Ошибка Софии или размышления о Природе Вещей (NF)
[Re: feniks459] #1936860568 25.11.12 14:36
Маленькая, но поучительная статья Влада Вальберга:
"Христианство – не проистекает из иудаизма"
"В данной небольшой публикации будет представлен показательный пример того, что христианская евангельская традиция не может проистекать из иудаизма, т.е. рассматриваться неким этапом его развития, этапом его эволюции. При этом религиозные представления иудаизма, будь-то о кончине мира – эсхатология, объяснение (оправдание) существования зла - теодицея, теология взаимоотношений между Богом, человеком, ангелами, дьяволом – не может напрямую браться из иудаизма и переносится в христианство, не может напрямую обосновываться Танахом и привноситься в теологию, что опирается уже на традиции Нового Завета. Соответственно и наличие тех или иных теологических моментов в Ветхом Завете совершенно не означает их обязательное наличие в учении Христа и апостолов.
Итак. Показательным примером являются евангельские повествования об искушении Христа дьяволом. При этом одним из моментом таких искушений является предложение Христу власти над всеми земными царствами. Однако для иудаизма – власть над царствами может давать исключительно Бог. Объяснение, что данное предложение власти дьяволом было всего лишь розыгрышем, превращает историю искушения в юмористический фарс, когда Спасителю предлагался всего лишь тест на знание элементарных иудейских основ теологии. Более того, само евангельское повествование выявляет прямой конфликт с Танахом относительно того, кто же даёт власть.
Евангелия:
8 Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их,
9 и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне.
10 Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи.
(Матф.4:8-10)
6 и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими [царствами] и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее;
(Лук.4:6)
------------
Таннах:
23 так говорит Кир, царь Персидский: все царства земли дал мне Господь Бог небесный , и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее. Кто есть из вас - из всего народа Его, [да будет] Господь Бог его с ним, и пусть он туда идет.
(2Пар.36:23)
2 так говорит Кир, царь Персидский: все царства земли дал мне Господь Бог небесный, и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее.
(Ездр.1:2)
5 И стал Иосафат в собрании Иудеев и Иерусалимлян в доме Господнем, пред новым двором,
6 и сказал: Господи Боже отцов наших! Не Ты ли Бог на небе? И Ты владычествуешь над всеми царствами народов , и в Твоей руке сила и крепость, и никто не устоит против Тебя!
(2Пар.20:5,6)
37 Ты, царь, царь царей, которому Бог небесный даровал царство, власть, силу и славу ,
38 и всех сынов человеческих, где бы они ни жили, зверей земных и птиц небесных Он отдал в твои руки и поставил тебя владыкою над всеми ими. Ты - это золотая голова!
(Дан.2:37,38)
18 Царь! Всевышний Бог даровал отцу твоему Навуходоносору царство, величие, честь и славу.
(Дан.5:18)
Если бы евангелисты Матфей и Лука представляли некий гностический апокрифический текст, то возникли бы основательные подозрения, кого именно они считали ещё и дьяволом. Однако перед нами текст канонический, при этом Матфей и Лука в позитивном ключе в словах Христа ссылаются на Танах. Можно предположить, что евангелисты попросту не пытаются совмещать новое христианское воззрения с воззрениями иудаизма, когда для евангелистов никакой прямой преемственности не существует, как и конфликта текстов. При этом они оперируют в иной мировоззренческой плоскости и не заботятся о возможных нестыковках воззрений и теологий. С другой стороны такой конфликт можно попытаться рассмотреть и с точки зрения преднамеренного протеста, однако не ясно зачем и против чего именно так протестуют авторы текста, ссылаясь также и в позитивном ключе на Танах.
Примечательно, что дьявольское предложение о даровании власти над царствами земли идёт и против представления о Мессии, имеющем земную власть на всеми народами и царствами, что в свою очередь также может быть обосновано некоторыми представлениями Танаха.
Следующий показательный и родственный пример – это упоминание «Князя мира сего» в Евангелии Иоанна, которому противостоит Спаситель (Ин 12:31; 14:30 и 16:11). Для воззрения иудаизма абсолютно неприемлемо допускать, что князь мира сего – не Бог. Для иудаизма естественно и природно, что князь мира – именно Бог. А противостояние Спасителя лукавому князю мира – является чуждым для иудейских представлений элементом и тем более не может рассматриваться неким продолжением из его же учений. Соответственно и наличие тех или иных теологических моментов в Танахе совершенно не означает их обязательное наличие в учении Христа и апостолов."
Влад Вальберг.
Надо ли говорить, что тут указан лишь малюсенький аспект темы?...
А вот фрагмент гностического трактата Аллоген Наг Хаммади:
"Книга Инородца.
Фрагменты Книги Аллогена из Кодекса Чакос.
[(59)] Кн[ига]
[…]
Мой[сын …] […] чтобы мы познали себя, – откуда [мы] вышли, или куда уйдем, или что мы сделаем, чтобы жить.
И они вышли, они взошли на гору, называемую Фавор, и преклонили колени, молясь, говоря так:
– О, Господи-Боже, превосходящий все великие эоны, безначальный, бесконечный! Дай нам дух знания в откровении Твоих таинств, чтобы мы познали себя – откуда [мы] вышли, или куда уйдем, или что мы сделаем, чтобы жить.
После этих слов, сказанных Инородцем, явился (60) [сатана] на земле […] сказал […]
– […] и [примите] то, что в моем мире, и вкусите от моих благ, и возьмите серебро и золото и одежды!
И ответил Инородец, говоря:
– Отойди от меня, сатана! Ведь Я ищу не тебя, но Своего Отца, превосходящего все великие эоны. Ведь Я назван Инородцем потому, что Я из иного рода. Я не из твоего рода.
Тогда сказал Ему обладающий [миром]:
– Мы (61) сами […] в моем [мире.]
[Ответил,] сказал ему Инородец:
– Отойди от Меня, сатана! Удались! Ведь Я не [твой]!
Тогда [отошел] от Него сатана, после того, как был разгневан много раз и не смог обмануть их. Когда он был побежден, он удалился в свое место в великом стыде.
Тогда Инородец вскричал громким гласом, говоря:
– О, Боже, Который в великих эонах! Услышь Мой голос, помилуй Меня, спаси от всякого зла, ожидающего Меня, и услышь Меня, когда Я в этом месте пустынном. Ныне же [пусть] осветит Меня [Твой свет] неизреченный [(62)] […] Твой свет.
Господи, помоги Мне, ведь Я не знаю, […] во веки веков.
Как только Я сказал это, вот, облако светлое окружило Меня, и Я не смог смотреть в свет, окружающий его, как он сияет. И слово – Я услышал его из облака и света. И он осветил Меня, говоря:
– О, Инородец! Услышан глас Твоей молитвы, и я послан к Тебе в это место сказать Тебе благую весть, пока Ты не вышел из этого места, чтобы […]"
Почти один в один с известным местом Евангелия от Матфея!
"Христианство – не проистекает из иудаизма"
"В данной небольшой публикации будет представлен показательный пример того, что христианская евангельская традиция не может проистекать из иудаизма, т.е. рассматриваться неким этапом его развития, этапом его эволюции. При этом религиозные представления иудаизма, будь-то о кончине мира – эсхатология, объяснение (оправдание) существования зла - теодицея, теология взаимоотношений между Богом, человеком, ангелами, дьяволом – не может напрямую браться из иудаизма и переносится в христианство, не может напрямую обосновываться Танахом и привноситься в теологию, что опирается уже на традиции Нового Завета. Соответственно и наличие тех или иных теологических моментов в Ветхом Завете совершенно не означает их обязательное наличие в учении Христа и апостолов.
Итак. Показательным примером являются евангельские повествования об искушении Христа дьяволом. При этом одним из моментом таких искушений является предложение Христу власти над всеми земными царствами. Однако для иудаизма – власть над царствами может давать исключительно Бог. Объяснение, что данное предложение власти дьяволом было всего лишь розыгрышем, превращает историю искушения в юмористический фарс, когда Спасителю предлагался всего лишь тест на знание элементарных иудейских основ теологии. Более того, само евангельское повествование выявляет прямой конфликт с Танахом относительно того, кто же даёт власть.
Евангелия:
8 Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их,
9 и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне.
10 Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи.
(Матф.4:8-10)
6 и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими [царствами] и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее;
(Лук.4:6)
------------
Таннах:
23 так говорит Кир, царь Персидский: все царства земли дал мне Господь Бог небесный , и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее. Кто есть из вас - из всего народа Его, [да будет] Господь Бог его с ним, и пусть он туда идет.
(2Пар.36:23)
2 так говорит Кир, царь Персидский: все царства земли дал мне Господь Бог небесный, и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее.
(Ездр.1:2)
5 И стал Иосафат в собрании Иудеев и Иерусалимлян в доме Господнем, пред новым двором,
6 и сказал: Господи Боже отцов наших! Не Ты ли Бог на небе? И Ты владычествуешь над всеми царствами народов , и в Твоей руке сила и крепость, и никто не устоит против Тебя!
(2Пар.20:5,6)
37 Ты, царь, царь царей, которому Бог небесный даровал царство, власть, силу и славу ,
38 и всех сынов человеческих, где бы они ни жили, зверей земных и птиц небесных Он отдал в твои руки и поставил тебя владыкою над всеми ими. Ты - это золотая голова!
(Дан.2:37,38)
18 Царь! Всевышний Бог даровал отцу твоему Навуходоносору царство, величие, честь и славу.
(Дан.5:18)
Если бы евангелисты Матфей и Лука представляли некий гностический апокрифический текст, то возникли бы основательные подозрения, кого именно они считали ещё и дьяволом. Однако перед нами текст канонический, при этом Матфей и Лука в позитивном ключе в словах Христа ссылаются на Танах. Можно предположить, что евангелисты попросту не пытаются совмещать новое христианское воззрения с воззрениями иудаизма, когда для евангелистов никакой прямой преемственности не существует, как и конфликта текстов. При этом они оперируют в иной мировоззренческой плоскости и не заботятся о возможных нестыковках воззрений и теологий. С другой стороны такой конфликт можно попытаться рассмотреть и с точки зрения преднамеренного протеста, однако не ясно зачем и против чего именно так протестуют авторы текста, ссылаясь также и в позитивном ключе на Танах.
Примечательно, что дьявольское предложение о даровании власти над царствами земли идёт и против представления о Мессии, имеющем земную власть на всеми народами и царствами, что в свою очередь также может быть обосновано некоторыми представлениями Танаха.
Следующий показательный и родственный пример – это упоминание «Князя мира сего» в Евангелии Иоанна, которому противостоит Спаситель (Ин 12:31; 14:30 и 16:11). Для воззрения иудаизма абсолютно неприемлемо допускать, что князь мира сего – не Бог. Для иудаизма естественно и природно, что князь мира – именно Бог. А противостояние Спасителя лукавому князю мира – является чуждым для иудейских представлений элементом и тем более не может рассматриваться неким продолжением из его же учений. Соответственно и наличие тех или иных теологических моментов в Танахе совершенно не означает их обязательное наличие в учении Христа и апостолов."
Влад Вальберг.
Надо ли говорить, что тут указан лишь малюсенький аспект темы?...
А вот фрагмент гностического трактата Аллоген Наг Хаммади:
"Книга Инородца.
Фрагменты Книги Аллогена из Кодекса Чакос.
[(59)] Кн[ига]
[…]
Мой[сын …] […] чтобы мы познали себя, – откуда [мы] вышли, или куда уйдем, или что мы сделаем, чтобы жить.
И они вышли, они взошли на гору, называемую Фавор, и преклонили колени, молясь, говоря так:
– О, Господи-Боже, превосходящий все великие эоны, безначальный, бесконечный! Дай нам дух знания в откровении Твоих таинств, чтобы мы познали себя – откуда [мы] вышли, или куда уйдем, или что мы сделаем, чтобы жить.
После этих слов, сказанных Инородцем, явился (60) [сатана] на земле […] сказал […]
– […] и [примите] то, что в моем мире, и вкусите от моих благ, и возьмите серебро и золото и одежды!
И ответил Инородец, говоря:
– Отойди от меня, сатана! Ведь Я ищу не тебя, но Своего Отца, превосходящего все великие эоны. Ведь Я назван Инородцем потому, что Я из иного рода. Я не из твоего рода.
Тогда сказал Ему обладающий [миром]:
– Мы (61) сами […] в моем [мире.]
[Ответил,] сказал ему Инородец:
– Отойди от Меня, сатана! Удались! Ведь Я не [твой]!
Тогда [отошел] от Него сатана, после того, как был разгневан много раз и не смог обмануть их. Когда он был побежден, он удалился в свое место в великом стыде.
Тогда Инородец вскричал громким гласом, говоря:
– О, Боже, Который в великих эонах! Услышь Мой голос, помилуй Меня, спаси от всякого зла, ожидающего Меня, и услышь Меня, когда Я в этом месте пустынном. Ныне же [пусть] осветит Меня [Твой свет] неизреченный [(62)] […] Твой свет.
Господи, помоги Мне, ведь Я не знаю, […] во веки веков.
Как только Я сказал это, вот, облако светлое окружило Меня, и Я не смог смотреть в свет, окружающий его, как он сияет. И слово – Я услышал его из облака и света. И он осветил Меня, говоря:
– О, Инородец! Услышан глас Твоей молитвы, и я послан к Тебе в это место сказать Тебе благую весть, пока Ты не вышел из этого места, чтобы […]"
Почти один в один с известным местом Евангелия от Матфея!
"61. Иисус сказал: Тот, кто познал мир, нашёл труп... Мир недостоин его!
71. Иисус сказал: Тот, кто знает все, нуждаясь в самом себе - нуждается во всем!",- Евангелие от Фомы.
Исправлено пользователем feniks459 (1353840173)