Джитоку, искусный сочинитель ваку, решил изучать дзен. С этими мыслями он договорился о встрече с мастером Эккеем, настоятелем монастыря Секокудзи в Киото. Джитоку шёл на встречу с мастером с большими надеждами, но на пороге его дома получил звонкую оплеуху. Он был шокирован и унижен. Никто ещё не осмеливался бить его. Однако правило дзен гласит, что нельзя ничего говорить или делать, если на то нет указания мастера. Поэтому он молча покинул дом мастера и направился к его лучшему ученику по имени Докуон. Там он рассказал о случившемся и о своём желании вызвать мастера на дуэль.
— Но ведь мастер был добр к тебе, — сказал Докуон. — Займись практикой дзадзэн и сам всё поймёшь.
Так Джитоку и сделал. Три дня и три ночи полного погружения в дзадзэн привели его к тому, о чём он даже и не мечтал, — он пережил экстаз просветления. Эккей подтвердил его сатори.
Вновь Джитоку поспешил к Докуону и поблагодарил его за совет:
— Если бы ты не подсказал, что мне делать, я никогда не пережил бы удивительную трансформацию. Что же касается мастера, то сейчас мне кажется, что его удар был совсем не сильный.
У одного султана было четыре жены. Больше всех он любил свою четвертую жену – самую юную и ласковую. Султан дарил ей богатые одежды, драгоценности, холил ее и лелеял.
Он любил и свою третью жену – исключительную красавицу. Отправляясь в другие страны, он всегда брал ее с собой, чтобы все видели ее красоту, и всегда боялся, что однажды она оставит его и сбежит к кому-то другому.
Султан любил и свою вторую жену - хитроумную и искушенную в интригах. Она была его доверенным лицом , всегда умна, доброжелательна и терпелива. Когда у султана были проблемы, он доверял их второй жене, и она помогала мужу выйти из сложной ситуации, пережить тяжелые времена.
Первая жена была самой старой и досталась ему в наследство от покойного старшего брата. Женщина была очень предана мужу и делала все возможное для сохранения и приумножения богатств как самого султана, так и всей его страны. Несмотря на это, султан не любил свою первую жену, и даже то, что она глубоко его любила, султана не трогало. Он не обращал на нее никакого внимания.
Как-то султан заболел. Вспомнил он тогда свою жизнь, полную роскоши, и подумал: « Сейчас у меня четыре жены, но когда я умру, останусь один». И он спросил свою четвертую жену:
- Я любил тебя больше всех остальных, Я отдавал тебе все самое лучшее, берег тебя с особым старанием. Сейчас, когда я умираю, ты готова следовать за мной в царство мертвых?
- И не думай! – ответила четвертая жена и удалилась, не обронив больше ни слова. Ее слова , как кинжал, поразили сердце мужчины.
Опечаленный султан спросил свою третью жену:
- Я восхищался тобой всю мою жизнь. Сейчас, когда я умираю, ты готова следовать за мною в царство теней?
- Нет! - ответила его третья жена. – Жизнь так прекрасна ! Когда ты умрешь, я думаю выйти замуж!
Султан загрустил – такой боли его сердце еще никогда не знало. Тогда он спросил свою вторую жену :
- Я всегда приходил к тебе за помощью, и ты всегда помогала мне и была для меня лучшим советником. Сейчас, когда я умираю, ты готова следовать за мной туда, где бледные тени стонут и молят властителя душ о пощаде?
- Очень жаль, не могу тебе помочь в этот раз,- ответила вторая жена.- Самое большее, что я могу сделать, это с честью тебе похоронить.
Ее ответ поразил султана, как тысячи громов и молний. В этот момент он услышал голос:
- Я пойду с тобой и последую туда, куда ты уйдешь, до конца!
Султан посмотрел в сторону голоса и увидел свою первую жену – истощенную и изможденную горем, почти неузнаваемую. Пораженный султан проговорил:
- Я должен был внимательнее относиться к тебе, пока мог это делать!
У каждого из нас есть четыре жены. Наша четвертая жена – это наше тело ; не важно, сколько сил и времени мы вкладываем в то, чтобы выглядеть хорошо, оно нас оставит, когда мы умрем. Наша третья жена – это наша карьера, положение, деньги, богатство, социальное положение. Когда мы умрем, они отойдут другим. Наша вторая жена – это наша семья и родственники. Не важно, сколько они нам помогали здесь, самое большее , что они могут сделать для нас – это сопроводить до могилы.
И наша первая жена – это наша душа, часто игнорируемая нами из-за погони за удачей, властью, богатством и удовольствиями. Несмотря на это, душа –единственная, кто сопровождает нас всюду, куда мы ни ушли. Относясь к ней с заботой и вниманием, оберегая и развивая ее, мы можем подарить миру и себе самый большой подарок.
— И птица, и зверь. Потому что я умею делать всё, что делают и птицы, и звери: летать, бегать, плавать, лазать по деревьям! А ты что умеешь делать?
— Я умею только бегать.
— И больше ничего? — презрительно спросила летяга.
— И больше ничего, — подтвердил смущённый заяц и добавил: — Интересно посмотреть, как ты бегаешь.
— Пожалуйста, смотри, — сказала летяга и неуклюже заковыляла по траве.
— Ну, а как ты летаешь? — полюбопытствовал заяц.
— Смотри, — сказала летяга. Она попыталась взлететь на куст, но сразу же свалилась на землю.
— Нельзя ли заодно увидеть, как ты плаваешь и лазаешь по деревьям? — попросил заяц.
— Сейчас увидишь, — отвечала летяга.
Войдя в озеро, она громко забила хвостом по воде. Но первая же волна выбросила летягу на берег. Когда же она захотела взобраться на вершину кедра, то с большим трудом доползла только до нижнего сука.
— Теперь ты видел, — важно заявила летяга, — что я и птица, и зверь. Я могу и прыгать, и летать, и плавать, и бегать, и взбираться на деревья. Ты же, несчастный, можешь только бегать!
— А по-моему, — сказал заяц, — лучше уметь хорошо делать одно дело, чем много, да плохо.
Малыш смотрит, как бабушка пишет письмо, и спрашивает:
— Ты пишешь обо мне?
Бабушка перестает писать, улыбается и говорит внуку:
— Ты угадал, я пишу о тебе. Но важнее не то, что я пишу, а то, чем я пишу. Я хотела бы, чтобы ты, когда вырастешь, стал таким, как этот карандаш…
Малыш смотрит на карандаш с любопытством, но не замечает ничего особенного.
— Он точно такой же, как все карандаши!
— Все зависит от того, как смотреть на вещи. Этот карандаш обладает пятью качествами, которые необходимы тебе, если ты хочешь прожить жизнь в ладу со всем миром.
Во-первых: ты можешь быть гением, но никогда не должен забывать о существовании Направляющей Руки. Мы называем эту руку Высшей силой. Доверяй этой силе и учись чувствовать ее.
Во-вторых: чтобы писать, мне приходится затачивать карандаш. Эта операция немного болезненна для него, но зато после этого карандаш пишет более тонко. Следовательно, умей терпеть боль, помня, что она облагораживает тебя.
В-третьих: если пользоваться карандашом, всегда можно стереть резинкой то, что считаешь ошибочным. Запомни, что исправлять себя — не всегда плохо. Часто это единственный способ удержаться на верном пути.
В-четвёртых: в карандаше значение имеет не дерево, из которого он сделан и не его форма, а графит, находящийся внутри. Поэтому всегда думай о том, что происходит внутри тебя.
И наконец, в-пятых: карандаш всегда оставляет за собой след. Так же и ты оставляешь после себя следы своими поступками и поэтому обдумывай каждый свой шаг.
Однажды один знаменитый поэт пришёл к царю за помощью. Царь протянул ему кошелёк с золотыми монетами, но поэт отказался:
— Я не могу взять от тебя деньги, заработанные не твоим трудом, а трудом твоих подданных. Дай мне те деньги, которые заработал ты сам.
Царь попросил его прийти на следующий день.
Когда поэт вернулся царь протянул ему несколько медных монет.
— Что это? — удивился поэт.
— Это те деньги, которые я заработал вчера, раздувая огонь в кузне у кузнеца.
— Но этого очень мало! Мне этого не хватит, — огорчился поэт.
На что царь ответил ему:
— Ты пришёл за помощью к царю, но ты не оценил труд царя управлять страной. Ты больше ценишь труд кузнеца, но сможет ли его помощь удовлетворить твои потребности?
Блуд одолел Христианская притча
Пришёл однажды к игумену молодой монах.
— Отче, меня блуд одолевает — ничего с собой поделать не могу.
— Ну бывает так, — ответил игумен. — Ты молодой, всех в молодости одолевает. Терпи.
— Не могу терпеть уже, — пожаловался монах.
— Ну ладно. Помогу я тебе. Сходи к кузнецу, скажи ему, чтобы он сковал тебе вериги, а я тебе их надену.
Сказал это игумен, а сам позвал к себе кузнеца и говорит:
— Придёт к тебе молодой монах за веригами, так ты ударь его покрепче и пинками выгони.
Так кузнец и сделал. Монах избитый, недоумевающий — прибежал к игумену, начал жаловаться, а тот его прогнал от себя, как будто они и не говорили раньше ни о чём.
Так обидно стало монаху!.. Пошёл он в свою келью, заперся и начал плакать. День, два — не выходит из кельи — рыдает от обиды. На третий день стучит к нему в дверь игумен:
Красное яблоко Притча от братьев Бондаренко
Проезжал дедушка Василий по мосту, вёз яблоки из колхозного сада. И уронил одно в речку. Подхватила его речка и понесла, приглядываясь, кому бы его подарить. Увидела — Енот у бережка ладошки полощет, подкатила ему:
— Угощайся.
Обрадовался Енот красному яблоку. Ест, думает: «Это, наверное, речка за то мне подарила его, что я её проведать пришёл. Что ж, я и завтра приду».
На другой день Енот пораньше встал, чтобы кто не опередил его и не пришёл первым к речке. Прибежал, встал у берега, ждёт, когда речка ему красное яблоко на песок выкатит.
Ждёт-пождёт, не несёт речка ему яблока. Почему бы это? Подумал Енот и догадался: не знала речка, что придёт он, потому и не приготовила для него яблоко. Откашлялся Енот и сказал громко, чтобы слышно было:
— Завтра я опять приду тебя проведать, речка.
Пришёл. Встал у берега, ждёт. Нет яблока. Почему бы это? И догадался Енот — думает теперь о нём речка: подарила ему яблоко, а он уж и за вторым идёт. Охочий на даровое. Стыдно Еноту стало. Ушёл он в лес и с месяц не показывался у речки, выдержку самому себе дал.
А через месяц пошёл. Шёл, думал: «Теперь-то уж обязательно речка меня яблоком встретит — вон сколько не был». Но речка и на этот раз не принесла ему яблока. Удивился Енот — почему бы это? Подумал и догадался: обиделась речка. Дескать, не дала ему ещё одно яблоко, он и дружить перестал, целый месяц не был. И чтобы доказать речке, что он, Енот, не такой, как она о нём думает, что он не яблоками дружбу мерит, стал Енот каждый день приходить к речке. Придёт, встанет на бережке, скажет:
И приходит. Стоит на бережке, на воду смотрит. Уверен Енот, увидит когда-нибудь речка, что он просто так к ней приходит, и прикатит к его ногам ещё одно красное яблоко.
В Древней Индии жил царь. Звали его Джанака. Он был мудрецом. Однажды Джанака вздремнул на своей украшенной цветами постели; слуги обмахивали его веерами, а солдаты несли охрану снаружи. Ему приснился сон, будто соседний царь победил его в войне, взял в плен и предал пыткам. Как только начались пытки, Джанака испуганно проснулся и увидел, что лежит на кровати, украшенной цветами, слуги обмахивают его веерами, а солдаты несут охрану снаружи.
Некоторое время спустя он вновь заснул и увидел тот же сон. И опять он проснулся и увидел, что находится в целости и безопасности в своём уютном дворце.
Джанаку стала тревожить одна мысль: во сне мир его грёз казался очень реальным. Сейчас, когда он бодрствовал, реальным ему казался мир ощущений. Он хотел знать, какой же из этих миров является реальным.
Никто не мог ему дать ответ на этот вопрос: ни философы, ни учёные, ни пророки. Многие годы тщетно он искал ответ, пока однажды человек по имени Аштавакра не постучал в дверь дворца. «Аштавакра» означает «полностью деформированный», «сгорбленный». Он получил это имя именно потому, что таким и был с детства.
Вначале король не хотел воспринимать этого человека всерьёз, но Аштавакра сказал:
— С самого детства все дороги для меня были закрыты, поэтому я жадно искал истину.
— Ну ладно, говори, — сказал царь.
Аштавакра рассказал следующее:
— О царь Митхилы, ни состояние бодрствования, ни состояние сна не являются реальными. Когда ты бодрствуешь, мир снов не существует, а когда ты спишь, не существует мира чувств. Следовательно, ни то, ни другое не является реальным.
— Если и то, и другое нереально, то тогда что же реально? — спросил Джанака.
— Есть ещё одно состояние помимо этих двух. Найди его, ибо только оно и является реальным.
Один человек просил Провидца из Люблина избавить его от посторонних мыслей, мешающих ему во время молитвы. Рабби посоветовал ему, как себя вести, но тот продолжал приставать. Наконец рабби Иаков Ицхак сказал:
— Не знаю, отчего ты жалуешься на посторонние мыли. Тому, у кого в сердце святые помыслы, нечистые мысли чужды, оттого-то и называют их посторонними. Но если эти мысли для тебя привычны и всегда с тобой, кому ты хочешь их приписать?
У одной супружеской пары не было детей, хотя они уже несколько лет прожили в браке. Чтобы не чувствовать себя одинокими, муж и жена приобрели щенка немецкой овчарки. Они любили его и заботились о нем, как о собственном сыне. Щенок вырос и превратился в большого, красивого, умного пса и не раз спасал хозяйское имущество от воров, был верным, преданным, любил и защищал своих хозяев.
Через семь лет после того, как супруги взяли собаку, у них родился долгожданный ребенок. Муж с женой были счастливы, малыш занимал почти все их время, а псу не доставалось почти ни капли внимания. Собака почувствовала себя ненужной и стала ревновать ребенка к хозяевам. Как-то раз родители оставили спящего сына в доме, а сами на террасе занимались приготовлениями к барбекю. Когда они пошли проведать ребенка, из детской вышел пес. Его пасть была окровавленной, и он довольно вилял хвостом. Отец ребенка предположил самое худшее, схватил оружие и тут же убил собаку. Затем вбежал в детскую и на полу, у колыбели сына, увидел огромную обезглавленную змею. «Я убил своего верного пса!» — сказал мужчина, сдерживая слезы.
Как часто мы несправедливо судим о людях? Хуже всего, что мы делаем это не задумываясь, даже не узнав причин, по которым они поступили так или иначе. Нам все равно, о чем они думали и что чувствовали, нас это не волнует. И мы не допускаем мысли, что позже, может быть, пожалеем о своей поспешности. Так давайте в следующий раз, осудив кого-то, вспомним эту притчу о верном псе.
Утренний колокол Дзэнская притча
Поселившись в монастыре Дунлиньсы, что в горах Лушань, известный поэт Су Дунпо написал четверостишье:
Голос ручья, как людской разговор,
Тишь и покой — настроение гор.
Лунною ночью приходят стихи,
Я возвышаюсь над всеми людьми.
Монах Чжэнъу очень высоко оценил эти стихи, сказав, что непросто достичь такого состояния. А наставник Аньюань же, напротив, покачал головой и сказал, что Су Дунпо ещё не прозрел истинную дорогу.
Ночью Чжэнъу всё никак не мог уснуть и пребывал в глубоких раздумьях. Он даже не заметил, как наступил рассвет. Прозвенел утренних колокол, и со звуками колокола на Чжэнъу внезапно снизошло озарение:
Запутавшись в словах людей,
Лишь жаждет красоты вещей.
Но если так прекрасны горы,
Ручьёв красивы разговоры,
То будут лишними на свете люди.
Хотя мирянин-буддист Су Дунпо хорошо разбирался во всех чаньских понятиях, он так и не смог понять их сокровенного, глубинного смысла. Как утренний колокол вмиг развеял все сомнения и тяжёлые размышления чаньского наставника, так же и мы после множества блужданий, игры слов и самолюбования можем внезапно ощутить всю красоту простой внесловесной мудрости. И тогда мы проникаем в ни с чем не сравнимый мир покоя и высшего знания.
Была у одного народа примета. Тот, кто сорвет белый цветок на горе в канун Нового года, будет счастлив. Гора, на которой расцветал цветок счастья, была заколдована. Она постоянно тряслась, и никто не мог удержаться на ней.
Но каждый Новый год находились смельчаки, которые пытались залезть на гору.
Однажды три друга тоже решили попытать счастья. Перед тем как идти на гору, зашли друзья к мудрецу – совета спросить:
– Упадешь семь раз – поднимись восемь раз – посоветовал им мудрец.
Пошли трое друзей на гору, все с разных сторон. Через час вернулся первый юноша, весь в синяках.
– Неправ был мудрец, – сказал он. Я упал семь раз, а когда восьмой раз поднялся, то увидел, что прошел только четверть горы. Тогда я решил вернуться.
Второй юноша пришел через два часа, весь побитый, и сказал:
– Мудрец нас обманул. Я упал семь раз, а когда на восьмой раз поднялся, то увидел, что прошел только треть горы. Тогда я решил вернуться.
Третий юноша пришел через день с белым цветком в руках.
– Разве ты не падал? – спросили его друзья.
– Падал, может, сто раз падал, а может, и больше. Я не считал, – ответил юноша.
– Почему же ты не бросил все? – удивились друзья.
– Перед тем как идти на гору, я научился падать, – засмеялся юноша.
– Нет. Он научился не падать, а подниматься! – сказал мудрец, услышав этот разговор.
Однажды ночью в провинции, где располагался монастырь, прошёл сильнейший снегопад. Утром ученики, пробираясь буквально по пояс в снегу, собрались в зале для медитаций.
Учитель собрал учеников и спросил:
— Скажите, что нам нужно сейчас делать?
Первый ученик сказал:
— Следует помолиться, чтобы началась оттепель.
Второй предположил:
— Нужно переждать в своей келье, а снег пусть идёт своим путём.
Третий сказал:
— Тому, кто познал истину, должно быть всё равно — есть ли снег или нет его.
Учитель молвил:
— А теперь послушайте, что я вам скажу.
Ученики приготовились внимать величайшей мудрости. Учитель обвёл их взглядом, вздохнул и сказал:
Как прохожий другом стал Притча от братьев Бондаренко
Ходил Суслик на поле за колосками. Устал. Чуть плёлся домой. Увидел домик Хомяка. «Дай, — думает, — посижу возле него на камушке, отдохну».
— Разреши, Хомяк, посидеть на твоём камушке. Устал я.
— Посиди, — разрешил Хомяк.
Сидел Суслик, отдыхал, а Хомяк глядел на него и думал: «Прохожий».
Дня через два опять случилось Суслику мимо домика Хомяка идти. И опять он притомился, отдохнуть ему захотелось. Остановился он, попросил:
— Разреши, Хомяк, посидеть на твоём камушке. Устал я.
— Посиди, — разрешил Хомяк.
Сидел Суслик, отдыхал, а Хомяк глядел на него и думал: «Знакомый».
Дня через два опять случилось Суслику мимо домика Хомяка идти. Увидел его Хомяк, окликнул:
— Что мимо идёшь, Суслик? Сверни на минутку.
— Да я не устал сегодня, — отвечает Суслик.
— А ты просто так сверни. Посидим, словечком-другим перекинемся. О себе расскажи. Где живёшь, есть ли дети?
Сидел Суслик на камушке возле Хомяка, рассказывал ему о себе, а Хомяк глядел на него и думал: «Приятель».
С неделю после этого не видел Хомяк Суслика. До этого столько не видел и — ничего, а тут неделю не показывался Суслик и затосковал Хомяк.
Сказал жене:
— Что-то Суслика давно не видно. Уж не заболел ли он? Пойду проведаю.
Вышел ко двору, а Суслик — вот он, сам к нему бежит.
— Что пропадал долго? — спросил его Хомяк.
— Да жена прихворнула, — ответил Суслик; — ухаживал за нею, пшеничку жевал ей.
— Ну и как?
— Да теперь ничего. На поправку пошла. Сидел Суслик на камушке, рассказывал о своей жене, а Хомяк глядел на него и думал: «Друг».
Теперь их часто видят соседи вместе, и от Суслика к домику Хомяку проторена даже дорожка.
Орёл и петух Христианская притча
Летал орёл в высоте, наслаждался красотою мира
Летал орёл в высоте, наслаждался красотою мира и думал: «Я пролетаю большие пространства и вижу долины и горы, моря и реки, луга и леса; вижу множество зверей и птиц; вижу города и селения, и как живут люди; а вот деревенский петух ничего не знает, кроме своего двора, где видит всего лишь немного людей и скота; полечу к нему и расскажу о жизни мира».
Прилетел орёл на крышу сельского дома и видит, как храбро и весело гуляет петух среди своих кур, и подумал: «Значит, он доволен своею судьбой; но всё-таки расскажу ему о том, что знаю я».
И стал орёл говорить петуху о красоте и богатстве мира. Петух сначала слушал со вниманием, но ничего не понимал. Орёл, видя, что петух ничего не понимает, опечалился, и стало ему тяжело говорить с петухом; а петух, не понимая, что говорит орёл, заскучал, и стало ему тяжело слушать орла. Но каждый из них оставался доволен своею судьбой.
Так бывает, когда учёный человек говорит с неучёным, но ещё более, когда духовный говорит с недуховным. Духовный подобен орлу, а недуховный петуху; ум духовного день и ночь поучается в законе Господнем и молитвою восходит к Богу, а ум недуховного привязан к земле или занят помыслами. Душа духовного услаждается миром, а душа недуховного остаётся пустою и рассеянною. Духовный, как орёл, летает в высоте и душою чувствует Бога, и видит весь мир, хотя и молится в темноте ночи, а недуховный услаждается или тщеславием, или богатством, или ищет плотских наслаждений. И когда духовный встречается с недуховным, то обоим им скучно и тяжело общение.
Пожилые домработницы Христианская притча
Епископ издал указ, согласно которому возраст женщин-домохозяек, находящихся в услужении у священников, должен быть не менее пятидесяти лет.
Он был немало удивлён, когда, объезжая свой епископат, обнаружил священника, который полагал, что не нарушает указ, наняв к себе на работу двух двадцатипятилетних домохозяек.
Однажды Кришна и Арджуна беседовали во время прогулки, когда встретили старого брамина, просящего подаяние. Сжалившись над его положением, Арджуна дал ему сумку, наполненную золотыми монетами. Старик был вне себя от радости. Но по дороге домой, в лесу, его обокрал вор. Посетовав на судьбу, на следующий день он снова вышел просить подаяние.
Арджуна с Кришной увидели его снова и узнали его историю. И снова Арджуна посочувствовал ему, и подарил большой бриллиант. Старик взял его и спрятал для сохранности в старый горшок, который не использовался годами, и пошёл спать.
На следующее утро, когда он ещё спал, его жена отправилась к реке за водой, по дороге домой она поскользнулась, и её горшок разбился. Вспомнив о старом горшке, хранившемся дома, она принесла его на реку и зачерпнула воды. Когда она опустила его в воду, бриллиант выскользнул из горшка и ушёл в реку.
Вернувшись домой, она застала Брамина, отчаянно искавшего горшок по всему дому. Увидев её с этим горшком, он поведал ей о том, что случилось. Удручённый случившимся, он, в очередной раз, пошёл просить подаяние.
И снова Арджуна и Кришна увидели его и, когда Арджуна услышал о несчастье, случившимся с ним, поделился с Кришной:
— Не думаю, что этот мужчина благословлён судьбой, не думаю, что смогу ему помочь ещё раз.
Кришна дал старику 2 пенни, мужчина взял их и побрёл домой.
— Мой Бог, если золотые монеты и бриллиант не смогли изменить его положение, что хорошего могут сделать 2 пенни! — воскликнул Арджуна.
Кришна улыбнулся и ответил:
— Посмотрим.
По дороге домой, проклиная свою судьбу, старик увидел рыбу, пойманную рыбаком, которая боролась за свою жизнь. Он сжалился над ней и подумал: «На эти две монетки всё равно не раздобудешь еды, лучше я спасу жизнь этому созданию». И он купил рыбку и уже собирался выпустить её в речку, когда заметил, что рыбка задыхалась из-за какого-то объёмного предмета во рту. Вынув его, он обнаружил свой бриллиант, потерянный в реке. Он очень сильно обрадовался и начал кричать:
— Посмотрите, что я нашёл, посмотрите, что я нашёл!
Как раз в это время мимо проходил вор, обокравший его в лесу. Услышав выкрики, он узнал старика и подумал, что тот опознал его и поэтому кричит. Боясь, что брамин может привлечь его к наказанию, он ринулся к нему, моля о прощении, и вернул ему все украденные золотые монеты. Брамин был счастлив и унёс всё своё богатство.
Он направился прямиком к Арджуне, поведал ему о том, как обернулись события, поблагодарил за помощь и ушёл.
Арджуна спросил Кришну:
— Мой Бог, как так получилось, что золото и бриллиант не смогли помочь ему, а твои скудные две монетки смогли?
Кришна ответил:
— Когда он обладал золотом и бриллиантами, он думал только о себе и своей нужде, но, когда у него было всего две пенни, он поставил нужду другого выше своей, и я позаботился о нём. Правда в том, Арджуна, когда ты думаешь о боли и нужде других и работаешь, чтобы помочь им, ты делаешь работу Бога, и, как следствие, Бог сам заботится о тебе.
Конфессии Современная притча
Мастер говорил, что одной из бед религии является то, что она разделила народы на секты. Он любил рассказывать о маленьком мальчике, который спросил у такой же девочки:
— Ты пресвитерианка?
— Нет, — важно ответила та, — мы принадлежим к какой-то другой ерунде.
Здесь живёт Землеройка Притча от Николая Бутенко
Жила в норке одинокая и никому неизвестная Землеройка. Днём отдыхала, а по ночам выходила из норки на охоту — добывать себе пропитание.
Однажды после сытого обеда прилегла Землеройка вздремнуть, и вдруг услышала, как шумные Сороки приземлились у её норки и стали спрашивать друг друга: «Кто здесь живёт?» Рассердилась Землеройка, выскочила наружу и повесила табличку: «Здесь живёт Землеройка!»
Со временем лесные жители привыкли к этому странному новшеству. Как зайдёт разговор, что и где находится, так тут же и объясняют:
— Это там, справа от норки Землеройки;
— Это возле вон того кустика, что растёт у норки Землеройки;
— Это на тропинке, которая ведёт к норке Землеройки.
Прошли годы. Давно нет на свете хозяйки норки, но все обитатели леса знают, где жила Землеройка.
Васильки Христианская притча
Пришли жнецы на поле — рожь жать. Рожь собрали, а из васильков, которые в ней росли, девушки венки сплели и на себя надели.
Возгордились васильки:
— Вот мы какие красивые! Для того, знать, и рожь сеяли, чтобы нам в ней расти! Она нас от ветров прикрывала, от холодов защищала. И теперь её за ненадобностью выбросили!
А рожь и не думали выбрасывать. Собрали её в снопы, обмолотили, свезли на мельницу и стали печь хлеб. На целый год хватило. Ещё и осталось!
А васильки… Они так и остались на поле, дождям да ветрам в добычу, не нужные больше никому…
Как-то раз к падишаху Акбару пришли несколько придворных.
— О владыка мира, велики твоя слава и мудрость. Велика твоя власть и неисчислимы твои богатства. Скажи нам, повелитель, почему ты осыпаешь своими милостями Бирбала, индуса по вере? Ведь ты же сам мусульманин. Почему не доверишь кому-нибудь из нас должности твоего первого советника? — сказали они.
Акбар был в тот день в хорошем настроении, не выгнал придворных, а наоборот, стал терпеливо разъяснять причину своего выбора:
— Видите ли, — сказал он, — мой первый советник должен обладать незаурядными качествами. Он должен быть умным, наблюдательным, ловким, сообразительным. Кто из вас, с этой точки зрения, мог бы заменить Бирбала? Давайте попробуем, — и взяв простынку длиной в метр с четвертью и такой же ширины, он лёг, вытянулся и говорит своим вельможам:
— Укройте меня хорошенько этой простынкой.
Придворные кинулись к простыне и стали приноравливаться, как бы падишаха укрыть. И так потянут и этак — ничего не выходит: накроют плечи — ноги открыты, накроют ноги — плечи голые. Бились они, бились, но так и не укрыли всего падишаха.
— Видите, даже с таким простым делом вам не под силу справиться, а скажи я Бирбалу, он бы вмиг исполнил, — упрекнул Акбар придворных.
Послали за Бирбалом. Он пришёл и тотчас решил задачу: подогнул падишаху колени и укрыл всего простынёй.
— Но-но, Бирбал! Ты невежливо обращаешься с нашей особой. Не забывайся! — обронил Акбар.
Есть люди,которые свою обиду проносят в себе долгие годы,вплоть до смерти. Жизнь и так коротка,прости их Бог и дай освободиться от этой душевной болезни,лекарств от которой в мире нет.
СКАЗКА ПРО ОБИДУ
- Обида - это такой маленький и очень симпатичный зверек. С виду он совсем безобидный. И если с ним правильно обращаться, то вреда он вам не принесет.
Обида, если не пытаться ее поселить в своем доме, прекрасно живет на воле и никогда никого не трогает. Но все попытки завладеть Обидой, сделать ее своей, кончаются всегда плачевно...
Зверек этот очень маленький и юркий, он может случайно попасть в тело любого человека. Человек это сразу чувствует, ему становится обидно.
А зверек кричит человеку:
- Я нечаянно попался! Выпусти меня! Мне здесь темно и страшно! Я хочу к маме!
Но люди давно разучились понимать языки тварей земных, особенно таких маленьких зверьков...
Есть такие люди, которые сразу отпускают обиду. Но есть и такие, которые ни за что не хотят ее отпускать. Они сразу называют Обиду своей и носятся с ней, как с самой дорогой игрушкой. Постоянно думают о ней и даже ночью просыпаются от великих дум о ней.
А Обиде все равно не нравится жить с человеком. Она крутится, ищет выход, но сама она никогда не найдет пути. Такой вот непутевый зверек.
Да и человек тоже непутевый. Сжался весь и ни за что не выпускает уже свою Обиду. Жалко отдавать. А зверек-то голодный, и есть ему очень хочется. Вот и начинает он потихоньку есть человека изнутри. И человек чувствует это: то там заболит, то здесь. Так болит, что слезы катятся из глаз. Но поскольку он не понимает от чего это, то и не связывает это недомогание с обидой. А дальше человек привыкает к ней от безысходности и Обида тоже потихонечку привыкает к своему хозяину: ест, растет, жиреет Обида и совсем перестает двигаться.
Находит внутри человека что-нибудь вкусненькое, присасывается и сосет и гложет.
Так и говорят про таких людей: "Обида гложет".
И, в конце концов, Обида так прирастает к человеку, что становится частью его. Человек с каждым днем слабеет, а Обида внутри все толстеет и толстеет.
И невдомек человеку, что только и надо - взять и отпустить обиду!
Пусть себе живет в свое удовольствие и пусть будет опять маленькой, юркой и худенькой!
И человеку без нее легче живется, потому что от Обиды он часто плачет и болеет.
Обида - это такой маленький зверек.
Отпусти его, пусть себе бежит к маме!
Рукавицы и топор Притча от Евгения Пермяка
Умер старик и оставил сыновьям наследство: старшему — избу, среднему — корову, а младшему — рукавицы и топор. Стал старший сын своим домом жить, средний — молоком торговать, а младший — топором хлеб-соль добывать да песни распевать.
Много ли, мало ли лет прошло, только покосилась у нерадивого хозяина изба, убавила молоко корова у ленивого коровника, а рукавицы да топор у радивого мастера — хоть весла тесать, хоть рамы вязать. Города возводят, мосты наводят, плотины ладят, мельницы ставят. Младший сын свой дом срубил, свою корову купил.
— Не иначе как у него заколдованный саморубный топор, — говорит старший брат среднему, — давай утащим.
Утащили братья топор и велели ему весла тесать, рамы вязать, дома возводить, мосты наводить. А топор ни с места.
— Видно, не в одном топоре сила, — сказал средний брат. — Давай и рукавицы утянем.
Утянули рукавицы. Опять ничем-ничего.
А младший брат, мастер, новый топор да новые рукавицы купил. Снова стал работать да песенку свою петь. Так поёт — только щепки летят.
— Выходит, в песне сила, — решили братья. — Давай песню переймём.
Стали братову песню перенимать. А песня хоть и проста была, да загвоздиста. Пелось в ней, как остёр топор, да не в нём сила. Сказывалось в ней, как на умелых руках холщовые рукавицы трудовой мошной обёртываются. Пускай в них денег не густо, зато не бывает пусто. Каждый день новая копеечка появляется, когда мастер старается.
Переняли братья песню. Сердцем её поняли, и хорошо у них дело пошло. Тоже мастерами стали. Весёлые песни распевать начали. В три голоса. Артельно. Про топор с рукавицами в песне поют, а руки славят, на верный путь добрых людей песней ставят.
Далеко нынче топор пошёл. Встретишь и не узнаешь. В хитроумные механизмы вышел. Голыми руками не ухватишь. Рукавицы нужны. Да не тяп-ляп. Не домотканые. Фабричного качества, учёного ткачества, грамотного покроя, образованного шитья.
Благодарность муравья Индийская притча
Сухой лист, на котором сидел муравей, был унесён течением реки. Крошечное сердце муравья воззвало к Богу о помощи.
Бог побудил коршуна, летящего над рекой, спуститься к воде и клювом подхватить лист, внушив ему, что это рыба или лягушка. Птица была сильно разочарована, но муравей несказанно обрадовался, что оказался на твёрдой земле. Бог обернулся птицей и спас меня, подумал он и решил, что должен отблагодарить этого коршуна и всех других птиц.
Однажды, во время своей утренней пробежки, он увидел, как охотник нацелил стрелу на птицу; помня, что птица спасла ему жизнь, муравей укусил охотника за пятку как раз в то мгновение, когда он приготовился выпустить смертоносную стрелу. Цель ускользнула, птица улетела и была спасена.
Разные наживки Христианская притча
Шёл человек по узкой тернистой дороге и плакал:
— Господи, сколько живу — столько грешу! Даже и не знаю, как это получается! Помоги, вразуми!..
Вдруг видит — впереди мост. А около него рыбак. Поздоровался с ним человек, спросил, как рыбалка. А тот:
— Лучше и не бывает! Одна рыба беспечная, сама на голый крючок кидается. А другая осторожная, так я к ней с подходом. Леска у меня невидимая. Крючки маленькие, одна только наживка видна. Вот эту рыбу я поймал на белый хлеб, эту — на пахучий жмых, а эта, даром что крупная — на крошечного червяка попалась!
— Так вот оно что! — просветлел лицом человек и поблагодарил рыбака.
— За что? — удивился тот, выуживая очередную рыбу.
— За науку! — ответил ему человек.
И пошёл дальше, благодаря Господа за то, что так скоро и понятно вразумил его.
Змея и Соловей Притча от Николая Бутенко
Поймала Змея Соловья и пообещала отпустить его живым при одном условии, если он научит её петь. Каждый вечер Соловей напевал ей свои трели, а она их повторяла с упорством.
Через некоторое время Змея поверила, что поёт не хуже Соловья и отпустила его на свободу. А сама поползла в лес и зашипела на все лады. Зная крутой нрав Змеи, звери и птицы стали ей подражать.
Причина исправления Суфийская притча от Газали
Спросили Умара ибн Абдель-Азиза, да смилуется над ним Аллах:
— Что было причиной твоего исправления?
И он ответил:
— Однажды я бил своего слугу, и он сказал мне: «Я представляю себе ту ночь, утром после которой будет Воскресение (Судный день)». И те слова подействовали на моё сердце.
Подрос в гнезде у Альбатросов Альбатросик. И сказал ему отец:
— Пора тебе, сынок, самому за дело браться, кормить себя.
Альбатросик полез было уже из гнезда, но вступилась тут за него мать. Подала свой голос:
— Мал он ещё, отец, пусть в гнезде посидит.
Обрадовался Альбатросик.
— И впрямь, — говорит, — я ещё маленький, папа. Посидеть бы мне ещё не мешало.
— Что ж, посиди, — сказал отец и полетел на море за рыбой для сына.
Неделю порыбачил старый Альбатрос, другую. Опять стал говорить сыну:
— Окреп ты, сынок, теперь и сам о себе похлопотать можешь.
Хотел было уже лезть Альбатросик из гнезда, да приостановился. На мать поглядел нежно. И не вытерпела она, опять подала голос свой:
— Ну что ты, отец, гонишь его. Пусть посидит последние денёчки в родительском гнезде. Успеет ещё нарыбачиться.
И Альбатросик подтвердил:
— Верно, нарыбачусь я ещё, папа. Моё от меня не уйдёт. Не гони меня из родительского гнезда.
— Что ж, сиди, — сказал отец и улетел на море.
Ещё неделю порыбачил. Измотался совсем. Чуть на ногах стоит: сын-то уже большой, за двоих ест. Прокорми-ка его, попробуй. Пожалела его жена, сказала сыну:
— И в самом деле, пора тебе, сынок, самому о себе заботиться. Вырос ты.
Но Альбатросику уже понравилось без дела сидеть, во вкус он вошёл. Прикрикнул на мать:
— Ты разве не видишь, что я ещё маленький.
И рот разинул:
— Корми меня, есть хочу.
А сам уж чуть в гнезде умещается, большой такой, больше отца даже. Поглядел на него старый Альбатрос и пошагал прочь.
— Ты, — говорит, — как хочешь, жена, а я больше этого бездельника кормить не буду.
И побежала жена догонять его.
— Куда же ты? И я с тобой.
Глядит им вслед Альбатросик и улыбается: врёте, далеко не уйдёте, вернётесь — всё-таки я сын ваш. Но ждёт-пождёт, не возвращаются отец с матерью. Звать он их начал:
— Эй, вы чего ребёнка бросили? Я есть хочу. Кормите меня.
Но и на крик его никто не отозвался.
День посидел Альбатросик в гнезде, два — не идёт к нему никто. На третий поднялся он и пошёл к морю.
— Пора взрослеть, — говорит, — а то, пожалуй, до того досидишься, что и из гнезда не вылезешь — отощаешь.
Путешествия изменили меня Историческая притча
Живя в Берлине, Франц Кафка каждый день прогуливался по парку. Там он однажды встретил маленькую девочку, которая потеряла куклу и громко плакала. Кафка предложил ей помочь в поиске и встретиться на том же месте на следующий день.
Куклу знаменитый писатель, конечно, не нашёл, но зато принёс написанное им от её лица письмо: «Пожалуйста, не огорчайся моему отсутствию, — зачитывал вслух Франц. — Я уехала в путешествие, чтобы повидать мир. Буду писать тебе обо всех своих приключениях». Следующие несколько недель они встречались в парке, и писатель читал девочке письма, в которых кукла в красках описывала свою поездку.
Вскоре у Кафки случилось обострение туберкулёза, и ему потребовалось отправиться в санаторий в Вену. Перед этой поездкой, ставшей для писателя последней, Кафка встретился с девочкой и подарил ей куклу. Она была совершенно не похожа на ту, что девочка когда-то потеряла. Но к ней прилагалась записка: «Мои путешествия изменили меня».
Один человек ехал на лодке и уронил драгоценный жемчуг в море. Человек вернулся к берегу, взял ведро и стал черпать воду и выливать на землю. Он черпал и выливал три дня без устали.
На четвёртый день вышел из моря водяной и спросил:
— Зачем ты черпаешь?
Человек говорит:
— Я черпаю затем, что уронил жемчуг.
Водяной спросил:
— А скоро ли ты перестанешь?
Человек говорит:
— Когда высушу море, тогда перестану.
Тогда водяной вернулся в море, принёс тот самый жемчуг и отдал человеку.
Сколько ты стоишь?
Однажды к Мастеру пришёл молодой человек и сказал:
– Я пришёл к тебе, потому что чувствую себя таким жалким и никчёмным, что мне не хочется жить. Все вокруг твердят, что я неудачник, растяпа и идиот. Прошу тебя, Мастер, помоги мне!
Мастер, мельком взглянув на юношу, торопливо ответил:
– Извини, но я сейчас очень занят и никак не могу тебе помочь. Мне нужно срочно уладить одно очень важное дело, – и, немного подумав, добавил: – Но если ты согласишься помочь мне в моём деле, то я с удовольствием помогу тебе в твоём.
– С… с удовольствием, Мастер, – пробормотал тот, с горечью отметив, что его в очередной раз отодвигают на второй план.
– Хорошо, – сказал Мастер и снял со своего левого мизинца небольшое кольцо с красивым камнем.
– Возьми коня и скачи на рыночную площадь! Мне нужно срочно продать это кольцо, чтобы отдать долг. Постарайся взять за него побольше и ни в коем случае не соглашайся на цену ниже золотой монеты! Скачи же и возвращайся как можно скорее! Юноша взял кольцо и ускакал. Приехав на рыночную площадь, он стал предлагать кольцо торговцам, и те поначалу с интересом разглядывали его товар.
Но стоило им услышать о золотой монете, как они тут же теряли к кольцу всякий интерес. Одни открыто смеялись ему в лицо, другие просто отворачивались, и лишь один пожилой торговец любезно объяснил ему, что золотая монета – это слишком высокая цена за такое кольцо и что за него могут дать разве что медную монету, ну в крайнем случае серебряную.
Услышав слова старика, молодой человек очень расстроился, ведь он помнил наказ Мастера ни в коем случае не опускать цену ниже золотой монеты. Обойдя весь рынок и предложив кольцо доброй сотне людей, юноша вновь оседлал коня и вернулся обратно. Сильно удручённый неудачей, он вошёл к Мастеру.
– Мастер, я не смог выполнить твоего поручения, – с грустью сказал он. – В лучшем случае я мог бы выручить за кольцо пару серебряных монет, но ведь ты не велел соглашаться меньше, чем на золотую! А столько это кольцо не стоит.
– Ты только что произнёс очень важные слова, сынок! – отозвался Мастер. – Прежде, чем пытаться продать кольцо, неплохо было бы установить его истинную ценность! Ну а кто может сделать это лучше, чем ювелир? Скачи-ка к ювелиру да спроси у него, сколько он предложит нам за кольцо. Только что бы он тебе ни ответил, не продавай кольцо, а возвращайся ко мне. Юноша снова вскочил на коня и отправился к ювелиру.
Ювелир долго рассматривал кольцо через лупу, потом взвесил его на маленьких весах и, наконец, обратился к юноше:
– Передай Мастеру, что сейчас я не могу дать ему больше пятидесяти восьми золотых монет. Но если он даст мне время, я куплю кольцо за семьдесят, учитывая срочность сделки.
– Семьдесят монет?! – юноша радостно засмеялся, поблагодарил ювелира и во весь опор помчался назад.
– Садись сюда, – сказал Мастер, выслушав оживлённый рассказ молодого человека. И знай, сынок, что ты и есть это самое кольцо. Драгоценное и неповторимое! И оценить тебя может только истинный эксперт. Так зачем же ты ходишь по базару, ожидая, что это сделает первый встречный?
Милосердие цветка Притча для детей
Вырос в поле цветок и радовался: солнцу, свету, теплу, воздуху, дождю, жизни… А ещё тому, что Бог создал его не крапивой или чертополохом, а таким, чтобы радовать человека.
Рос он, рос…
И вдруг шёл мимо мальчик и сорвал его. Просто так, не зная даже зачем. Скомкал и выбросил на дорогу. Больно стало цветку, горько. Мальчик ведь даже не знал, что учёные доказали, что растения, как и люди, могут чувствовать боль. Но больше всего цветку было обидно, что его просто так, без всякой пользы и смысла сорвали и лишили солнечного света, дневного тепла и ночной прохлады, дождей, воздуха, жизни…
Последнее о чём он подумал — что всё-таки хорошо, что Господь не создал его крапивой. Ведь тогда мальчик непременно обжёг бы себе руку. А он, познав, что такое боль, так не хотел, чтобы ещё хоть кому-нибудь на земле было больно…
Ответ, определивший жизнь Дзэнская притча
В деревенской школе Банкей, как и остальные школьники, должен был читать конфуцианские тексты, повторяя их, пока не запомнятся наизусть. Однажды, когда класс заучивал «Великое Учение», учитель подошёл к центральным словам этой книги:
— Путь Великого Учения заключается в выявлении сиятельной добродетели.
Банкей прервал учителя:
— Что такое сиятельная добродетель?
Учитель, повторяя объяснение из традиционных комментариев, ответил:
— Это истинная природа добра, присущая каждому человеку.
Банкей поинтересовался, что такое истинная природа, присущая каждому человеку, и получил ответ:
— Это основополагающая природа человека.
— А что же это такое? — настаивал он.
— Величайшая истина неба, — ответил учитель.
Ни один из этих ответов не удовлетворил Банкея. Ему хотелось знать, что же на самом деле значит сиятельная добродетель в сфере повседневного личного опыта…
Шестьдесят лет спустя Банкей упомянул об этом моменте как о начале своих поисков сознания Будды. Для него вопрос о сиятельной добродетели превратился во всепоглощающую страсть.
Учёный, которого не хотят слушать Хасидская притча
Равви Ацриэль Гурвиц спросил Ясновидца:
— Как получилось, что вокруг тебя собралась такая толпа? Я гораздо учёней тебя, а ко мне никто не приходит.
Цадик ответил:
— И я удивляюсь, что так много людей приходит ко мне, чтобы послушать из моих уст слово Божье, а к тебе, чья учёность превосходит высочайшие горы, они не идут. Возможно, причина вот в чём: они приходят ко мне, потому что я всё время удивляюсь, что они ко мне приходят, а к тебе не приходят, потому что ты всё время удивляешься, что они к тебе не приходят.
Иллюзия успеха Дзэнская притча
Некий мирянин спросил Банкея:
— Вот уже в течение долгого времени я усердно практикую дзадзэн, но каждый раз, когда мне кажется, что я достиг чего-то, что уже не ускользнёт от меня, я вновь оказываюсь на начальной ступени. Что я могу сделать для того, чтобы от меня не ускользал результат практики?
Банкей ответил:
— Живи в нерождённом сознании Будды. Тогда не будет никакого отступления. Не будет нужды в продвижении. Любая мысль или желание достичь чего-то уже является отклонением от Нерождённого. Человек Нерождённого не имеет ничего общего ни с продвижением, ни с отступлением в практике. Он превыше и того, и другого.
Мотивация труда Современная притча
Один менеджер, только что вернувшийся с семинара по вопросам повышения мотивации у сотрудников, вызвал к себе рабочего и сказал:
— С сегодняшнего дня нам будет дано право планировать и давать оценку вашей работе. Уверен, что это поднимет производительность труда.
— Повысят ли мне зарплату? — спросил рабочий.
— Нет, нет. Деньги не являются мотивацией, и от повышения уровня зарплаты вы не получите никакого удовлетворения.
— А если увеличится производительность труда, повысят ли мне зарплату?
— Послушайте, — сказал менеджер, — похоже, вы совсем не разбираетесь в теории о мотивации труда. Возьмите эту книгу домой и прочтите её; там даётся подробное объяснение принципов мотивации.
— А если я её прочту, повысят ли мне зарплату? — спросил рабочий, покидая кабинет.
— Не стоит испытывать неприязнь к дзадзэн, — ответил Банкей, — точно так же, как не стоит пренебрегать чтением сутр, совершением поклонов и всем прочим в том же духе. Такусан потрясал посохом. Риндзай кричал: «Кхат!» Гутей воздевал вверх палец. Бодхидхарма сидел лицом к стене. Все они использовали свои методы в соответствии с ситуацией, сложившейся на определённый момент. Всё это были лишь уловки добрых и талантливых мастеров. Изначально нет никакой зафиксированной, чётко определённой Дхармы. Если вы попытаетесь навязать Дхарме какое-то жёстко фиксированное толкование, то этим только ослепите свои глаза (своё око Дхармы). Не загромождайте сознание думами о предпосылках и возможных последствиях. Будьте подобны зеркалу, отражающему всё, что предстаёт перед ним, и тогда вы уже никак не сможете уклониться от непосредственного и совершенно целостного взаимодействия со всем сущим.
Справедливость халифа Омара Суфийская притча от Джами
Повелитель правоверных Омар — да будет им доволен Господь, — однажды, во время своего халифства в Медине, обмазывал глиной стену. Подошёл некий иудей и пожаловался на насилие правителя Басры, что тот у иудея взял товаров на сто тысяч дирхемов, однако заплатить свой долг не желает.
— Есть ли у тебя клочок бумаги? — спросил Омар.
— Нет, — ответил иудей.
Поднял тогда Омар какой-то черепок и на нем написал: «Жалующихся на тебя бесчисленное множество, а благодарящих тебя — нет. Или не будь причиной жалоб, или оставь пост правителя». И в конце подписал: «Писал это Омар ал-Хаттаб».
Он на черепке не поставил своей печати, не начертал и своей монограммы, но в его словах были такое величие, справедливость и сила власти, что они оставляли след в памяти. И когда иудей вручил правителю Басры черепок, тот сошёл с коня, поцеловал землю и отдал иудею, восседавшему на коне, свой долг.
Шах, если слаб, в политике нетвёрд, —
Он тут же наглецами обесчещен.
Так льву беззубому, лишённому когтей,
Хромые лисы надают затрещин!
Медведь и Зайчата Притча от Николая Бутенко
Спросили Зайчата Медведя:
— Михаил Потапыч! Почему ты всю зиму дрыхнешь в тёмной берлоге да лапу сосёшь от голода?
— Какая разница: лапу сосать в берлоге или голодным рыскать по лесу? — недовольно проворчал Медведь. — В лесу зимой ни ягод, ни мёда не раздобудешь да от вас, худосочных, никакого толку — одна кожа да кости! А в берлоге я хотя бы отосплюсь.
Девушка в храме Христианская притча
Однажды в храм вошла девушка. Одета она была в джинсы, футболку и без платка. Её появление привлекло внимание одной сердобольной бабули. Она без промедления подошла к пришедшей и стала обличать:
— Ты куда пришла? Тебе здесь не танцы, а дом Божий. Иди домой, переоденься, а потом приходи.
Опустив голову, девушка медленно побрела к выходу. А бабуля продолжила усердно молиться Богу.
Вернувшись со службы, старушка решила поспать. И вот видит во сне Богородицу. Она подошла к ней и печально сказала:
— Что ты натворила? Зачем ты сегодня выгнала девицу из храма? Я же так долго её ждала.
Услышанная молитва Христианская притча
Выбросил богатый и жадный человек заплесневелый сухарь на помойку. Шёл мимо умирающий от голода бедняк, поднял его и съел. Увидел это жадный богач и (не пропадать же добру) взмолился:
— Господи! Вмени это мне в милостыню и воздай за добро вчетверо!
И что же? Услышал его Господь. Откуда это известно? А из того, что произошло дальше: вскоре богач обнищал, и ему самому подали четыре заплесневелых сухаря, которым он был несказанно счастлив. А главное — он спасся. Ведь без богатства и жадности это было намного проще!
Давным-давно жила-была ветвистая и большая яблоня. Маленький мальчик любил приходить к ней и играть возле неё. Он забирался на верхушку яблони, ел там яблоки, а затем дремал в ее тени. Он любил это дерево, а дерево любило его, любило играть с ним. Время шло, мальчик подрос и уже не играл у яблони каждый день.
Однажды он пришел к дереву с печальным видом.
— Подойди и поиграй со мной. — попросила яблоня.
— Я уже не маленький, я не играю больше возле деревьев. — ответил мальчик. — Я хочу игрушки. Мне нужны деньги, чтобы их купить.
— Извини, у меня нет денег, но ты можешь собрать все мои яблоки и продать их. Тогда у тебя будут деньги.
Мальчик очень обрадовался! Он сорвал с дерева все яблоки и ушёл довольным.
Мальчик не приходил после того, как взял все яблоки. Дерево грустило.
В один прекрасный день мальчик, который уже превратился во взрослого мужчину, вернулся. Яблоня обрадовалась.
— Иди сюда, поиграй со мной!
— У меня нет времени играть с тобой. Мне нужно работать, я содержу свою семью. Сейчас нам нужен кров. Можешь помочь мне?
— Извини, мне негде вас приютить. Но ты можешь спилить мои ветви и построить себе дом.
Мужчина срубил все ветви дерева и ушёл довольным. Яблоня была рада видеть его счастливым, но он с тех пор не приходил. Ей вновь было одиноко и грустно. В один жаркий летний день мужчина вернулся, дерево было просто счастливо увидеть его!
— Подойди и поиграй со мной!
— Я уже старею. Хочу отправиться в плавание, чтобы отдохнуть. Ты можешь мне дать лодку?
— Используй мой ствол, чтобы построить лодку. Отправляйся в плавание и будь счастлив.
Итак, мужчина срубил ствол яблони, чтобы сделать лодку. Он отправился в плавание и не показывался долгое время. Через много лет мужчина всё же вернулся.
— Прости, мальчик мой. У меня нет больше ничего для тебя, даже яблок — сказала яблоня.
— Ничего страшного, у меня нет ни одного зуба, чтобы грызть, и я знаю, что у тебя и ствола нет, чтобы взобраться…
— Я и вправду ничего не могу тебе дать. Единственное, что осталось — мой уже умирающий пенёк…
— Мне сейчас большего и не надо, только место для отдыха. Я устал за все эти годы.
— Отлично! Старый пень — лучшее место, чтобы прислониться к нему и отдохнуть. Посиди со мной и отдохни.
Мужчина сел. Яблоня была счастлива и улыбалась сквозь слёзы.
Эта история о каждом. Дерево — как наши родители. Когда мы были маленькими, мы любили играть с Мамой и Папой. Когда вырастаем, мы покидаем их и возвращаемся лишь тогда, когда нам что-то нужно, или когда у нас проблемы. Что бы ни было, родители всегда будут на нашей стороне и сделают для нас всё возможное, лишь бы мы были счастливы. Можно сказать, что мальчик был жесток к дереву, но именно так мы и обращаемся со своими родителями. Мы воспринимаем их как нечто совершенно обыденное. Мы не ценим всё, что они делают для нас, пока не станет слишком поздно…
Жилища для животных Притча от Николая Бутенко
Построили люди жилища для животных и пригласили их поселиться. Явились отовсюду четвероногие, крылатые, ныряющие, плавающие и ползающие новосёлы и увидели вместо нор, берлог, логовищ, гнёзд и водоёмов вольеры да клетки, аквариумы да террариумы.
Возмутились обманутые животные и стали выть, рычать, шипеть и клекотать…
— А чем вы недовольны? — удивился верный страж зоопарка — сторожевой Пёс. — Где вы ещё сможете смотреть на людей и при этом чувствовать себя в полной безопасности?