Погода: -12°C
  • Не далее как вчера Патриарх озвучил мысль (видимо, не в первый раз) о необходимости преподавания ПРАВОСЛАВНОЙ этики в средней школе.
    В связи с этим мне стало интересно - а чем отличается православная этика? Кто знает?
    И нормально ли, когда в стране, провозгласившей равноправие религиозных концессий, звучит подобная мысль?

  • А почему нельзя изучать православную этику детям, принадлежащим к другим конфессиям?..
    То, что нет инициативы, скажем, от мусульман или иудеев по изучению их религиозно-нравственных устоев, ну так это их вина. Лично мне было бы интересно посещать такие факультативы, скорее всего. Чтобы лучше понимать поведение людей с другими устоями...

  • одно дело факультатив, другое - обязательное обучение... я думаю не надо объяснять, что возникновение необходимости изучать православную этику, как обязательный предмет, значительно повысит уровень влияния православных священникоа на детей и их родителей...

    a gentleman will walk but never run (c)

  • Крыска, Сигнатур уже сказал - речь не была о факультативном изучении. Речь об обязательном введении православной этики.

  • Крыска, а даже факультативно. Это нормально - ведение религиозных предметов в светской школе?

  • А чем отличается... Ну, скажем, иудаизм оценивает человека прежде всего по его делам, христианство - прежде всего по его вере...
    Также принципиальная разница, которая явно следует предыдущего пункта, между иудаизмом и христианством в подходе к иноверцам - в иудаизме считается, что те, кто исполняет основные общечеловеческие нравственные заповеди и не запятнал себя грубым идолопоклонством, - достойны спасения за свои добрые дела, даже если они верят в Единого Бога по-своему. Отсюда также вытекает то, что в иудаизме нет и не может быть миссионерства.
    Далее - в христианстве человек считается априори грешным, в иудаизме нет понятия греха. Есть ошибка, которую можно и должно исправить. Опять приоритет дела...

    Ну, и разного рода нетривиальные различия. Например, в том же иудаизме любовь к людям подразумевается иерархическая - на первом месте семья, потом община, народ, потом все остальные.
    Принцп непротивления злу тоже понимается по-разному - подставлять другую щеку следует тогда, когда действительно это заслужил, а не использовать как универсальный рецепт для смирения...
    Разное понятие заповеди...
    Да и вообще, взаимоотношение с Богом - совершенно разное.

    Я не просто считаю, я уверена, что все это надо изучать, но не уверена, что под эгидой церкви... И вообще, не знаю как, если честно. Потому что если ребенку в школе больше понравится другая религия, а не "своя", представляю, какие будут проблемы и у школы, и у самих служителей разных конфессий...

  • > Крыска, а даже факультативно. Это нормально - ведение религиозных предметов в светской школе?

    Не религиозных, разумеется, об этом и речи нет. И Патриарх имел ввиду не это - он сам сказал, что на введение в том или ином виде Закона Божия церковь и не замахивается.
    Что-то типа истории религии - а почему нет?

  • Звучало еще и альтернативное название - что-то вроде православной культуры... Меня несколько смущает уверенность патриарха, в том, что мы живем в православной стране. Нельзя же всерьез называть верующими тех, кто ограничивается покраской яиц к пасхе! Не думаю, что действительно верующих людей у нас больше 10%, думаю, что верующих мусульман у нас столько же.

  • \\\\Меня несколько смущает уверенность патриарха, в том, что мы живем в православной стране.\\\\

    Меня даже не уверенность патриарха, а уверенность официальных лиц смущает. Вот посмотрим, наиболее значимые православные праздники у нас отмечаются на государственном уровне. На рождество (правосл.), пасху государственное по сути телевидение выделяет эфир под трансляцию выступлений патриарха, фрагментов крестного хода и др.
    Католическое рождество мы также справляем? Мусульманские праздники?

  • А в Штатах Рождество тоже справляют, и с куда большей помпой, и ничего, на Брайтон-Бич все спокойно... Насчет трансляции по телевидению службы в соборе св. Патрика в Нью-Йорке не уверена, а впрочем, наверное, ведется... А уж Папа Римский, еле живой, и тот поздравляет всех на родном языке с Рождеством, и это тоже транслируется на весь мир...

    Православие - религия большинства в России... Куда деваться. Согласно международным нормам, государство, в котором не менее 67 процентов населения представлено одной национальностью, является мононациональным. В России больше 80% русских.
    Ассоциируется ли у большинства русских слово "православие" со словом "Россия" - думаю, да, даже среди неверующих.

  • На мой взгляд, разумным было бы преподавание Истории РелигиЙ, не заостряясь ни на какой из них конкретно, но, может быть, делая небольшой акцент именно на православии, на культурных традициях, которые вошли в нашу сегодняшнюю жизнь.

    п.5

  • *** Вот посмотрим, наиболее значимые православные праздники у нас отмечаются на государственном уровне.

    Вот это и смущает: настойчивое желание правславных клириков сделать Россию государственно православной (власть нешуточная, покруче президентской получится)... не законодательно, так по факту...

  • *** Православие - религия большинства в России... Куда деваться. Согласно международным нормам, государство, в котором не менее 67 процентов населения представлено одной национальностью, является мононациональным. В России больше 80% русских.

    Логики ноль в данном рассуждении.
    Национальная и религиозная принадлежности - вещи настолько разные, что процитированное предложение фактически оскорбительно по отношению как к нацменьшинствам-православным, так и к русским-неправославным.

    Аккуратнее на поворотах!

  • > Аккуратнее на поворотах!

    Стараюсь аккуратнее...
    Я всего лишь хотела сказать, что нужно адекватно относиться к национально-религиозным проблемам, не преувеличивать, но и не приуменьшать их значения.

    Как бы там ни было, процент верующих мал во всех группах населения. Пусть верят, как хотят.
    Но - существуют традиции, которые в народах соблюдаются. Их корни растут из религий. Их надо изучать. А не стремиться Курбан-Байрам сделать общероссийским праздником.

  • Действительно, хорошо было бы преподавать какую нибудь Историю религий, но никак ни Православную этику.
    Во-первых: Власти духовные не должны использовать светские инструменты формирования личности (а школа формирует личность ребенка в какой-либо степени и как бы ему самому этого ни хотелось), т.е. они не должны забивать ребенку голову с раннего возраста, кроме того это создает прецедент (вроде правильно написал:)), а там потом и до какого-либо Божьего права недалеко.
    Во-вторых: Православная Этика может потом привести к межнациональным конфл.; если хотя бы с точки зрения закона равны все национальности и вероисповедания, то с точки зрения Церкви Иноверцы не могут быть приравнены к православным (правильно верующим), и вообще это предложение - это еще один ход укрепления политической власти Церкви в России (а на что направлена их энергия и так понятно, хотя бы из случая с Папой - на укрепление своей власти и установления православия, как Единой Российской Религии).

    --------------
    Дим ()

  • Традиции растут не обязательно только из Религии, и уж точно не только из Православной которой всего (:)) 1000 лет.
    Тогда лучше преподавать Историю Российской культуры начиная с язычества. В свое время мне очень сильно понравилась книга Семеновой "Мы славяне', и хотя там много спорного, но в целом очень познавательно. (К примеру почему невеста в белом и ,традиционно, с фатой на лице, замечательно обьясняется исходя из верований древних славян).

    --------------
    Дим ()

  • > процитированное предложение фактически оскорбительно по отношению как к нацменьшинствам-православным, так и к русским-неправославным.

    Прошу прощения, если задела, но не надо выхватывать из контекста. Рассуждение мое было следующее - русских в России большинство, такое, что это даже подходит под определение ООН о мононациональном государстве. У этой кучи народа, даже у неверующих, понятие "православие" неразрывно связано с понятием "Россия".
    Что тут оскорбительного?
    Никто же не мешает остальным полноправным гражданам России реализовывать свое право на свободу совести.
    Во всем западном мире Рождество - государственный праздник, а ни для кого не секрет, что мусульман, например, в Европе полно. И ничего, живы. Празднуют.
    И Толоконский крестит лоб в церкви - тоже его личное с Богом дело.

  • Покраска яиц к пасхе никакого отношения к православию не имеет, насколько мне известно. Эта традиция скорее привнесена из язычества.

    "Право же, взрослые - очень странные люди" А.де Сент-Экзюпери

  • А почему не назвать "Научным атеизмом"?

    "Право же, взрослые - очень странные люди" А.де Сент-Экзюпери

  • > Покраска яиц к пасхе никакого отношения к православию не имеет, насколько мне известно. Эта традиция скорее привнесена из язычества.

    Имеет.
    Обычай берет начало от Марии Магдалины, которая, придя в Рим для проповеди христианства, явилась к императору Тиберию и, подала ему красное яйцо. Яйцо с древнейших времен - символ жизни, а красный цвет символизирует кровь Спасителя.
    А уж кем бы ни была эта дама, но только не язычницей.

    Если язычники и красили яйца, то у них это имело какой-то свой смысл.

  • Да уж, вот и получается что нужно историю религий изучать. А как Вам вариант с кровавой жертвой на праздник перед посевом?

    "Право же, взрослые - очень странные люди" А.де Сент-Экзюпери

  • *** Я всего лишь хотела сказать, что нужно адекватно относиться к национально-религиозным проблемам .... существуют традиции, которые в народах соблюдаются. Их корни растут из религий

    *** русских в России большинство, такое, что это даже подходит под определение ООН о мононациональном государстве. У этой кучи народа, даже у неверующих, понятие "православие" неразрывно связано с понятием "Россия".

    Во-первых: не надо смешивать национальное и конфессиональное. Это в корне неправильно.

    Во-вторых: есть традиции и есть традиции. Традиции растут и из язычества, и из мусульманства, и из иудаизма... Россия большая, в каждом регионе свои корни.

    В-третьих, отношение традиции к православию скользкая и к тому же политическая тема. История крещения Руси политизирована донельзя и не может по крайней мере сейчас быть источником какой-либо трезвой информации.

    В-четвертых. Православная церковь демонстрирует по отношению к другим конфессиям... скажем, не особую лояльность; к христианам -неправославным временами это доходит до ксенофобии. Если здесь есть конфликт, то этот конфликт социальный и политический, но уж ника не национальный.

    И в-пятых. Если раньше было "за веру, царя и отечество", а также гимн "Б-же, царя храни", Синод и прочее - как часть госудаства, то спрашивается, сейчас это надо? А если надо - то кому?

  • \\\\Во всем западном мире Рождество - государственный праздник\\\\
    Ну да - государственный, только празднование его почему-то связано с Новым Годом. И Санта-Клаус там всю неделю ходит. Так что можно предположить, ИМХО, что праздник давно из религиозного перерос в светский или светско-религиозный.
    А у нас рождество - религиозный исключительно праздник.
    \\\\У этой кучи народа, даже у неверующих, понятие "православие" неразрывно связано с понятием "Россия".\\\\
    Вообще то понятие "православие" скорее связано с понятием "Византия". А связка "православие" - "Россия" как-то подозрительно навязывается официальными органами. Для чего? По необходимости иметь национальную идею?

  • > Во-первых: не надо смешивать национальное и конфессиональное. Это в корне неправильно.

    Потому праздник и называется "Дни славянской письменности и культуры", а не русской. Славяне - не только русские, это и сербы, и словаки, и поляки, но письменность у них другая, так что тут с одной стороны церковь облажалась, а с другой - наоборот, правильно сделали...

    Не знаю... Неправильно это как-то все. Напоминает поговорку "Первый блин комом". Ну а что делать, национальной (российской) идеи в стране нет, вот и хватаются за то, что подвернулось.

    > Во-вторых: есть традиции и есть традиции. Традиции растут и из язычества, и из мусульманства, и из иудаизма... Россия большая, в каждом регионе свои корни.

    Да... Только я говорю о населении, а не о площади. Разумеется, в автономиях картина несколько иная. Но там существенно меньше народу.
    Где-нибудь в школе Северной Осетии, одной на пять аулов, просто глупо преподавать православную этику, как основной предмет, - кому она там нужна... Разве что в чисто ознакомительных целях.

    > В-третьих, отношение традиции к православию скользкая и к тому же политическая тема. История крещения Руси политизирована донельзя и не может по крайней мере сейчас быть источником какой-либо трезвой информации.

    Бесспорно. Но и на том, что есть, начиная с Романовых - как-никак 400 лет без малого со дня коронации первого царя из династии Романовых - уже могли появиться традиции... 15-17 поколений - тоже недурно. Куда нам до скрижалей Моисея, конечно...:улыб:
    > В-четвертых. Православная церковь демонстрирует по отношению к другим конфессиям... скажем, не особую лояльность; к христианам -неправославным временами это доходит до ксенофобии. Если здесь есть конфликт, то этот конфликт социальный и политический, но уж ника не национальный.

    Чистая политика. "Никто не хотел уступать". Не к лицу это священникм всех мастей. А может, это и к лучшему, что они поддерживают свои традиции... Честно говоря, не представляю себе единой христианской церкви, даже если они и договорятся-таки, исходит ли Святой Дух и от Сына, а не только от Отца... А протестантов всех куда девать?..

    > И в-пятых. Если раньше было "за веру, царя и отечество", а также гимн "Б-же, царя храни", Синод и прочее - как часть госудаства, то спрашивается, сейчас это надо? А если надо - то кому?

    Эх... Начиная с Патриарха Филарета (Романова) православная церковь неразрывно связана с государством, вот хоть что тут делай. Отделили ее от государства не так давно, а традиции держатся, и за них держатся. А то и борятся.

    Интересно, когда они угомонятся - когда понастроят часовен в каждом дворе, введут закон божий во всех школах Чечни, Дагестана, Якутии, Калмыкии и Еврейской автономной области, сядут в правительстве на должности министров культуры и здравохранения, или установят Православную Республику Россию, проведя вооруженный переворот (армию-то понятное дело, подгребут...)?

  • Хм... не пойму логики.. почему у нас-то Рождество исключительно религиозное а не светско-религиозное ? Только потому, что большевики его запрещали ? Отдыхают люди, и гуляют так же, как и на Новый Год.
    Кстати, на Западе НГ как самостоятельный праздник только в связи с миллениумом отмечать стали. А раньше так - последний день каникул и все... Отсюда вывод - у нас НГ вынужденно заменял Рождество, поскольку его религиозный оттенок раздражал коммуняков. Так зачем нам сейчас уподобляться этим коммунякам, и искать везде национально-религиозную подоплеку ?

Записей на странице:

Перейти в форум