Погода: -12°C
Samara24.Форум /Основные форумы / Основной форум /

Зачем человечеству нужно искусство?

  • /me несколько раз перечитывала вышестоящие реплики:миг:Н-да, товарищи. Любимое занятие человека - это постоянное усложнение собственной жизни. ИМХО, те, кто достигают в этом совершенства - сходят с ума. На самом деле не стоит удаляться в частности - всё гораздо проще. "Зри в корень", как говорил Козьма Прутков :)))

  • ***без зарплаты программист перестает разбираться в компьютерах, а пианист в нотах? **

    Разобраться можно по-всякому, в том-то и профессионализм. На сколько платят - на столько и разбираться. Если, конечно, самому не интересно.

    Если интересно, то можно и без зарплаты... Парадокс, ведь кушать хочется!
    Что ответит философия?

  • А вот это уже серьезно.Солипсизм (ничо, что я через одну "л"?), равно, как и шизофрения, - явления не просто общественные, но и причинно обусловленные. Шизофрения при этом выбор безальтернативный, а солипсизм - выбор вынужденный. Его аргументы обосновываются весьма доказательно: а попробуйте мне доказать нечто, если я Ваших доказательств не желаю слышать и видеть, хоть заголосуйтесь!
    Иппокрена, т.е. творческое вдохновение, действительно, посещает многих, и не обязательно великих. Иногда это чувство в быту называют "Кураж". Кураж, - это разновидность аффекта, по окончании которого человек толком ничего не помнит. От того, что Великие умели вызывать это состояние преимущественно без наркотиков, вопрос о механизмах работы Иппокрены не снимается.
    Про критерии произведения искусства: Ренуар вспоминал, как он рисовал деревенский пейзаж и на его наброски подошел глянуть хозяин рисуемого домика. Глянул, и возмутился: что вы за уродство изображаете? Мой дом прямой, а у вас сикось- накось"....
    А уж несчастный квадрат Малевича, или Мону Лизу сколько хают.... Зато, "для красоты", выешивают на передней стене нечто, от чего у профессионалов волосы дыбом... Которое из них "кефир"?
    А общество я строю потому, что образовываю народ. Вы считаете, что мои студенты ошибаются или занимаются пустыми комплиментами, заявляя после окончания курса. что все они теперь немножко татольчики?

    ____________________________
    ад и рай - две половины души.......

  • Вопрос в том, что Вы понимаете под женственностью Однако могу на спор: то, что Вас волнует в женском портрете, в ищите и в реале. Хотя, понятно, что с некоторой поправкой.
    Одному нравится попадья, другому - попова дочка. Один без ума от Тургеневских героинь, другому ближе Некрасовские...
    Эталон женственности историчен. Но и врамках одной эпохи он вариативен. Однако в целом Ваши выборы ограничены "модой культуры". И эту моду задает искусство.

    ____________________________
    ад и рай - две половины души.......

  • Урра!!! Понял!
    Социальные структуры, т.е. "общество", действительно созданы для того, чтобы ограничить, "умерить" стохастичность и неравновесность человеческого мышления и поведения. Синтез "социальности" и субъективности (то бишь неравновесности мышления) дают те самые "островки определенности", о которых Вы толкуете, но применительно к культуре. Любая семантика рождается в их взаимодействии, порождая текст, имеющий контексты и подтексты.
    Ура Линксу!
    Что окружало Древний Город?

    ____________________________
    ад и рай - две половины души.......

  • А еще он говорил, милая Ласточка, что первый шаг младенца, это его первый шаг к смерти. Так может не ходить?

    ____________________________
    ад и рай - две половины души.......

  • ***Что окружало Древний Город?

    Стена Плача...

    А если серьезно, то

    ***Синтез "социальности" и субъективности (то бишь неравновесности мышления) дают те самые "островки определенности", о которых Вы толкуете, но применительно к культуре. Любая семантика рождается в их взаимодействии, порождая текст, имеющий контексты и подтексты***

    не синтез... Там скорее абдукция, чем синтез... Применительно к культуре возникает "свой- чужой", без этих двух понятий культура обречена, потому что усиление (эмоционально-энергетически) о-переделнности позволяет "держать" границу. Абдукция в данной ситуации - тот самы пресловутый текст - он невыводим прямо из каких-либо культурных оснований. Если, положим, символ - "указание на отсутствующую половину", то текст - указание но без объекта и его обеих половин. Крайний вариант: "Вариации без темы" у Шнитке, например, или форма "роман-комментарий"...

    Семантика не порождает текст.

    Культура это совокупность текстов, да. но! семантика - это "пустая форма", наложенная на любую другую "полную" форму. Ее могло бы не быть, хотя к семиотике, думаю, это относится не вполне. Вот тут-то "подтексты" и появляются (подтекст, между прочим, всегда в форме "должен"). Отсюда - пожалуй, только Лем в "Солярис" показал ЧУЖОГО в чистом виде... Остальные - подтексты. (собственно, вторая версия подтекст намекает на наличие контекста, примерно как со-знание = что-то не содержащееся в знании, но случающееся вместе с ним)...

  • Угу. Еще Гегель назвал философию совой Минервы, летающей в сумерках ночи... Т.е. в ту пору, когда непонятно, что это за время суток: конец прожитого дня, или начало нового?
    Подытоживает. Но и создает основания для нового прорыва в Будущее.
    Поэтому облом любой существующей парадигмы - праздник для философа, ибо есть новая пища для ума! Но и старая сойдет: есть на чем точить зубы (т.е. реализовывать свою критическую функцию). Все для философа праздник! И все - забава! А кто играть в философию не сможет - с крыши съезжает. А у кого крыша съехала - норовят философией вылечиться. Я ж говорю, - весело!

    ____________________________
    ад и рай - две половины души.......

  • Интересно, кто умнее: та обезьяна, что с начала четвертичного периода как трескала, так и трескает бананы; или та, что ради съеденного банана сначала учится, потом таскается на работы, с работы тащится в общественном транспорте на рынок, а уж затем... вкушает свой банан.

    ____________________________
    ад и рай - две половины души.......

  • Древний город окружали и стены, и сельские поселения, и природный ландшафт, и враги, и воздух....
    А текст - всего лишь структурированная система лексем.
    Меняем язык, меняются лексические элементы, меняется мера определенности текста. Получаем тексты в пределах "научный (максимально определенный) - художественный (минимально определенный". Символ - узаконенный во времени и пространстве и доведенный до определенности термина художественный образ.
    Семантика, Вы правы, не порождает текст. Но она - единственно возможная форма существования текста.

    ____________________________
    ад и рай - две половины души.......

  • ***что первый шаг младенца, это его первый шаг к смерти. Так может не ходить?

    Жизнь - это затяжная хроническая болезнь с обязательным летальным исходом (с) непомню
    Можно,конечно, и не болеть, но тогда надо хотя бы знать, от чего отказываешься:миг:И потом, разве это не так, на счёт шага?
    ЗЫ. а усложнять лишний раз всё же не стоит....

  • ***Интересно, кто умнее: та обезьяна, что с начала четвертичного периода как трескала, так и трескает бананы; или та, что ради съеденного банана сначала учится, потом таскается на работы, с работы тащится в общественном транспорте на рынок, а уж затем... вкушает свой банан. ***

    Не идет ведь "еда как трапеза" у второй, ох не идет...

    Так ведь есть еще и третья обезьяна: банан не вкушает, а на съэекономленное едет известно куда смотреть как первая (та что с четвертичного) трескает свой банан...

    Вариант: вывозит для себя тую облизьяну, чтобы она тута трескала бананья.

    Спрашивается: какой вариант разумнее?

  • ***А текст - всего лишь структурированная система лексем.
    Меняем язык, меняются лексические элементы, меняется мера определенности текста. Получаем тексты в пределах "научный (максимально определенный) - художественный (минимально определенный". ***

    Мера "определенности" (по Налимову, "случайности" ) текста зависит от того, получится ли исходный текст при восстановлении реферата.
    То есть -
    1. есть исходный текст.
    2. пишется его реферат
    3. по реферату восстанавливается исходный текст.

    по-Налимовски, художественный текст максимально случайный.

    ***Символ - узаконенный во времени и пространстве и доведенный до определенности термина художественный образ. ***

    Дали Вы конкретное определение о-пределенного до Вас явления. То есть Вы еще и стружку снимаете. Мало того, что оно как-то узаконилось, мало того, что установлены пределы его до термина (границы, предела) - так и Вам еще понадобилось дать свое определение...
    (прелюбопытная статейка: В.В.Бибихин "Символ и другие" // "Апокриф" №2 - 1994. Рекомендую).

    ***Семантика, Вы правы, не порождает текст. Но она - единственно возможная форма существования текста. ***

    Музыка - незнаковая семиотическая система; семантика там - только наслоения "пустых форм".

  • Я "придрался" даже не столько к слову - профессиональная - сколько - ОБЯЗАННОСТЬ. Профессионализм это ни что иное как система навыков благодаря которым субъект поддерживает своё существование, а обязанность - сочетание чувства вины и принуждения (экономического, психологического и пр.). Короче - утром деньги- днём рефлексия, днём деньги - вечером рефлексия и т.д. В надежде во время одной из рефлексий бриллианты мудрости.
    Кстати, о сознательном строительстве общества - надо полагать, что существует проект, или это каждый раз импровизация?

  • Э, Лапушка- Ласточка, о том и речь, что жить долго хочется, и счастливо.
    А практика и теория показывают, что человек своей жизнью второй закон термодинамики нарушает, и живет тем больше, чем больше ... суетится.
    Только живет он дольше тогда, когда суетится "с умом", а не без оного.
    Знаешь, "от работы кони (и некоторые люди) дохнут", а от ТРУДА, квинтэссенция которого и скрыта в феномене искусства - живут дольше. Причем настолько дольше, что даже нарушают биологический закон, согласно которому млекопитающие гибнут от естественной старости после угасания репродуктивных функций.
    Может в "цивилизованном" топик открыть о пользе секса?

    ____________________________
    ад и рай - две половины души.......

  • У Вас получается заглянуть в корень, Сударь!
    А Ваши варианты - уже ИСКУССТВО!

    ____________________________
    ад и рай - две половины души.......

  • В общих чертах.
    Когда через свои произведения человек достигает того, чего он в реальной жизни достигнуть - его неудовлетворенность снижается до такой степени, что невротическое состояние не достигается.
    но, хочу отметить, что я не специалист в данном вопросе. ;-)

    trustno1

  • "Зачем человечеству нужно искусство?"
    А зачем ты спросила?

  • *чуткая греза
    *угодить в сети художника

    *красота захватывает, овладевает бурным упоением...
    *которую незаметно уносишь с собой..которая долго скромно лежит в нашем сердце, всецело овладевает нами, наполняет глаза слезами, а сердце - тоской.
    *оно (Искусство) в течении тысячелетий упорно учило с интересом и радостью взирать на жизнь во всякой ее форме и развивать наше чувство до того, чтобы мы могли воскликнуть "как хороша жизнь".
    *отвращает свой взор от тягостного настоящего
    *И. делает выносимым вид жизни, окутывая ее дымкой нечистого мышления

    PS Это - мои наметки сообщения в ЭТУ тему, но нереализованные сразу - так и остались, а вот их - сюда, а! ТАК еще никто не отвечал - тоже ведь какое-никакое искусство...

    Невидимый маятник тихо качается между отчаяньем и новой надеждой

  • Содержательно отвечу позже, а пока рекомендую: Бажутина. Происхождение человека: Концепции переходных состояний развития. Новосибирск: Наука, 1993.

    ____________________________
    ад и рай - две половины души.......

  • Думаю, у нас с Вами нет разногласий в отношении понимания слова "обязанность". Но выводы и посылки в этом понимании у нас разные. Пое понимание обязанности лучше всего проявлено в следующем бородатом анекдоте: Лежит туземец под пальмой, плюют в небо. К нему пристает цивилизованный Белый:
    -"Чего лежишь?".
    - А чо?
    - Вон вокруг сколько бананов: собери, продай, прибыль получишь..
    - А зачем?
    - Тележку купишь, работников наймешь, они будут бананы собирать, а ты лежать, и в небо плевать!
    - Так я и так лежу!

    ____________________________
    ад и рай - две половины души.......

  • Дополнение про строительство общества.

    Это всегда тщательно подготовленный экспромт.

    ____________________________
    ад и рай - две половины души.......

  • Ну, в литературе палитра различных мнений на природу текста представлена весьма широко. Боюсь, что Налимов В.В., работа которого "Вероятностная модель языка" написана еще в 1979 году, все же не самый большой авторитет в этой области. Есть М.Хайдеггер, есть Деррида, есть М.Фуко, Есть Гуссерль и Витгештейн, П.Рикер и др... Из отечественных исследователей природы текста максимально значимы М.М.Бахтин, Ю.М.Лотман, Р.Павиленис... Это - имена.
    Но им то я не противоречу! Хотя и не повторяю их полностью....

    ____________________________
    ад и рай - две половины души.......

  • "В общих чертах" я, как специалист, думаю так же как и Вы. Вопрос в том, чтобы понять, почему у человека возникает стресс в ситуациях "неудовлетворения потребностей небиологического ряда" и каков механизм позитивного действия искусства.
    Однако, поскольку специалисты всегда зашорены (они слишком хорошо знают, как надо), иногда очень полезно быть дилетантом. А.К.Сухотин вообще утверждает, что 90% открытий в науке (и искусстве) соверщается дилетантами. Они не знают правил профессии и потому спокойно их нарушают. То, что среди дилетантов продуктивны лишь 5-6% (подсчет приблизительный, ибо кто их считал, дилетантов), ни о чем не говорит: в профессиональной сфере достигает вершин профессии примерно такой же процент.
    Так что... О, если б знали, из какого сора растут стихи...

    ____________________________
    ад и рай - две половины души.......

  • ***Это - имена.
    Но им то я не противоречу! Хотя и не повторяю их полностью....

    А и не в этом дело. Загадочен сам текст, который ни из чего прямо не выводится.
    Детектив. Что-то происходит само собой (какая-то функция выполняется сама собой, для ее выполнения не создается дополнительных инструментов)... Парадокс: функция выполняется сама собой, но у текста нет никаких функций! Если отследить, то человек имеет презумпцию текста (так же, как лотмановскую презумпцию осмысленности). И - знаковые (и незнаковые) связки он связывает и - стягивает - к своему пониманию ТЕРМИНА "текст". То есть даже не представляя себе, что может стать текстом, человек знаки и не-знаки стягивает и выставляет границу. Терминус.

    (Отступление: в порядке метафоры к теме - конструкция напомнила "Академию" Азимова)

    Так вот и получается, что писать о тексте - это всего навсего подтверждать презумпцию. То еать сводить к такой вот формуле: "Почему это текст - а потому что это текст!". Довелось мне как-то разных профессионалов спрашивать одному вопросу, и я задаю его теперь Вам в надежде получит ответ:

    КАК Вы знаете, что перед Вами - ТЕКСТ?

Записей на странице:

Перейти в форум