Одна строительная фирма продала очень дорогой высотный дом.
Жильцы были всем довольны, кроме лифта: по их мнению, он слишком медленно ехал. И они начали обращаться с жалобами и просьбами заменить кабину.
Однако сделать это не представлялось возможным: реконструкция лифтов обходилась компании чрезмерно дорого.
И решение было найдено! Оно обошлось строителям всего в 20 долларов:
в кабинах было повешено зеркало.
Жильцы были довольны: всю дорогу они любовались на себя.
— Почему ради прежних совершались чудеса, а ради нас не совершаются? Ведь то, что изучалось, например, при рав Иуде, и в сравнение не может идти с тем огромным запасом знания, какой успели мы приобрести с тех пор. Между тем стоило во время засухи рав Иуде простоять на молитве о дожде на больше времени, чем требуется, чтоб шнурок на одном сандалии развязать, — и дождь лить начинал. А мы сколько ни скорбим, взывая, вопия к небесам, — и всё напрасно.
— Дело не в размерах знания и не в продолжительности молитвы, — отвечает Абаия, — прежние умели на муки и казнь идти для прославления имени Божьего, а у нас на это сил уже не хватает.
Источник: Мудрецы Талмуда. Сборник сказаний, притч, изречений
В давние-давние времена стоял в одной деревне богатый дом. Много поколений сменилось в нём, но самым ценным сокровищем того дома всегда оставалась чашка. Очень красивая была чашка — из зелёного фарфора с голубым отливом. Иногда по вечерам доставал хозяин свою чашку из особого ящичка и любовался ею.
Вот как-то раз отправился богач в харчевню — с друзьями попировать. Знатный был ужин! Наелся богач до отвала, а хозяин всё угощения подносит да подносит. И что ни угощение, то непременно в красивой чаше лежит.
Любопытно богачу стало, решил он чашки хозяйские получше рассмотреть. Взял одну — языком от удовольствия прищёлкнул, взял другую — головой одобрительно кивнул. Взял третью — да от удивления так с открытым ртом сидеть и остался. Была та чашка как две капли воды на его собственную похожа! И тоже из зелёного фарфора с голубым отливом! Вытаращил богач глаза на чашку, взгляда отвести не может! А тут и друзья чашку заприметили. Стали они её из рук в руки передавать, да нахваливать:
— Что за чудная вещица!
— Никогда в жизни ничего похожего не видел!
— Бьюсь об заклад, нет на свете другой такой чашки!
Слушал богач друзей, слушал, а сам от злобы уж рассудок потерял. Пришёл, наконец, в себя. Позвал хозяина и сказал:
— Хочу я, милейший, чашку эту у тебя купить! Заплачу, сколько хочешь, ничего не пожалею! Называй цену!
Склонился хозяин харчевни в почтительном поклоне, а потом и сказал:
— Простите меня великодушно, но не могу я эту чашку продать. Досталась она мне от отца, а отцу — от деда. Много поколений нашей семьи хранили её, как самую ценную вещь!
Совсем рассердился богач:
— Нет мне до этого дела! — кричал. — Хочу купить чашку и куплю!
Сунул он хозяину в руку 30 золотых монет. Не успели все и глазом моргнуть, как схватил богач чашку из зелёного фарфора с голубым отливом, высоко поднял её над головой, да как бросит на пол! Разлетелась чашка на мелкие кусочки!
Вскрикнул хозяин, гости с мест повставали, а богач улыбался да руки потирал!
— Не потерплю я, — сказал, — чтоб ещё у кого-то на свете такая чашка была! Чашка из зелёного фарфора с голубым отливом — сокровище только моего дома!
Вернулся богач вечером домой радостный, и сразу к заветному ящичку направился.
«Сейчас, — подумал, — на свою чашку посмотрю». Открыл он ящичек, да так без памяти и упал. А когда очнулся, увидел — лежат в ящичке осколки разбитой чашки из зелёного фарфора, а среди них — 30 золотых монет, те самые, которые он заплатил хозяину харчевни.
Мать обычно несла своего сына на плечах, когда шла на базар. Однажды мимо них прошла женщина с корзиной фруктов на голове. Ребёнок схватил из корзины банан и быстро съел его. Мать заметила это, и когда кто-то сказал, как ловко выхватил он банан из корзины торговки фруктами, она похвалила сына за находчивость, чем поощрила ребёнка совершать мелкие кражи и залезать в чужие карманы, а когда он вырос, — взламывать замки и разбойничать на дорогах.
Однажды во время грабежа он совершил убийство. Его схватили и бросили в тюрьму. Он выразил желание увидеться с матерью перед тем, как его повесят. Несчастную рыдающую мать привели к нему. Она горестно оплакивала судьбу сына. Он попросил её подойти ближе и бросился душить её. Стража с трудом оторвала его от женщины. А он кричал:
— Это она заслуживает наказания, она — виновница всех моих несчастий. Если бы она вместо того, чтобы похвалить, наказала меня за то, что я двухлетним ребёнком стащил банан, я не встал бы на этот страшный путь.
Источник: Бхагаван Шри Сатья Саи Баба. Притчи и истории: В 2 кн. Кн. 1.
На вершине высокой горы восседали два орла и говорили между собой.
Первый рассказал:
— Сегодня видел человека, который прозрел у самого края пропасти. Бедняга был рад, что остался жив, благодарил за спасение Бога. Если так будет всегда, то мы скоро останемся без пищи. Не придётся ли вмешиваться?
Второй сказал:
— Если будем вмешиваться, наши гнёзда предадут разорению.
Жил один торговец. Что бы ни случилось с ним, за всё он возносил хвалу Богу.
Сдох у него мул, а он сказал:
— Благодарение милостивому Богу! Остались живы мои бараны!
Испортили мыши его зерно, а он говорил:
— Благодарение милостивому Богу! Не тронули мыши мой кувшин с мёдом.
Однажды отправился он вместе с соседом по торговым делам в город. Весь день они были в пути, а когда стемнело, решили сделать привал. И только сошли с дороги, чтобы выбрать подходящее местечко для ночёвки, как вдруг увидели в высокой траве козу. Коза так испугалась, когда они подошли к ней, что от страха не могла даже шевельнуться. Тогда торговец сказал:
— Вот глупая коза! Сама в руки к нам идёт. Видно, это Господь послал её нам на ужин! Велика милость божия!
Но, прежде чем зарезать и зажарить козу, путники развели костёр, замесили из муки и воды беркута (пресные лепёшки) и положили их около огня, чтобы скорее пеклись. А сами пошли собирать сухие сучья. Ведь для того, чтобы зажарить козу, большой огонь нужен! Тем временем коза оправилась от испуга и убежала.
Вернулись путники с охапками хворосту и видят — козы нет, а беркута их сгорели.
Пока они искали козу, пошёл дождь. Костёр их погас, и они легли спать голодные, продрогшие, промокшие.
Торговец лёг на холодную землю и говорит:
— Благодарение Богу! В благополучии прошёл этот день! Пусть поможет Господь, чтобы и ночь была такая же!
Услышал это его сосед и рассердился:
— Да, уж помог нам Господь! Коза от нас убежала, беркута наши сгорели, костёр наш погас. Весь день мы шли и крошки во рту не держали. И спать ложимся тоже голодные. Не Бога нам надо славить, а себя самих за глупость ругать!
— В следующее воскресенье я буду беседовать с вами на тему лжи. Чтобы вам было легче понять, о чём пойдёт речь, прочитайте перед этим дома семнадцатую главу Евангелия от Марка.
В следующее воскресенье священник перед началом ..
..своей проповеди объявил:
— Прошу тех, кто прочитал семнадцатую главу, поднять руки.
Почти все присутствующие подняли руки.
— Вот именно с вами я и хотел поговорить о лжи, — сказал священник. — У Марка нет семнадцатой главы.
— Я знаю, что ты Учитель и учишь Истине. Я — вор и разбойник. Видишь, я не избегаю Истины, но она избегает меня. Ответь, почему Бог не стукнет меня по голове, когда я иду делать свои дела и делаю?
Учитель ответил:
— Он стучит тебе, только ты ему не отворяешь. Он — Бог, а ты — раб. Так кто кому должен дверь отворять?
После свадьбы супруги жили в достатке. Но через какое-то время у мужа дела на работе стали разлаживаться, и какие-то житейские радости, такие как отдых на море или даже приём гостей дома, стали им не по карману.
У жены было много родственников, и они стали говорить ей, что муж недостаточно о ней заботится, не способен прокормить семью. А старшая её сестра, одинокая женщина-бизнесмен, решила подарить ей свою старую машину. Жена поблагодарила сестру за предложение, но отказалась:
— У меня самый лучший муж! Сейчас у него трудности на работе, но он с ними обязательно справится. И я ему в этом помогу. А машину мы сами купим. Заработаем и купим.
Жили-были два брата: один бедный, другой богатый. Однажды пришёл богатый брат к бедному и сказал:
— Иди ко мне работать. Как отработаешь день от солнца до солнца, так мешок хлеба получишь.
— Ладно, — согласился бедный брат. Проработал день от зари до зари, пришёл плату получать.
— День кончился. Плати.
— Нет, день ещё не кончился, — ответил богатый. — У солнца младший брат есть, видишь, на небе светит? Вот когда месяц зайдёт, приходи.
Проработал бедный брат всю ночь. Перед тем как солнцу взойти, пришёл домой, взял мешок с распоротым дном и внизу к нему второй мешок подставил. Приходит к богатому брату.
— Постой-ка. Да ведь у тебя, кажется, два мешка? — спросил богатый брат.
— Если у солнца есть младший брат, так почему бы мешку младшего брата не иметь? — ответил бедный.
Делать нечего. Пришлось богатому два мешка зерна отдать — перехитрил его бедный брат.
Жили-были два брата: один бедный, другой богатый. Однажды пришёл богатый брат к бедному и сказал:
— Иди ко мне работать. Как отработаешь день от солнца до солнца, так мешок хлеба получишь.
— Ладно, — согласился бедный брат. Проработал день от зари до зари, пришёл плату получать.
— День кончился. Плати.
— Нет, день ещё не кончился, — ответил богатый. — У солнца младший брат есть, видишь, на небе светит? Вот когда месяц зайдёт, приходи.
Проработал бедный брат всю ночь. Перед тем как солнцу взойти, пришёл домой, взял мешок с распоротым дном и внизу к нему второй мешок подставил. Приходит к богатому брату.
— Постой-ка. Да ведь у тебя, кажется, два мешка? — спросил богатый брат.
— Если у солнца есть младший брат, так почему бы мешку младшего брата не иметь? — ответил бедный.
Делать нечего. Пришлось богатому два мешка зерна отдать — перехитрил его бедный брат.
Тайна воскресения цветка Притча от Шалвы Амонашвили
На подоконнике в комнате мальчика мама поставила два горшка с цветами.
— Поливай, и они порадуют тебя! — сказала мама.
Но мальчику понравился один цветок, а другой не понравился. Каждый раз, когда поливал их, понравившийся цветок он мысленно ласкал: «Какой ты прекрасный! Я люблю тебя!» А поливая непонравившийся цветок, в душе ругал его: «Плохой ты. Зря поливаю. Выбросил бы тебя из окна, но мама обидится!»
Прошло несколько месяцев. Однажды мама заметила, что цветок в одном горшке растёт и растёт, а в другом — увядает и гибнет.
— Почему? — забеспокоилась мама. — Может быть, не поливал? — спросила она мальчика.
— Поливал так же, как другой! — ответил мальчик.
Мама забрала горшочек с увядшим цветком и поставила его в своей комнате.
— Я вылечу тебя, хороший мой! — сказала она цветку ласково.
И каждый раз, когда поливала его, воображала, как он растёт, бурно цветёт, испускает чудный запах.
Всё так и случилось.
— Чудо! — порадовалась мама.
Мальчик тоже удивился: цветок умирал, но вдруг ожил. И каким он прекрасным стал.
— Что ты с ним сделала, мама?
— Не знаю! — ответила она.
Только земля в горшочке и сам цветок знали тайну воскресения цветка. Но они говорить не умели.
Собрались как-то в кишечнике одного человека глисты на политический симпозиум.
Сперва выступила аскарида. Она поведала высокому собранию, что прогресс не повернуть вспять, а потому прошли те тёмные времена, когда с глистами жестоко и бесчеловечно боролись. И нужно де решительно и окончательно покончить с дискриминацией глистов в организме. Ибо глобализационные процессы требуют развития толерантности.
Описторхи восторженно аплодировали и скандировали равенство в правах с клетками печени.
Затем слово взял широкий лентец. Он сделал доклад об истории вопроса. Дескать, было раньше золотое время, когда про глистов никто и не знал, не то, чтобы с ними бороться. Но потом наступило смутное и тёмное время, когда глистов нашли и стали вероломно травить и выводить. Однако развитие не стоит на месте. И теперь никто не смеет поставить под сомнение равноправие глистов на питание и свободу их самоопределения в организме. Угнетать глистов медпрепаратами и прочим мракобесием никому не позволено. И что нужно всеми мерами искоренять глистофобию. Так как глисты равны всем органам человека. И что негоже стоять на пути прогресса.
Блок микроскопических паразитов внёс предложение объявить иммунную систему шовинистической, а человеческие организмы, не имеющие глистов — отсталыми и не прогрессивными. Предложение было единодушно поддержано высоким собранием.
Печёночный сосальщик в блоке с описторхами выступил за то, чтобы выделить глистам квоту на кровоснабжение в соответствии с их потребностью. И приравнять в правах к головному мозгу.
После этого слово взял бычий цепень. Он говорил про то, что шовинизм по отношению к глистам совершенно недопустим, так как нарушает согласие в организме и ведёт к последствиям. Он предложил издать закон, запрещающий неполиткорректные шовинистические выражения. Отныне вместо слова «глист» следует употреблять термин «автономный человеческий орган», а вместо слова «паразит» следует говорить «симбиотик второго рода». Идея о политкорректности была встречена бурными аплодисментами, переходящими в овацию.
Все были очень рады и довольны установившимся либеральным порядком и совсем было устроили глист-парад. Но тут вдруг все собравшиеся почувствовали, что почему-то стало холодать. И кислороду с питанием стало совсем мало. И решили они даже устроить акцию протеста против такой вопиющей дискриминации. Однако не успели. Человек умер. Не справился его организм с паразитами. Не сдюжил нагрузки. Вот и не стало в его кишке ни питания, ни условий. Издохли вместе с ним и его глисты. Источник
Опечаленный юноша навестил однажды Старчика и пожаловался ему:
— Я потерялся в чувствах. Уже три года живу со своей избранницей, но до сих пор не знаю, люблю я её или нет? Иногда готов пойти за ней в ад, а иногда — бегу как от огня. Бывают периоды, когда мне с ней уютно и мило, а бывает так, что хоть волком вой. Временами за одну её улыбку готов днями каламбурить, выделывать кренделя. А порой ни с того ни с сего нападёт вдруг гнев, и я могу обидеть её вульгарным поведением. Объясните мне, уважаемый, что такое любовь?
— Настоящая любовь между мужчиной и женщиной, — ответил мудрец, — можно сравнить с караваем. Твоё отношение к жене, если представить её мукой, похоже на яйцо, которое не хочет терять своей целостности. Скорлупа — преграда. Мудро говорит пословица: «Пока не возложишь на алтарь любовь своей души — не найдёшь избранницу». Отбрось оболочку и тогда всё сбудется само собой. На смену внешнему поверхностному знакомству, которое не приводит к познанию, придёт пора пылкого взаимопроникновения. Только растворившись друг в друге, мука и яйцо образуют тесто, из которого печка-жизнь и выпекает диво-каравай. И тогда тебе уже не будет нужды ни убегать от своей спутницы, ни выть волком, ни прибегать к обиде. Когда сливаются две души — ангелы на небе устраивают пир и начинают петь.
Источник: Выженко А. Посох, сума и флейта: притчи и высказывания Старчика
Повстречала непуганая ворона пуганую, и ну над ней надсмехаться:
— Всего-то ты, подруга, боишься! Всё-то оглядываешься, и лучшие куски добычи достаются нам, смелым!
— Осторожность ещё никому не помешала! — возразила пуганая.
— Смотри, как бы с твоей осторожностью тебе лапы не протянуть от голода! — громко засмеялась непуганая ворона.
Тут рядом треснула ветка, и пуганая ворона мигом снялась с места и улетела. А непуганая, продолжая смеяться, даже не заметила, как сзади к ней подкралась лиса. Пришлось, чтобы спасти себе жизнь, остаться ей без хвоста… Зато с тех пор и она стала пуганой!
Источник: Монах Варнава (Евгений Санин) Маленькие притчи для детей и взрослых.
Жил на свете некий святой отшельник. Захотелось ему побывать в миру. Покинул он пустыню и пришёл в город. Посетил он там одного вельможу. Тот прекрасно его принял, угостил, как полагается и приютил у себя. У этого вельможи был восьмилетний сын, доставлявший ему великую радость.
Прошло сколько-то времени. У ворот послышался плач, проносили покойника. Отец сказал:
— Поди, сынок, несут покойника, посмотри, обрёл ли он блаженство или осуждён на вечные муки?
Мальчик вышел, возвратился и радостно сказал отцу:
— Он обрёл блаженство.
Некоторое время спустя пронесли мимо ещё одного покойника. Отец снова послал сына. Ребёнок возвратился и с грустью сказал:
— А этот осуждён на вечные муки.
Тогда сказал отшельник:
— Сорок лет живу в пустыне, ангел приносит мне пищу, и всё-таки я не могу отличить, кому суждено вечное блаженство, а кто обречён на вечные муки. Как же может знать это ребёнок?
Мальчик ответил:
— Я узнаю об этом, слушая, что толкует народ, идущий за покойником. Прошлый раз говорили так: «Он был достойный, хороший человек, никого не обижал и угождал Богу», — вот я и знаю, что он обрёл вечное блаженство, это видно по делам его. А на этого покойника все жаловались: «Злой, говорят, был человек, лживый, жестокосердный и несправедливый, Бога не боялся, людей не стыдился», — и я знаю, что он осуждён. Человек познаётся по его делам.
Заболело зло.
Несколько дней провалялось в горячке.
Но в мире этого никто даже и не заметил.
Зато когда заболело добро, все сразу ощутили эту потерю. Даже те, кто творил зло.
С тех пор зло старается не лежать, даже когда заболеет.
А добро после этого поняло, что ему вообще нельзя никогда болеть!
Источник: Монах Варнава (Евгений Санин) Маленькие притчи для детей и взрослых
Пришла беда да как закричит:
— Я пришла, отворяй ворота!
— Милости просим! — приветливо ответили ей хозяева, широко распахивая ворота.
— Да вы что — или не поняли, кто я? — удивилась беда.
— Почему? Поняли. Просто мы и тебя, и радость принимаем, как из руки cамого Бога, зная, что он всё посылает нам для нашей же пользы! Ну, что не заходишь? Или тебе подсобить?
Посмотрела беда на таких хозяев. Помялась-помялась. И пошла по другим дворам, где она действительно могла стать бедою!
Источник: Монах Варнава (Евгений Санин) Маленькие притчи для детей и взрослых.
Жил как-то вор, овладевший всеми приёмами и хитростями своего ремесла. Не было такого человека, кого не удалось бы ему обмануть.
Однажды, похитив множество ценных вещей и завязав их в узел, он шёл по безлюдной дороге с добычей на плече. На берегу пруда он увидел ребёнка, который громко плакал. Вор подошёл к нему и спросил:
— Отчего ты плачешь? Что с тобой случилось?
Тот сказал:
— Я пришёл выкупаться, а когда я нырнул, моё золотое ожерелье соскользнуло в воду — как раз в этом месте. Достать его я не могу, здесь слишком глубоко.
Вор подумал, что он мог бы прихватить ещё и ожерелье, ведь между ним и ожерельем стоит лишь маленький мальчик. И вот, положив узел с награбленным добром на землю, он прыгнул в воду. Тем временем мальчишка подхватил узел и, бросившись бежать, быстро скрылся в лесу. Вор вынырнул из воды очень раздражённый, поняв, что история с ожерельем была трюком, и обнаружил, что ограблен.
Тот, кто обманывает других, обязательно повстречает человека умнее себя, который перехитрит его.
Источник: Бхагаван Шри Сатья Саи Баба. Притчи и истории: В 2 кн. Кн. 1.
Один человек пришёл в отчаяние. Он взобрался на крышу дома, чтобы покончить с собой.
Случайно он поглядел вниз и увидел толпу собирающихся людей. Она была похожа на большое лоскутное одеяло. Начинался праздник.
И тогда он понял, что жизнь человеческая — это большое лоскутное одеяло, и только Бог сам знает, какие и сколько в нём должны быть кусочки: счастье и горести, здоровье и болезни, радости и беды. А если самовольно прервать этот процесс на полпути, то получится никому не нужный кусок ткани. И тогда тот человек спустился вниз по лестнице и пошёл по трудному и суровому, но полному чудес и удивительных открытий, пути Богопознания.
Однажды к священнику пришла женщина с жалобой на мужа:
— У нас большая семья, а муж каждый день лежит на диване и ничего не делает, детей не воспитывает, денег приносит мало. Я не знаю, что мне делать.
Священник сказал ей:
— Вы должны жить с вашим мужем по домострою. Если вы будете так поступать, то через некоторое время вы будете лежать на диване, а он будет бегать вокруг вас.
— А как же это можно сделать? — спросила женщина.
— Придите домой и скажите своему мужу, что вы неправильно с ним строили отношения и с этого дня во всём будете слушаться его. И без его благословения ничего не делайте.
Приходит женщина домой — муж лежит на диване. Она подходит к нему и говорит:
— Я неправильно с тобой жила меня священник научил, сказал, что надо жить по домострою. Теперь без твоего благословения, без твоих приказов я ничего делать не буду.
Муж сел на диване.
— Ну наконец-то появился у вас нормальный священник, — оживился муж.
Жена спрашивает:
— Муж, благословишь ли в магазин сходить?
— Ну иди, — насторожился муж.
— Сколько благословишь денег?
— А, то-то же! — довольным голосом сказал муж и полез в карман.
Он отсчитал какие-то деньги и дал ей. Женщина пошла в магазин, купила, что можно купить на эти деньги. Позвала его к столу. Он подошёл, глянул, а там вообще есть нечего.
— Что ты, глупая женщина, приготовила?! Как этим можно кормить семью?
— Сколько муж благословил денег, на столько и купила, — ответила жена.
— Глупая! — сказал муж, взял сумку и пошёл в магазин сам.
Возвращается домой задумчивый. Говорит жене:
— Как всё подорожало-то…
К концу недели он стал искать вторую работу. А жена сидит на диване и ждёт указаний мужа, как и говорил священник.
Выросла сорная трава на хорошем лугу. И, чтобы избавиться от неё, владельцы луга скашивали её, а сорная трава от этого только умножалась.
И вот добрый и мудрый хозяин посетил владельцев луга и в числе других поучений, которые он давал им, сказал и о том, что не надо косить сорную траву, так как она только больше распложается от этого, а надо вырывать её с корнем.
Но или потому, что владельцы луга не заметили в числе других предписаний доброго хозяина предписания о том, чтобы не косить сорной травы, а вырывать её, или потому, что не поняли его, или потому, что по своим расчётам не хотели исполнить этого, но вышло так, что предписание о том, чтобы не косить сорной травы, а вырывать её, не исполнялось, как будто его никогда и не было, и люди продолжали косить сорную траву и размножать её. И хотя в последующие года и бывали люди, которые напоминали владельцам луга предписание доброго и мудрого хозяина, но их не слушали и продолжали поступать по-прежнему, так что скашивать сорную траву, как только она показывалась, сделалось не только обыкновением, но даже священным преданием, и луг всё больше и больше засорялся. И дошло дело до того, что в лугу стали одни сорные травы, и люди плакались на это и придумывали всякие средства для поправления дела, но не употребляли только одного того, которое давно уже было предложено им добрым и мудрым хозяином.
И вот случилось в последнее время одному человеку, видевшему то жалкое положение, в котором находился луг, и нашедшему в забытых предписаниях хозяина правило о том, чтобы не косить сорную траву, а вырывать её с корнем, — случилось этому человеку напомнить владельцам луга о том, что они поступали неразумно и что неразумие это уже давно указано было добрым и мудрым хозяином. И что же? Вместо того чтобы проверить справедливость напоминания этого человека и в случае верности его перестать косить сорную траву или в случае неверности его доказать ему несправедливость его напоминания или признать предписания доброго и мудрого хозяина неосновательными и для себя необязательными, владельцы луга не сделали ни того, ни другого, ни третьего, а обиделись на напоминание того человека и стали бранить его. Они называли его безумным гордецом, вообразившим себе, что он один из всех понял предписание хозяина, другие злостным лжетолкователем и клеветником, третьи, забыв о том, что он говорил не своё, но напоминал только предписания почитаемого всеми мудрого хозяина, называли его зловредным человеком, желающим развести дурную траву и лишить людей их луга.
— Он говорит, что не надо косить траву, а если мы не будем уничтожать траву, — говорили они, нарочно умалчивая о том, что человек говорил не о том, что не надо уничтожать сорную траву, а о том, что надо не косить, а вырывать её, — то сорная трава разрастётся и уже совсем погубит наш луг. И зачем нам тогда дан луг, если мы должны воспитывать в нём сорную траву?
И мнение о том, что человек этот или безумец, или лжеистолкователь, или имеет целью вред людей, до такой степени утвердилось, что его все бранили и все смеялись над ним. И сколько ни разъяснял этот человек, что он не только не желает разводить сорную траву, но, напротив, считает, что в уничтожении дурной травы состоит одно из главных занятий земледельца, как и понимал это добрый и мудрый хозяин, слова которого он только напоминает, — сколько он ни говорил этого, его не слушали, потому что окончательно решено было, что человек этот или безумный гордец, превратно толкующий слова мудрого и доброго хозяина, или злодей, призывающий людей не к уничтожению сорных трав, а к защите и возращению их.
Пришло время старому камню помирать. Погрузили его вместе с другими, такими же, как и он, в самосвал и повезли на камнедробилку — щебёнку делать. Едет камень, вспоминает всю свою долгую жизнь. А вспомнить есть что: довелось ему и на дне морей лежать, и на вершинах гор быть. Землетрясения, ледники, оползни оставили на его боках свои полосатые метки. А один вулкан на память о себе вложил в его сердцевину большую каплю кварца, похожую на алмазную россыпь! Грех жаловаться камню — долгую жизнь прожил он, вряд ли что на земле старше его есть! А умирать-то всё одно неохота…
И тут заметил камень, что некоторые его соседи, которым тоже умирать не хотелось, начали из машины на дорогу выпрыгивать. Стал тогда и он ближе к борту пробираться. Благо водитель лихачом был. Так весь груз на выбоинах и подпрыгивал.
— Эй, — закричал ему идущий по дороге старик. — Куда так торопишься?
— Да вот, церковь строим! — ответил ему водитель. — Щебёнка срочно нужна. А то вся работа встанет!
— А-а, ну тогда торопись! Храм — это дом Божий! Смотрите, старайтесь там, как следует: строите ведь — на веки вечные!
Услыхал это камень. И хоть край борта был уже совсем рядом, остановился и, наоборот, отыскал самое надёжное место, чтобы его даже случайно из машины не выбросило.
Уж очень ему захотелось попасть в дом самого Бога. Да не на какой-то там жалкий миллион лет, а — навсегда!
Источник: Монах Варнава (Евгений Санин) Маленькие притчи для детей и взрослых.
Плачущий и смеющийся
Притча от Сулхана-Саба Орбелиани
Жили в одном городе два человека. Один из них всегда плакал, другой то и дело смеялся, так что никто никогда не видел его печальным.
Плачущего спросили:
— Почему ты всё плачешь, о чём бы ни шла речь — о хорошем или дурном, о смешном или печальном?
Он отвечал так:
— Что же мне делать? Жизнь коротка; люди, позабыв о вечной каре, предаются заботам сего преходящего мира. Я плачу о том, что они сами готовят себе ад.
Тогда спросили смеющегося:
— Почему ты всегда смеёшься?
Он ответил так:
— Жизнь коротка; люди творят одно только зло и не творят добра. Я проповедовал всем и наставлял их, но мне не удалось никого убедить, тогда я дал волю смеху. Какая польза мне или другим, если и я загублю свой век под бременем забот и тревог?!
Правитель Индии был при смерти. Какая-то неизвестная болезнь подкосила его в расцвете сил. Ни один приглашённый врач не мог его вылечить. Правитель в отчаянии позвал к себе первого министра и сказал ему:
— Я дал распоряжение, что через три часа после моей смерти тебе отрубят голову. Поэтому, если тебе дорога жизнь, иди и ищи способ вылечить меня.
Министр ушёл, совершенно не понимая, как ему вылечить царя и спасти свою жизнь. Когда он брёл по улице, один старик, увидев его поникшее лицо, остановил его:
— Я вижу, что ты в беде, — сказал он.
— Да, в беде… — вздохнул министр.
— Пойди на базар и найди продавца сандала. Он поможет тебе. Да смотри, денег не жалей…
Министр бегом помчался на базар. Нашёл лавку продавца сандала и зашёл в неё. За прилавком стоял продавец. Он был очень грустный. Министр, чтобы завязать разговор, спросил его:
— Ну как идёт торговля?
— Плохо, — ответил продавец. — Никто ничего не покупает. А мне нужно кормить двоих детей, покупать жене новые наряды, платить налоги… — и он тяжело вздохнул.
Министр постоял ещё немного в недоумении, как продавец сандала поможет ему спасти царя, пожелал продавцу удачи в торговле и собрался уходить. И тут он услышал, как продавец, вздохнув ещё раз, себе под нос пробурчал:
— Вот если бы умер наш правитель, тогда все жители города пришли бы ко мне за сандаловыми палочками, чтобы положить их в погребальный костёр…
И тут министра осенило. Он повернулся к продавцу и сказал:
— Я покупаю весь товар в твоей лавке! И я даю тебе ещё тысячу монет при условии, что ты никогда больше не будешь торговать сандалом.
Когда министр вернулся во дворец, его встретили придворные с отличной новостью о чудесном выздоровлении царя.
Одному дровосеку приснилось, что он царь; друг разбудил его, и дровосек рассердился:
— Я сидел на троне, занимался государственными делами; рядом со мной были семеро сыновей, искусных в битвах, музыке и поэзии, — и надо же было тебе всё испортить!
— Но это же был всего лишь сон, — ответил ему друг.
— Ничего ты не понимаешь, — возразил дровосек. — Быть царём во сне — такая же правда, как быть дровосеком наяву.
Затаил заяц обиду на свою судьбу:
— За что ты меня так? Ну почему я самый слабый и бедный на свете?
Залился горькими слезами заяц да так стукнул с досады лапкой по пню, что она у него вся распухла, и он не смог ночью пойти с другими зайцами на деревенские огороды — морковку есть. А наутро узнал, что на своё счастье не пошёл. Охотники на зайцев в ту ночь такую засаду устроили, что лишь один из них живым в лес возвратился. Сразу заяц всё понял. И стал со слезами радости благодарить Бога за то, что он даже о нём — самом бедном и слабом так беспокоится!
Источник: Монах Варнава (Евгений Санин) Маленькие притчи для детей и взрослых
Диоген однажды заметил незаконнорождённому мальчику, швырявшему камни в прохожих:
— Перестань баловаться, — сказал ему философ. — Ты можешь нечаянно угодить в собственного отца.
Жил-был старый мудрый самурай. У него была группа учеников, и он обучал их мудрости и боевому ремеслу.
Однажды во время занятий к нему зашёл молодой воин, прославившийся своей неучтивостью и жестокостью. Его излюбленной тактикой был приём провокации: он оскорблял противника, тот выходил из себя, принимал вызов, но в ярости совершал одну ошибку за другой и проигрывал бой.
Так случилось и на этот раз: воин выкрикнул несколько оскорблений и стал наблюдать за реакцией самурая. Но тот невозмутимо продолжал вести занятие. Так повторилось несколько раз. Когда самурай никак не отреагировал и в третий раз, боец в раздражении ушёл прочь.
Ученики внимательно и с интересом наблюдали за процессом. После ухода бойца один из них не выдержал:
— Учитель, зачем вы терпели его нападки? Нужно было вызвать его на бой!
Мудрый самурай ответил:
— Когда вам приносят подарок и вы не принимаете его, кому он принадлежит?
— Своему прежнему хозяину, — ответили ученики.
— То же касается зависти, ненависти и оскорблений. До тех пор, пока ты не примешь их, они принадлежат тому, кто их принёс.
Когда рабби Вольф был в одной из своих поездок, к нему подошёл молодой хасид, очень бедный, и попросил о денежной поддержке. Цадик порылся в кошельке, достал оттуда крупную монету и положил её обратно. Потом достал мелкую монету и дал её нуждающемуся юноше.
— Молодому человеку, — сказал он, — ничего не следует стыдиться, но ему также не следует думать, что Небеса не знают о его нужде.
Хасид пошёл прочь с поникшей головой. Рабби Вольф позвал его обратно к себе и спросил:
— Юноша, ты о чём сейчас думаешь?
— Только что я научился новому пути служения Богу, — ответил молодой хасид. — Ничего не следует стыдиться и не следует думать, что Небеса о тебе не знают.
— Именно так, — произнёс цадик и дал ему ещё денег.
— Ненавидит. Ему ненавистны те, кто сплетничает о других, ненавистны низшие, которые поносят высших, ненавистны те, кто, отличаясь смелостью, не соблюдают ритуала, ненавистны люди, полные решительности, но упрямые.
Затем Учитель спросил:
— А ты, Цы, тоже ненавидишь кого-нибудь?
— Я ненавижу тех, кто живёт чужим умом, считает непокорность смелостью, а доносительство — проявлением прямоты. Источник
Однажды ночью в дом рабби Вольфа забрались воры и взяли всё, что подвернулось под руку. Из своей комнаты цадик видел их, но не делал ничего, чтобы остановить. Воры забрали и кое-что из посуды, в том числе и кувшин, из которого в тот вечер пил какой-то больной человек. Заметив это, рабби Вольф побежал за ними.
Добрые люди, — сказал он ворам, — прошу вас принять от меня всё то, что вы забрали в качестве дара. Я не скупой. Но пожалуйста, будьте осторожны с этим кувшином! Из него пил больной, и вы можете заразиться!
Суждение означает застывшее состояние ума. Ум всегда стремится судить, потому что находиться в процессе развития опасно и дискомфортно. Будьте очень, очень мужественны, не прекращайте свой рост. Не останавливайтесь, живите в моменте, просто находитесь в потоке жизни.
Эта история произошла во времена Лао-цзы в Китае, и Лао её очень любил.
В деревне жил старик, очень бедный, но даже императоры завидовали ему, так как у него был прекрасный белый конь. Императоры предлагали ему невиданную цену за коня, но старик всегда говорил:
— Этот конь — не конь для меня. Он личность. А как я могу продать личность, продать друга?
Старик был беден, но не продавал коня.
Однажды он обнаружил, что коня нет в стойле. Собралась вся деревня, и люди сказали:
— Ты старый дурак! Мы знали, что однажды коня не окажется на месте. Было бы лучше продать его. Вот несчастье!
— Не заходите слишком далеко, говоря так. Просто скажите, что коня нет на месте, — отвечал им старик. — Таков факт, остальное суждение. Что бы ни было, несчастье или благословение, я не знаю, потому, что это только фрагмент. Кто знает, что последует?
Люди смеялись над стариком. Они всегда знали, что он немного чокнутый. Но через несколько дней ночью, конь вернулся. Он не был украден, он просто убежал на волю. И это было ещё не всё. Он привёл с собой дюжину лошадей. Опять люди собрались и сказали:
— Старик прав. Это не несчастье. Теперь ясно, что это было благословение.
— Опять вы заходите далеко. Просто скажите, что конь вернулся. Кто знает, благословение это или нет? — спокойно отвечал старик. — Это только фрагмент. Вы прочли одно слово в выражении. Как вы можете судить целую книгу?
В этот раз люди много не говорили, но внутри себя решили, что он не прав: двенадцать прекрасных лошадей!
У старика был единственный сын, который стал объезжать этих лошадей. Всего через неделю он упал с лошади и сломал обе ноги. Люди собрались вновь и опять судили:
— Ты опять доказал свою правоту! Это несчастье. Твой единственный сын потерял ноги, а в твоём преклонном возрасте он твоя единственная опора. Теперь ты ещё беднее, чем был.
— Вы одержимы суждением. Не заходите так далеко. Скажите только, что сын сломал ноги. Никто не знает, несчастье это или благословение. Жизнь приходит кусочками, а большего нам не дано.
Так случилось, что через несколько недель страна вступила в войну, и все юноши пошли в армию. Остался только сын старика, потому что он был калека. Вся деревня кричала и плакала, потому что это было решающее сражение, и они знали, что большинство молодых людей не вернётся. Они пришли к старику и сказали:
— Ты был прав, старик, теперь это очевидно, что это было благословение. Что ж, твой сын калека, но зато он с тобой. Наши сыновья ушли навсегда.
Старик вновь сказал:
— Вы продолжаете судить. Никто этого не знает! Только скажите, что ваши сыновья годны для армии, а мой сын — нет. Только Бог, Абсолют, знает, несчастье это или благословение.
Пока вы судите, вы не растёте, не развиваетесь. Суждение означает застывшее состояние ума. И ум всегда требует суждений, потому что находиться в процессе развития всегда рискованно и неуютно. В действительности путешествие никогда не заканчивается. Одна часть заканчивается, зато другая начинается, одна дверь закрывается, другая — открывается. Вы достигаете вершины, но появляется другая, более высокая. Жизнь есть бесконечное путешествие!
— Давай погонимся за Синей Птицей, — сказала Мечта.
— Давай! — сказал Человек.
В погоне за Синей Птицей неожиданно для себя они воспарили над бездной. Человек испугался.
— Я упаду в бездну… Хочу обратно! — закричал он.
Мечта встревожилась:
— Не думай о падении, думай о Синей Птице!
— Но я же упаду…
— Держись за меня!
В мгновение ока Человек должен решить: продолжать отчаиваться или, держась за Мечту, лететь дальше; жить, будто находясь в прыжке над бездной, или жить, не отрывая ног от земли.
Семья Чжуан Чжоу была бедна, и он пошёл к Смотрителю реки занять немного зерна. Смотритель сказал ему:
— Я скоро соберу подати с моей деревни и тогда дам тебе в долг триста монет серебром, хорошо?
Чжуан Чжоу разгневанно сказал:
— Вчера, когда я шёл по дороге, кто-то окликнул меня. Я оглянулся и увидел в придорожной канаве пескаря.
— Что ты делаешь здесь? — спросил я пескаря.
Он ответил мне:
— Я надзираю за водами Восточного океана. Не найдётся ли у вас, уважаемый, хотя бы немного воды для меня — она спасёт мне жизнь.
А я ответил ему:
— Конечно! Я как раз направляюсь к правителям царств У и Юэ и попрошу их прорыть от Янцзы канал для тебя. Годится?
Пескарь посмотрел на меня гневно и сказал:
— Я потерял привычное для меня место обитания, и у меня нет выхода. Если бы мне удалось раздобыть хотя бы несколько пригоршней воды, я наверняка остался бы в живых. Чем делать мне такое предложение, лучше сразу искать меня в лавке, где торгуют сушёной рыбой!
Один прихожанин спросил Старчика, чем он насыщает свой дух? Мудрец ответил:
— Весной бурная река заливает водой луговые ямки, и тогда живут в них караси и окуни, плотва и вьюны. Летом, когда вода пересыхает, в ямках поселяются ящерицы и кузнечики, муравьи и жуки. Так и я не выбираю себе квартирантов, а живу тем, что поселится в ямке моей души.
Источник: Выженко А. Посох, сума и флейта: притчи и высказывания Старчика
Остановить солнце Притча неизвестного происхождения
Посетитель, пришедший к Мастеру, рассказал историю о святом, который хотел проведать умирающего друга, но боялся идти к нему в темноте. И тогда он обратился к солнцу: «Во имя Бога, оставайся на небе, пока я не дойду до деревни, где лежит при смерти мой друг!» И солнце застыло в небе, пока святой не достиг деревни.
Мастер улыбнулся:
— Не лучше ли было этому святому преодолеть страх темноты?
Скупой заметил, что его сын, получая кусок хлеба, кладёт его на подоконник и лишь затем съедает. Отец спросил сына, зачем он это делает. Сын ответил:
— Я заметил, что из расположенной в нижнем этаже кухни поднимается к нашему окну пар от супа. Вот я и кладу хлеб на подоконник, чтобы он пропитался вкусным запахом супа, а затем съедаю.
Тогда скупой ударил сына и сказал ему:
— О негодный! С малых лет ты уже приучаешься не есть сухого хлеба!
Источник: Абуль-Фарадж. Книга занимательных историй
Правитель Индии был при смерти. Какая-то неизвестная болезнь подкосила его в расцвете сил. Ни один приглашённый врач не мог его вылечить. Правитель в отчаянии позвал к себе первого министра и сказал ему:
— Я дал распоряжение, что через три часа после моей смерти тебе отрубят голову. Поэтому, если тебе дорога жизнь, иди и ищи способ вылечить меня.
Министр ушёл, совершенно не понимая, как ему вылечить царя и спасти свою жизнь. Когда он брёл по улице, один старик, увидев его поникшее лицо, остановил его:
— Я вижу, что ты в беде, — сказал он.
— Да, в беде… — вздохнул министр.
— Пойди на базар и найди продавца сандала. Он поможет тебе. Да смотри, денег не жалей…
Министр бегом помчался на базар. Нашёл лавку продавца сандала и зашёл в неё. За прилавком стоял продавец. Он был очень грустный. Министр, чтобы завязать разговор, спросил его:
— Ну как идёт торговля?
— Плохо, — ответил продавец. — Никто ничего не покупает. А мне нужно кормить двоих детей, покупать жене новые наряды, платить налоги… — и он тяжело вздохнул.
Министр постоял ещё немного в недоумении, как продавец сандала поможет ему спасти царя, пожелал продавцу удачи в торговле и собрался уходить. И тут он услышал, как продавец, вздохнув ещё раз, себе под нос пробурчал:
— Вот если бы умер наш правитель, тогда все жители города пришли бы ко мне за сандаловыми палочками, чтобы положить их в погребальный костёр…
И тут министра осенило. Он повернулся к продавцу и сказал:
— Я покупаю весь товар в твоей лавке! И я даю тебе ещё тысячу монет при условии, что ты никогда больше не будешь торговать сандалом.
Когда министр вернулся во дворец, его встретили придворные с отличной новостью о чудесном выздоровлении царя.
Притча "Просто однажды я поняла, что стою десяти коров..."
Однажды два моряка отправились в странствие по свету, чтобы найти свою судьбу. Приплыли они на остров, где у вождя одного из племён было две дочери. Старшая — красавица, а младшая — не очень.
Один из моряков сказал своему другу:
— Всё, я нашёл своё счастье, остаюсь здесь и женюсь на дочери вождя.
— Да, ты прав, старшая дочь вождя — красавица, умница. Ты сделал правильный выбор — женись.
— Ты меня не понял, друг! Я женюсь на младшей дочери вождя.
— Ты что, с ума сошёл? Она же такая… не очень.
— Это моё решение, и я это сделаю.
Друг поплыл дальше в поисках своего счастья, а жених пошёл свататься. Надо сказать, что в племени было принято давать за невесту выкуп коровами. Хорошая невеста стоила десять коров.
Пригнал он десять коров и подошёл к вождю.
— Вождь, я хочу взять замуж твою дочь и даю за неё десять коров!
— Это хороший выбор. Моя старшая дочь — красавица, умница, и она стоит десяти коров. Я согласен.
— Нет, вождь, ты не понял. Я хочу жениться на твоей младшей дочери.
— Ты что, шутишь? Не видишь, она же такая… не очень.
— Я хочу жениться именно на ней.
— Хорошо, но, как честный человек, я не могу взять десять коров, она того не стоит. Я возьму за неё три коровы, не больше.
— Нет, я хочу заплатить именно десять коров.
Они поженились.
Прошло несколько лет, и странствующий друг, уже на своём корабле, решил навестить оставшегося товарища и узнать, как у него жизнь. Приплыл, идёт по берегу, а навстречу женщина неземной красоты.
Он её спросил, как найти его друга. Она показала. Приходит и видит: сидит его друг, вокруг детишки бегают.
— Как живёшь?
— Я счастлив.
Тут входит та самая красивая женщина.
— Вот, познакомься. Это моя жена.
— Как? Ты что, женился ещё раз?
— Нет, это всё та же женщина.
— Но как это произошло, что она так изменилась?
— А ты спроси у неё сам.
Подошёл друг к женщине и спрашивает:
— Извини за бестактность, но я помню, какая ты была… не очень. Что произошло, что ты стала такой прекрасной?
— Просто однажды я поняла, что стою десяти коров.
Насреддин что-то радостно бормотал себе под нос, когда друг спросил его о причине радости.
— Этот идиот Ахмед каждый раз хлопает меня по спине, когда мы встречаемся, — сказал Насреддин. — Сегодня я спрятал под халатом динамит. Когда он и на этот раз шлёпнет меня по спине, ему оторвёт руку!
Чан Цзюй и Цзе Ни пахали вдвоём. Конфуций, проезжая, послал Цзылу спросить у них, где находится переправа. Чан Цзюй спросил:
— А кто это в повозке с вожжами в руках?
— Это Кун Цю, — ответил Цзылу.
— Не луский ли Кун Цю?
— Да, он.
— Этот сам знает, где переправа.
Цзылу обратился к Цзе Ни. Цзе Ни спросил:
— А ты кто?
— Я Чжун Ю.
— Ученик луского Кун Цю?
— Да.
— Вся Поднебесная, словно бушующий потоп. С кем сможете добиться перемены? Чем следовать за тем, кто избегает того или иного человека, не лучше ли последовать за теми, кто бежит от мира?
Сказав это, он продолжил без остановки рыхлить землю. Цзылу вернулся и рассказал всё Конфуцию. Учитель с огорчением сказал:
— С кем же мне общаться, как не с этой человеческой толпой? Человек не может жить с животными и птицами. Имейся в Поднебесной путь, я не добивался бы с вами перемен.