Хочется добавить, что как такого слова "дьявол" в иудаизме нет.
Есть "сатаан", но сатаан всего лишь одно из проявлений лика Яхве, т.е. это и есть сам Яхве.
Как некий посланец он присутствует и в казни египтян, но описан там как ярость самого Яхве, превратившаяся в некоего наказующего ангела (т.е. ангелы не есть кто-то ниже Яхве, это его ипостаси - помощники).
Иудаизм вообще не признает фактор ни "сатана" отдельного персонажа, ни тем более "дьявола".
У них Яхве творит как тьму так и свет, добро и зло (Исайя). Но Яхве фигурирует и в Апокрифе Иоанна, но там он уже открыто описан, как порождение главного архонта - Йалдабаофа.
То же касается и ангела-Яхве Метатрон (не путать с Мегатроном!:)))))

Т.е. Яхве - всего лишь тот самый "сатаан", тот самый "дьявол". Но вот кто его отец?
На это хорошо отвечает и первая глава Берешит, и Апокриф Иоанна.

"61. Иисус сказал: Тот, кто познал мир, нашёл труп... Мир недостоин его!
71. Иисус сказал: Тот, кто знает все, нуждаясь в самом себе - нуждается во всем!",- Евангелие от Фомы.