www.rbc.ru 08/08/2003
По мнению экспертов, успех американских компаний PepsiCo и Coca-Cola связан с грамотно построенным брендом и умением вызвать эффект привыкания у потребителя. Любители газировки за это расплачиваются лишним весом
В начале августа в мире произошла маленькая сенсация: наверное, впервые за всю свою историю два извечных конкурента – PepsiCo и Coca-Cola – выступили «единым фронтом» против обвинений в адрес производимых ими напитков. В начале недели индийская неправительственная организация Center for Science and Environment (CSE) опубликовала результаты своих исследований, согласно которым в напитках, разливаемых Coca-Cola в Индии, уровень содержания пестицидов в 30 раз превышает нормы, принятые в ЕС, а в индийской Pepsi – в 36 раз. Представители обеих компаний на совместной пресс-конференции, разумеется, все эти обвинения отвергли. Эксперты отмечают, что токсичность индийской колы связана с отсутствием в стране жестких мер по контролю за качеством питьевой воды и что в развитых странах такая ситуация просто невозможна. Правда, как отмечают аналитики, в «цивилизованных» государствах на PepsiCo и Coca-Cola сейчас свалилась другая напасть. Даже в «родных» для них США их обвиняют в том, что они виноваты в стремительном увеличении числа американцев, страдающих ожирением и аллергией.
Нынешнее лето оказалось крайне неудачным для индийских подразделений Coca-Cola и PepsiCo. Сначала британский медиахолдинг BBC опубликовал свое собственное журналистское расследование о бизнесе этих компаний в Индии. В частности, как утверждают журналисты BBC, выпускаемое в качестве побочного продукта на одном из индийских заводов Coca-Cola удобрение, которое затем продается местным фермерам, содержит сильный канцероген – кадмий. Более того, как свидетельствует BBC, работающие рядом с предприятием Coca-Cola фермеры оказались на грани разорения, так как американская компания буквально «выпила» всю окрестную воду. После этой публикации масла в огонь добавило исследование CSE, в котором содержались уже серьезные обвинения и в адрес Pepsi, помимо Coca-Cola. Согласно докладу CSE, в напитках, выпускаемых этими компаниями в Индии, было обнаружены отравляющие вещества вроде ДДТ, линдана и хлорпирифоса.
Несмотря на то что местное руководство американских компаний заявило свой протест и пообещало в кратчайший срок опубликовать собственные «правильные» данные проверок, скандал в Индии может получить широкий международный резонанс. В настоящий момент даже в США, где PepsiCo и Coca-Cola обладают весомым «авторитетом», в адрес этих компаний посыпались очень серьезные обвинения. В этом году президент США Джордж Буш объявил ожирение национальной эпидемией. В настоящий момент более 30% взрослых американцев страдают от избыточного веса. Причем, согласно результатам специального исследования, проведенного американским медицинским журналом Lancet, это связано с чрезмерным употреблением газированных безалкогольных напитков. По данным Министерства сельского хозяйства США, потребление «газировки» в стране за последние 50 лет увеличилось на 500%. Сейчас среднестатистический ребенок выпивает до 570 мл безалкогольных напитков в день, а взрослый – до 275 мл. В результате основную часть потребляемого сахара американские дети получают из газированных напитков. Опасность этой ситуации в том, что этот сахар легко усваивается и человек начинает перебирать калорий, сам того не замечая, что и ведет к ожирению. Как считают специалисты Lancet, каждая новая выпитая ребенком за день банка газировки, которая содержит обыкновенный сахар, увеличивает вероятность заболевания ожирением в 1,6 раза.
Неудивительно, что в США разгорается кампания, цель которой заключается в ужесточении правил игры для производителей газированной воды. В частности, в некоторых городах местные власти выступают за запрет установки аппаратов по продаже газированных напитков в школах. На первый взгляд, эффект от этого решения должен быть минимальным – на школы приходится лишь около 1% продаж PepsiCo и Coca-Cola. Но в долгосрочной перспективе подобные меры могут серьезно ослабить бренды этих производителей. И Coca-Cola, и PepsiCo пытаются с детства воспитывать у потенциальных потребителей лояльность к своей торговой марке, иавтоматы по продаже напитков в школах как раз являются элементом этой стратегии. Правда, гораздо сложнее будет избавиться от эффекта привыкания к «шипучке». «Мое личное мнение – что вредность газированных напитков, производимых Coca-Cola или PepsiCo, связана с их регулярным потреблением, – сказал RBC daily председатель Союза потребителей России Петр Шелищ. – Этим компаниям удается сформировать у потребителя эффект привыкания. Современный человек живет в состоянии постоянного стресса, и ему регулярно требуется энергетическая подпитка. Вброс в кровь легко усваиваемого сахара, содержащегося в газированных напитках, как раз создает у человека физиологическую готовность к этому стрессу».
Между тем в России у рядовых граждан зависимость от газированных напитков еще не сформировалась. По данным исследовательской компании ACNielsen, россияне с большей охотой пьют соки и сокосодержащие напитки, чем газированную воду. Так, за первые пять месяцев этого года соков было продано почти вдвое больше, чем газированной воды. По сравнению со вторым полугодием 2002 года продажи минеральной воды и газированных напитков сократились на 6% и 18% соответственно, в то время как продажи соков возросли на 13%. Кроме того, по утверждению отечественных производителей, граждане России стараются следить за своим здоровьем, поэтому стремятся пить более качественную газировку. «Наш типичный потребитель – это состоявшийся человек, который следит за собой и ведет здоровый образ жизни, – сказал RBC daily представитель группы компаний «ОСТ», выпускающей, в частности, продукцию под маркой «Черноголовка», Александр Моргачев. – Мы считаем, что главным преимуществом нашей продукции является ее натуральность. Мы используем артезианскую воду и натуральные ингредиенты и разливаем нашу продукцию в стеклянную тару».