергию другой планете.
3. Наша Земля (Глобус D), как видимая представительница своих невидимых, высших компаньонов-Глобусов, её «Владык» или «Принципов» (см. Диаграмму I), должна существовать так же, как и другие на протяжении семи [малых] кругов [этого
________________________________________
Второй том см.: Тайная Доктрина Е.П.Блаватской. Происхождение человека // Комментарий А.Владимирова. М., НПЦТ «Беловодье», 2007. Второй том см.: Тайная Доктрина Е.П.Блаватской. Происхождение человека // Комментарий А.Владимирова. М., НПЦТ «Беловодье», 2007.
[2] Lűn Yű (§ I a); Schott. «Chinesische Literatur», р. 7, упоминается Максом Мюллером.
[3] Е. Schlagintweit. «Buddhismus in Tibet», р. 77.
[4] Майя – Иллюзия, Авидья – Неведение. – А.В.
[5] В дальнейшем Жизне:Циклом называется Один Большой Круг планеты, в частности, нынешний Четвертый Большой Круг, в течение которого вызревают Семь Рас человечества. Именно этому Кругу и его Расам в основном посвящена «Тайная Доктрина». «Oeaohoo Младший» появляется как Ману перед началом каждой Расы, давая ей новую ключевую ноту вибрации. – А.В.
Станца VI.4. 193
________________________________________
Четвёртого Большого Круга]. В течение первых трёх (и первых Трёх Рас) она формируется и [физически] твердеет; в течение четвёртого она устанавливается и затвердевает; в течение последних трёх она постепенно возвращается к своей первичной форме; она становится, так сказать, одухотворенной.
4. Её человечество вполне развивается лишь в четвёртом – нашем настоящем круге. До этого четвёртого Жизне-Цикла это «человечество» называется так лишь в силу недостатка более надлежащего термина. Подобно личинке, становящейся куколкой, затем бабочкою, Человек или, вернее, то, что становится человеком, проходит через все формы и царства в течение первого круга, и через все человеческие формы в течение двух следующих кругов (через более тонкие Глобусы). Достигнув нашей Земли (физического Глобуса D), Человек появляется, как первая [физическая животная] форма на ней, будучи предшествуем лишь минеральным и растительным царствами – даже последнее должно развиваться и продолжать свою дальнейшую эволюцию через посредство человека (посредством эманируемых или оставляемых кама-оболочек и прочего от человека). Это будет объяснено во втором томе. В течение будущих трёх кругов человечество, подобно Глобусу 1 [D], на котором оно живет, будет постоянно стремиться снова принять свою первоначальную форму – Дхиан-Коганического Владыки 2. Человек, как и каждый атом во Вселенной, стремится стать Богочеловеком и затем – Богом.
«Начиная со 2:го круга (жизне-цикла) 3, Эволюция протекает уже на совершенно другом плане. Только на протяжении 1:го круга («эмбрионального» жизне-цикла) Человек становится человеческим существом на Глобусе А 4, и (вновь становится) минералом, растением, животным на Глобусе В и С и т. д. Процесс совершенно изменяется со второго круга; но вы уже научились осторожнос: ти... и я советую вам ничего не говорить до наступления срока для обнародования...» 5.
А.В.: Каждый Большой Круг планеты, состоящий из семи малых кругов (движение от Глобуса А к Z), представляет воплощение планеты, аналогичное человеческому, когда планета наделяется совершенно новым телесным составом:
________________________________________
Второй том см.: Тайная Доктрина Е.П.Блаватской. Происхождение человека // Комментарий А.Владимирова. М., НПЦТ «Беловодье», 2007. Второй том см.: Тайная Доктрина Е.П.Блаватской. Происхождение человека // Комментарий А.Владимирова. М., НПЦТ «Беловодье», 2007.
[2] Lűn Yű (§ I a); Schott. «Chinesische Literatur», р. 7, упоминается Максом Мюллером.
[3] Е. Schlagintweit. «Buddhismus in Tibet», р. 77.
[4] Майя – Иллюзия, Авидья – Неведение. – А.В.
[5] В дальнейшем Жизне:Циклом называется Один Большой Круг планеты, в частности, нынешний Четвертый Большой Круг, в течение которого вызревают Семь Рас человечества. Именно этому Кругу и его Расам в основном посвящена «Тайная Доктрина». «Oeaohoo Младший» появляется как Ману перед началом каждой Расы, давая ей новую ключевую ноту вибрации. – А.В.
Станца VI.4. 194
________________________________________
«Подобно тому, как человеческая Джива [Монада], входя в новую утробу, получает новое тело, так и Джива Земли полу: чает более совершенную и плотную оболочку с каждым [Большим] Кругом (Round) после того, как она вновь выявляется в объек: тивность из утробы Пространства 1» 2.
Земля должна была родиться к жизни в Четвёртом Большом Круге, поэтому её царства ускоренно прошли «эмбриональную» эволюцию, названную выше «1-м кругом», для того, чтобы объективироваться (родиться) на физическом плане, на Глобусе D, что условно названо «2-м кругом». В конце «эмбрионального» круга, то есть до физического плана, земное прачеловечество прошло Первую, Вторую и половину Третьей Расы. С середины Третьей Расы начались физические воплощения, и на Четвёртом Глобусе, Глобусе D человеку предназначалось пройти вторую половину Третьей Расы, Четвёртую, Пятую, Шестую и Седьмую. За время этих Семи Рас планета переживает семь малых кругов. Конечно, такое объяснение схематично и не даёт точных математических оснований для вычислений.
***
Е.П.Б.: 5. Жизне-Цикл на Глобусе D 3 (нашей Земле) 4 состоит из семи Коренных Рас. Они (Расы человека) начинаются с эфирной и кончаются духовной, следуя по двойной линии: физической и моральной эволюции – от начала круга земного шара 5 до его конца.
Круг от Глобуса А до Глобуса G, седьмого, называется «планетарным Кругом» 6 (или Большим Кругом); другой (например, малый круг Глобуса D) – «кругом Глобуса» или кругом земного шара 7.
А.В.: Поскольку рассматриваемый в «Тайной Доктрине» Четвёртый планетарный Круг предполагает основной акцент жизни на Глобусе D, то говорится о семи Расах на Глобусе D, хотя в действительности, как будет показано во втором томе, человек оявляется на этом Глобусе D лишь с середины Третьей Расы, а до этого как-то связан с физической реальностью Глобуса D, но сознанием пребывает на более тонких Глобусах. Для иллюстрации
________________________________________
Второй том см.: Тайная Доктрина Е.П.Блаватской. Происхождение человека // Комментарий А.Владимирова. М., НПЦТ «Беловодье», 2007. Второй том см.: Тайная Доктрина Е.П.Блаватской. Происхождение человека // Комментарий А.Владимирова. М., НПЦТ «Беловодье», 2007.
[2] Lűn Yű (§ I a); Schott. «Chinesische Literatur», р. 7, упоминается Максом Мюллером.
[3] Е. Schlagintweit. «Buddhismus in Tibet», р. 77.
[4] Майя – Иллюзия, Авидья – Неведение. – А.В.
[5] В дальнейшем Жизне:Циклом называется Один Большой Круг планеты, в частности, нынешний Четвертый Большой Круг, в течение которого вызревают Семь Рас человечества. Именно этому Кругу и его Расам в основном посвящена «Тайная Доктрина». «Oeaohoo Младший» появляется как Ману перед началом каждой Расы, давая ей новую ключевую ноту вибрации. – А.В.
[6] В отличие от Первичного Проявления, которое невозможно выразить или представить, Вторичным Проявлением является проявленный мир форм. А.В.
[7] androgynous (андрогинное).
Станца VI.4. 195
________________________________________
можно привести следующий пример. Представим человека, воплотившегося на физическом плане в состоянии сна и никогда не просыпавшегося, никогда не реагировавшего на события, происходящие на физическом плане. При этом он во снах, в своём эфирном теле прошёл детство, юность, зрелость, закончил школу, университет, имел детей и почил, окруженный многочисленным потомством, перенеся на будущие воплощения какую-то карму, заработанную жизнью во сне. Ко всему прочему, некая связь с физическим телом у этого человека во время сна сохранялась, как и у любого обычного спящего человека, и если бы его физическое тело оказалось повреждено или уничтожено, то жизнь во сне у него бы также прекратилась. Спрашивается, жил ли такой человек на Глобусе D, или же нужно считать, что он жил на более тонком Глобусе? Конечно, всё зависит от того, какой аспект стремятся подчеркнуть. Если речь идёт о жизни физического тела и вообще об эволюции Четвертого Глобуса, то можно сказать, что человек воплощался на Глобусе D – нашей Земле. В конце концов этот человек «проснётся» именно на этом Глобусе. Но если говорить о сознании, то человек ещё не воспринимал физический план и, значит, сознанием жил на эфирном плане, на более тонком Глобусе. Детально описать состояние столь необычной жизни не представляется возможным.
***
Е.П.Б: 6. Первая Коренная Раса [пребывая сознанием на более тонких Глобусах Земли], т. е., первые «Люди» на Земле (независимо от формы), были потомством «Небесных Человеков», правильно названных в индусской философии «Лунными Предками» или же Питри, которых имеется Семь Степеней или Иерархий. Всё это будет достаточно объяснено в следующих отделах и во втором томе, и потому об этом излишне говорить здесь.
Вопрос [А.П.Синнетта Махатмам] был: «Какие планеты (planets) из известных обычной науке, кроме Меркурия, принадлежат нашей системе миров?» 1 Ответ был: «Ни А, В, ни Y, Z неизвестны, также они не могут быть видимы физическими средствами, как бы ни были они усовершенствованы». Это ясно: никакие компаньоны-планеты 2 от А до Z, то есть, никакие высшие Глобусы, какой-либо Цепи в Солнечной системе, не могут быть видимы. Что же касает-
________________________________________
Второй том см.: Тайная Доктрина Е.П.Блаватской. Происхождение человека // Комментарий А.Владимирова. М., НПЦТ «Беловодье», 2007. Второй том см.: Тайная Доктрина Е.П.Блаватской. Происхождение человека // Комментарий А.Владимирова. М., НПЦТ «Беловодье», 2007.
[2] Lűn Yű (§ I a); Schott. «Chinesische Literatur», р. 7, упоминается Максом Мюллером.
Станца VI.4. 196
________________________________________
ся Марса и Меркурия и «четырех других планет 1», то они имеют касание до Земли, природу которого ни один Учитель или высокий Оккультист не только никогда не объяснит, но и не будет говорить о ней. Физическая наука может предоставить, хотя ещё очень недостоверное, свидетельство, но лишь того, что касается до небесных тел 2 на том же плане материальности, что и наша Объективная Вселенная. Марс и Меркурий, Венера и Юпитер, подобно каждой, до сих пор открытой планете или тем, которые ещё должны быть открыты, все они сами по себе являются представителями на нашем плане подобных Цепей. Как это определенно утверждается в одном из многочисленных писем Учителя г-ну Синнетту: «существуют другие и бесчисленные Манвантарические Цепи Глобусов 3, на которых обитают разумные Существа, как в нашей Солнечной системе, так и вне её». Но ни Марс, ни Меркурий не принадлежат к нашей [земной] Цепи. Они являются наравне с другими семеричными Единицами во множестве Цепей нашей [Солнечной] системы и все они настолько же видимы, насколько их высшие Глобусы невидимы.
Когда настоящий труд был начат, то пишущая его обратилась к Учителям письменно за объяснением и авторитетным толкованием. Всё пришло в надлежащее время, и выдержки из этих ответов ниже прилагаются:
«...Совершенно правильно, что Марс находится в настоящее время в состоянии обскурации, а Меркурий только что начинает выходить из неё. Вы можете прибавить, что Венера находит: ся в своём последнем [для видимости] Большом Круге... Если ни Меркурий, ни Венера не имеют спутников, то это в силу при: чин... и также потому, что Марс имеет два спутника, на кото: рые он не имеет права... Феб, предполагаемый «внутренний» спутник [Марса], вовсе не спутник. <...> Циклический период, приписываемый наукою Фебу, слишком короток и потому «дол: жен существовать какой:то недостаток в основной идее этой теории», как это правильно замечает Файе... Кроме того, оба (Марс и Меркурий) являются семеричными Цепями, <...> незави: симыми от сидеральных владык и иерархов нашей Земли <...>»
________________________________________
Второй том см.: Тайная Доктрина Е.П.Блаватской. Происхождение человека // Комментарий А.Владимирова. М., НПЦТ «Беловодье», 2007. Второй том см.: Тайная Доктрина Е.П.Блаватской. Происхождение человека // Комментарий А.Владимирова. М., НПЦТ «Беловодье», 2007.
[2] Lűn Yű (§ I a); Schott. «Chinesische Literatur», р. 7, упоминается Максом Мюллером.
[3] Е. Schlagintweit. «Buddhismus in Tibet», р. 77.
Станца VI.4. 197
________________________________________
Приводим ещё несколько выдержек из другого письма, написанного тем же Авторитетом. На этот раз оно является ответом на некоторые возражения, представленные Учителям. Эти возражения, основанные на чрезвычайно научных и настолько же поверхностных рассуждениях, доказывающих полезность примирения Эзотерических теорий с умозрениями современной науки, были написаны молодым теософом как предостережение против Тайной Доктрины и касались настоящего вопроса. Он объявил, что если бы подобные компаньоны Земли существовали, то «они должны были бы быть в очень незначительной степени менее материальны, нежели наш Земной шар 1». Почему же тогда они не могут быть видимы? Приводим ответ: ...
«Если бы психические и духовные учения были полнее усво: ены, то даже представить себе подобную несообразность было бы почти невозможно. Если только не будут оставлены попыт: ки примирить непримиримое – то есть, метафизические и духов: ные науки с физической или естественной философией, слово «естественной», будучи для них (ученых) синонимом той мате: рии, которая доступна познаванию их телесных чувств, – ника: кое продвижение не может быть, действительно, достигнуто. Наш Глобус 2, как говорилось с самого начала, находится в самом низу нисходящей дуги, где материя наших познаваний выявляется в своей наигрубейшей форме... Следовательно, здравый рассудок требует, чтоб Глобусы 3, осеняющие нашу Землю, находились на других и высших планах. Короче говоря, как Глобусы, они ВОЕДИНЫ (в COADUNITION), но не единосущны с нашей Землею и, таким образом, принадлежат к совершенно другому состоянию сознания. Наша планета 4 (так же как и все видимые нами) приспособлена к особому состоянию её человечества, состоянию, которое позволяет нам видеть невооруженным глазом небесные тела, единосущные с нашим земным планом и суб: станцией, так же как их соответствующие обитатели, обитатели Юпитера, Марса и других, могут видеть наш маленький мир; потому что наши планы сознания, хотя и различаясь в степени, но будучи однородными, находятся в том же слое дифференцированной материи... То, что я писал, было следующее: “малая пралайя касается лишь наших маленьких Ожерелий Глобусов, (Цепи мы называли «Ожерельями» в те дни путаницы
________________________________________
Второй том см.: Тайная Доктрина Е.П.Блаватской. Происхождение человека // Комментарий А.Владимирова. М., НПЦТ «Беловодье», 2007. Второй том см.: Тайная Доктрина Е.П.Блаватской. Происхождение человека // Комментарий А.Владимирова. М., НПЦТ «Беловодье», 2007.
[2] Lűn Yű (§ I a); Schott. «Chinesische Literatur», р. 7, упоминается Максом Мюллером.
[3] Е. Schlagintweit. «Buddhismus in Tibet», р. 77.
[4] Майя – Иллюзия, Авидья – Неведение. – А.В.
Станца VI.4. 198
________________________________________
в словах)... К подобному Ожерелью принадлежит наша Земля”. Это должно было ясно показать, что другие планеты были также «Ожерельями» или же ЦЕПЯМИ... Если бы он (подразумевая возражателя) хотел усмотреть хотя бы тусклый силуэт одной из таких «планет» на высших планах, он должен был бы сначала отбросить даже тончайшие облака астральной материи, стоящие между ним и следующим планом».
Таким образом, становится ясным, почему мы не можем видеть даже с помощью лучших телескопов то, что находится вне нашего мира материи 1. Только те, кого мы называем Адептами, знающими, как направить своё ментальное зрение и перенести своё сознание – физическое и психическое – на другие планы существования, могут говорить авторитетно на подобные темы. И они говорят нам ясно:
«Следуйте образу жизни, необходимому для приобретения такого знания и сил, и Мудрость станет вашим естественным достоянием. Когда вы будете в состоянии согласовать ваше сознание с одной из семи струн «Мирового Сознания», струнами клавиатуры Космоса, вибрирующими от одной Вечности до следующей; когда вы хорошо изучите «Музыку Сфер», только тогда вы станете вполне свободными поделиться вашим знанием с теми, кому безопасно доверить. До тех пор будьте осторожны. Не выдавайте великих истин, являющихся наследием будущих Рас, нашему настоящему поколению. Не пытайтесь раскрыть тайну Бытия и Не:Бытия тем, кто не в состоянии видеть скрытый смысл семиструнной лиры Аполлона, лиры лучезарного бога, в каждой из семи струн которой пребывает Дух, Душа и Астральное Тело Космоса, и лишь оболочка которого находится сейчас в руках современной науки... Будьте осторожны, говорим мы, осторожны и мудры и, прежде всего, старайтесь узнать, во что верят те, кто поучаются от вас; дабы, впав сами в заблуждение, они не обольстили других... ибо такова судьба каждой истины, которая ещё чужда людям... Пусть лучше Планетные Цепи и другие super и sub – космические тайны останутся страною мечтаний для тех, кто не могут ни видеть, ни даже верить в то, что доступно другим...»
Даже учение о семеричном строении звездных тел и Макрокосма, – от которого происходит семеричное подразделение микрокосма или человека – было до сих пор среди самых эзотерических. В древние времена оно выдавалось лишь при Посвящении
________________________________________
Второй том см.: Тайная Доктрина Е.П.Блаватской. Происхождение человека // Комментарий А.Владимирова. М., НПЦТ «Беловодье», 2007. Второй том см.: Тайная Доктрина Е.П.Блаватской. Происхождение человека // Комментарий А.Владимирова. М., НПЦТ «Беловодье», 2007.
Станца VI.4. 199
________________________________________
вместе с наиболее сокровенными цифрами циклов. Как это указано в одном из теософических журналов 1, разоблачение всей системы космогонии не только не было в предположении, но даже возможность этого ни на минуту не допускалась в то время, когда несколько отрывочных сведений были скупо выданы в ответ на письма автора «Эзотерического Буддизма», в которых он выдвинул множество вопросов. Среди них были вопросы, затрагивающие такие проблемы, на которые ни один МАХАТМА, как бы ни был он высок и независим, не имел права дать ответ и тем выдать миру веками наиболее почитаемые, архаические тайны древних храмов и школ. Потому только некоторые из доктрин были разоблачены в их широких очертаниях, тогда как подробности были постоянно умалчиваемы, и все усилия, направленные для извлечения дальнейших сведений о них, с самого начала систематически устранялись.
________________________________________
Второй том см.: Тайная Доктрина Е.П.Блаватской. Происхождение человека // Комментарий А.Владимирова. М., НПЦТ «Беловодье», 2007. Второй том см.: Тайная Доктрина Е.П.Блаватской. Происхождение человека // Комментарий А.Владимирова. М., НПЦТ «Беловодье», 2007.
<< Станца VI.3. Станца VI.5. >>
СТАНЦА VI.5.
5. У ПОРОГА ЧЕТВЁРТОГО (Круга) (а) СЫНАМ Ночи УКАЗАНО СОЗДАТЬ СВОИ ПОДОБИЯ. ОДНА ТРЕТЬ ОТКАЗЫВАЕТСЯ. ДВЕ [трети] ПОВИНУЮТСЯ. ПРОКЛЯТИЕ ПРОИЗНЕСЕНО (b): ОНИ БУДУТ РОЖДЕНЫ В ЧЕТВЁРТОЙ (Расе), СТРАДАТЬ И ПРИЧИНЯТЬ СТРАДАНИЯ (с). ПЕРВАЯ ВОЙНА на Земле ЗАРОДИЛАСЬ (d).
Полный смысл этого Стиха может быть вполне понят лишь по прочтении добавочных и подробных объяснений в Антропогенезисе и Комментариях к нему во втором томе. Между этим 5-м Стихом и [предыдущим] Стихом 4 прошли долгие века; и теперь можно уже видеть мерцание зари и восход нового эона [для человеческого воплощения на Глобусе D]. Драма, развертывающаяся на нашей планете, находится у начала её четвёртого акта; но для более ясного понимания всего разыгрывающегося читатель должен будет обернуться назад, прежде чем он сможет устремиться вперед. Ибо этот Стих принадлежит к Общей Космогонии, данной в архаических томах, тогда как том второй даст подробное изложение [земного] «Творения» или вернее формирования первых человеческих существ, за которыми последовало второе человечество и затем третье, или,
Станца VI.5.200
________________________________________
как они называются, Первая, Вторая и Третья Коренные Расы. Как твердая Земля была вначале шаром жидкого огня из огненной пыли и своим собственным протоплазмическим призраком, подобный же процесс прошел и человек (прачеловеческая эволюция, развившая тела и давшая возможность воплотиться на Земле человеческим Монадам).
а) А.В.: Во втором томе будет показано, что до середины Третьей Расы прачеловечество сознанием пребывало на более тонких Глобусах, нежели Четвёртый Глобус Земли (Глобус D). На Глобусе D в это время формировались лишь минеральное и растительное царства. Земная эволюция происходила необычным путём, поэтому прямые зависимости номеров кругов планеты (Глобусов) и кругов человечества затруднительны. Во втором томе будет показано, что физические осознанные воплощения человека, то есть воплощения на Глобусе D – Четвёртом, начались с середины Третьей Расы. Примером состояния «отсутствия» или полуприсутствия, известного многим, может быть время пробуждения, когда человек вполне отчётливо продолжает ещё видеть сон и осознавать себя во сне, и в то же время он уже слышит, а иногда и сквозь полуоткрытые глаза – видит происходящее вокруг его постели. Полуосознанные и осознанные воплощения на физическом плане стали возможны благодаря тому, что так называемые «Сыны Ночи» выделили часть своей Камы (низшего астрального тела) и наделили им эфироподобные оболочки Третьей Расы, после чего стала возможна полноценная физическая эволюция человечества на Четвёртом Глобусе. В человеке огненный астрал «Сынов Ночи», словно якорь, удерживает эфиро-астральное тело около физического тела. Этим «якорем» выступают, в первую очередь, красные кровяные шарики, через которые реализуется присутствие Камы в человеке. Хорошо известно, что при потере определенного количества крови человек теряет сознание. В Библии говорится о Каме (нефеш 1), содержащейся в крови (а значит, и в плоти) теплокровных животных:
«И никакой крови не ешьте во всех жилищах ваших ни из птиц, ни из скота; а кто будет есть какую-нибудь кровь, истребится душа (нефеш) та из народа вашего.<...> Потому что нефеш тела в крови <...>. Ибо нефеш всякого тела [есть] кровь его, она нефеш его; потому Я сказал сынам Израилевым: не ешьте крови ни из какого тела, потому что нефеш всякого тела есть кровь его: всякий, кто будет есть её, истребится» (Лев. 7:26–27; 17:10–14).
Станца VI.5.201
________________________________________
Некоторые женщины теряют сознание при виде крови. Искусственное возобновление сердцебиения привлекает отошедшую душу (тонкое тело) обратно в тело. (Если телу вышел срок, то такое возвращение человека обратно в начавшееся разрушаться тело для тонкого тела крайне вредно). Огненное ядро Земли (подземное солнце) и мощнейшее магнитное поле, порождаемое металлической пылью верхних слоев атмосферы, притянуло лунные астрально-эфирные оболочки. Аналогичным образом гемоглобин (железо) движущейся крови привлекает обратно тонкое тело человека, имеющее лунную природу. Феномен планетного притяжения основан на этом же эффекте, и знаменитая йоговская левитация, более успешная в полнолуние 1, достигается переполюсовкой телесных оболочек. Люди, тянущиеся к «подвалам жизни», к удовлетворению плоти (крови) даже внешне, не говоря о духовном, отличаются от людей, устремлённых к тонкому и небесному.
Е.П.Б.: Под определением «Четвёртого» подразумевается «Четвёртый [Большой] Круг» на основании авторитета Комментариев.
Комментарии, объясняющие этот Стих, говорят:
Пресвятые Юноши (Кумары из лагеря «Сынов Ночи») (боги) во времена середины Третьей Расы отказались размножаться и создавать виды по своему подобию, отвечающие их роду.
«Эти Формы (Рупа) не достойны нас. Они должны развиться». Они отказывают: ся войти в Чхая (тени или облики) низших. Так эгоистическое чувство преобладало с самого начала даже среди Богов и взор Кармических Липика обратился на них.
А.В.: Кумары «вечно» молоды, поэтому их иногда уподобляют юношам, а в экзотерических мифах – даже детям, подобно миловидным рафаэлевским купидонам (см. Бхагавата Пурану). Поскольку Кумары явлены к существованию Брамой, то их «вечность» длится в течение жизни Брамы. Кумарами санскритские тексты называют Четверых Превышних Владык (Санат-кумара и др.), а также Сканду, сына Шивы. В рассматриваемом сейчас фрагменте Комментария «Кумарами» названы иерархически высшие Духи уровня Дхиан-Коганов , но павших Дхиан-Коганов , «Сынов Ночи». В Письме Махатмы Мории они упомянуты как Мамо:Коганы:
«Мы не считаем ни необходимым, ни выгодным тратить наше время на ведение войны с неразвитыми планетнымидухами, которым доставляет удовольствие играть роль богов, а иногда – роль прославившихся на Земле лиц. Существуют Дхиан-Коганы и
Станца VI.5.202
________________________________________
«Коганы тьмы» – не то, что называют дьяволами, но несовершенные «разумы», которые никогда не рождались ни на этой, ни на какой-либо другой Земле или сфере, как и [существуют темные] Дхиан-Коганы , и которые никогда не войдут в число «строителей» Вселенной, чистых Планетных Разумов, правящих во время каждой Манвантары, тогда как Коганы тьмы царят во время Пралайи. <...> Так же, как всему в этой Вселенной есть противоположение, так же чистому свету Дхиан-Коганов противопоставляются «Мамо-Коганы» и их разрушительный разум (это не те с «несовершенным разумом» элементалы, но Павшие Дхиан-Коганы ). Они – те боги, которым индусские, христианские, магометанские и все другие фанатические религии (фанатики этих религий) и секты поклоняются» 1.
«Неразвитые планетные духи» – это иерархически высокие Элементалы, своего рода цари в элементальном царстве. Данные высокие Элементалы находились на службе Павших Духов, Планетарного Духа Земли. Сказано, что с Элементалами Дхиан-Коганы Света не сражаются, ибо не тот уровень. Но они сражаются с Дхиан-Коганами Тьмы – воинством Планетного Духа Земли, использующего силы Элементалов.
О Павших высоких Духах, темных Дхиан-Коганах , в более раннем письме Кут-Хуми писал:
«Плох, безнадежно плох должен быть тот [личный] эго, который не уделит [своему Высшему Эго] ни одной крохи от своего пятого принципа, и потому должен будет быть уничтоженным, должен будет исчезнуть в ВОСЬМОЙ СФЕРЕ. Кроха, безделица, говорю я, собранная от личного эго, достаточна, чтоб спасти его от ужасной судьбы. Но не так после завершения Великого Цикла (great cycle): или долгая Нирвана Блаженства (хотя бы бессознательная, согласно вашим незрелым, грубым представлениям), после чего жизнь Дхиан-Когана на целую [следующую планетную] Manvantara, – или же «Авичи Нирвана» и Manvantara страданий и ужаса в качестве -------- [Мамо-Когана] – вы не должны слышать это слово, и я не должен произносить или писать его. Но «те» (Мамо-Коганы) не имеют ничего общего со смертными, которые [последовательно] проходят [в обычном эволюционном порядке] по семи сферам (spheres) [планеты]. Совокупная Карма будущего Планетного Духа так же прекрасна, как совокупная Карма -------- [Мамо-Когана] – ужасна. Довольно. Я и так сказалуже слишком много» 2.
________________________________________
[2] Lűn Yű (§ I a); Schott. «Chinesische Literatur», р. 7, упоминается Максом Мюллером.
Станца VI.5.203
________________________________________
Е.П.Б.: И они должны были пострадать за это в позднейших рождениях. Как наказание настигло [этих] богов, будет изложено во втором томе.
b) Традиция, что до физиологического «Падения» размножение вида, как человеческого, так и животного, творилось посредством Воли Создателей или их потомства, является универсальною.
c) «Проклятие произнесено» не означает в данном случае, что какое-то Личное Существо, Бог или Высший Дух, произнесло его, но просто, что причина, которая могла создать лишь дурные следствия, была порождена; и что следствия этой кармической причины могли привести Существа, восставшие против законов Природы и тем помешавшие её законному прогрессу, лишь к тяжким воплощениям, следовательно, к страданию.
d) «Было много Войн», все они относятся к борьбе, к приспособлению, духовному, космическому и астрономическому, но главным образом к тайне эволюции человека, каким он является сейчас. Силы или чистые Сущности, которым было «велено творить», относятся к тайне, объясненной, как уже сказано, в другом месте (во втором томе). Это не только одна из самых скрытых тайн Природы – тайна зарождения [земного человека], над решением которой эмбриологи тщетно ломали свои головы – но также божественная функция, которая породила великую религиозную или, скорее, догматическую тайну, так называемое «Падение Ангелов».
Новый Завет говорит об одной из этих «Войн» в следующих словах:
«И произошла на небе война: Михаил и Ангелы Его воевали против Дракона, и Дракон и ангелы его воевали против них; но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий Дракон, древний змий, называемый Диаволом и Сатаною, обольщающий всю Вселенную, низвержен на Землю, и ангелы его низвержены с ним» 1.
Для них (христианских гностиков) он (Сатана) был Ильда-Баоф, «Сыном Тьмы», чья мать, София Ахамот, была дочерью Софии, Божественной Мудрости (женский Святой Дух ранних хритиан) – Акаши; София Ахамот олицетворяла низший Астральный Свет или Эфир. Ильда-Баоф 2, или Иегова, есть просто один из Элохимов или Семи Творящих Духов и один из низших Сефиротов.
________________________________________
Второй том см.: Тайная Доктрина Е.П.Блаватской. Происхождение человека // Комментарий А.Владимирова. М., НПЦТ «Беловодье», 2007. Второй том см.: Тайная Доктрина Е.П.Блаватской. Происхождение человека // Комментарий А.Владимирова. М., НПЦТ «Беловодье», 2007.
[2] Lűn Yű (§ I a); Schott. «Chinesische Literatur», р. 7, упоминается Максом Мюллером.
Станца VI.5.204
________________________________________
Ильда-Баоф производит из себя семь других Богов, «Звездных Духов» или Лунных Предков 1, ибо они все тождественны. Все они по Образу Его «Духи Лика» и отражения один другого, которые становятся темнее и более материальными по мере последовательного [иерархического] удаления от своего родоначальника. Они также обитают семь областей, расположенных наподобие лестницы, ибо ступени её подымаются и опускаются по скале Духа и Материи 2. «Падшие Ангелы» и легенда о «Войне в Небе» пришли из Индии путём Персии и Халдеи. Единственное упоминание о них в христианском каноне встречается в XII-й главе Откровения [Иоанна].
Е.И.Рерих: «Согласно Сокровенному Учению упомянутая там (в Откровении Иоанна) война на небесах относится к событиям на различных планах бытия. Первое событие является чисто астрономическим и космическим фактом, относящимся к Космогонии. И если этот звездный прототип войны действительно относится к предманвантарному периоду (до появления Земли) и основан на знании всей программы и эволюции Космогонии, знании, которое находится во владении Великих Учителей, то второй аспект войны на небесах имеет своё отображение на Земле, и местом действия её были не глубины междузвездного Пространства, но Гималаи (битва, описанная в «Махабхарате» как война между постатлантическими колдунами и адептами Солнечной династии Пятой Расы)» 3.
________________________________________
[3] Е. Schlagintweit. «Buddhismus in Tibet», р. 77.