И первое, что изрек сей "сын" - дьявол (отражение) без истины, князь сего мира: "Я есть Бог! И нет иного Бога, кроме Меня!" Ему, передает миф, в ответ прозвучали слова Зои (Жизни): "Ты ошибаешься, Сакла"!
Прав Мережковский, глумливая ухмылка Хама и пустозвонное, самодовольное "вяличие" ничтожества - аж выпрыгивают из коротеньких подштанников у мелкого "антихриста" - очередного "человекобожества"!
Но мы продолжим. Николай Александрович соглашается:
"О, конечно, середина, плоскость, мещанская пошлость, позитивистическое небытие -- есть черт... Есть плоское человекобожество, когда человек с лакейским (я говорю: хамским) самодовольством ставит себя на место Бога. Тут нет полярной бездны, а середина".
В ответ на: Черт есть черт и сам Сатана, великий в своем ничтожестве, своем небытии -- тот же черт, дух вечной плоскости. Иного черта нет, и нет иного противоположного Бога. Дьявол -- не противоположный Бог, не противоположная абсолютная истина, а абсолютная ложь, противоположная абсолютной истине, Богу. Человекобог не противоположный, а ложный Богочеловек; антихрист -- не противоположный, а ложный Христос. Ежели дьявол сводится к плоскости без остатка, то так же точно сводится к плоскости без остатка и воплощение дьявола -- человекобог, антихрист.
"Мы ведь знаем по собственному опыту, что современному человеку, который прошел "горнило сомнений" и для которого уже нет веры по преданию исторического христианства, что такому человеку, чтобы поверить во Христа, недостаточно правильно мыслить, знать о Христе, -- ему нужно узнать самого Христа, как бы снова встретить его на пути своем и снова узнать в Сыне человеческом Сына Божиего. Это мгновенная точка, но в этой точке -- Божия тайна, чудо Божие. Это зависит не от человеческого разума и не от воли человеческой. Нам, точно так же, как первым исповедникам, "не плоть и кровь, а сам Отец Небесный" может открыть тайну о Сыне. Никто, кроме Отца, не может привести к Сыну. Мы уже любим Вас в нем, а потому надеемся и верим, что эта великая тайна уже в Вас совершается...".
Друзья, в данном случае - если вам не чужды идеи Дмитрия Сергеевича и его терминология, я бы порекомендовал вам прочесть статью Мережковского целиком. Не торопясь, рассудительно, думая над каждым словом!
Вы не пожалеете потраченного времени!

П.С. И шутки у него плоские.

«Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях, и хранить себя неоскверненным от мира» (Иак.1:27)