Инклюзивное образование
#1879229389 02.03.11 22:43
Прецедент в Ростовской области /// 1 марта 2011 года
Отец слепой девочки отстаивает права своего ребенка на образование
(в сокращенном варианте)
Ростовскую гимназию N 19 заканчивает слепая с рождения девочка Наташа Писаренко. Наташа учится в восьмом классе. Учится на "отлично". Весь день расписан: в семь утра подъем, обычная школа, потом музыкальная. В конкурсах участвует вместе со зрячими одноклассниками. И — побеждает.
Родители Наташи уверены, что всего этого бы не было, если бы дочь была оторвана от сверстников и полноценной жизни. Таким детям обычно предопределена одна дорога - в специнтернат для слепых в Новочеркасске. Но родители пошли в ближайшую к дому гимназию N19. Приняли. И это была первая победа.
Приняли на условиях домашнего обучения, Наташа могла ходить в школу. Но в то время трудно было спорить с системой образования. И родители просто попросили директора разрешить посещать каждый день школу.
Мама освоила азбуку Брайля, и каждый день от руки все эти годы переписывает учебники на понятный ее дочери язык. Вот уже 8 лет мама и Наташа сидят в классе за одной партой, и в дневниках у девочки одни "пятерки". И это — вторая их победа.
Наташа освоила компьютер, мобильный телефон и многие задания выполняет на ноутбуке. В школе к ней прекрасное отношение, всегда в курсе ее успехов и проблем директор гимназии. Но в рамках своих инструкций сама школа совершенно не готова к обучению "особенных" детей. Все, что удается Наташе Писаренко, получилось лишь благодаря удивительному самопожертвованию ее родителей. Как только вошло в обиход понятие "инклюзивное образование", отец начал писать обращения, с тем, чтобы Наташу перевели на такую форму обучения.
Всякий раз чиновники настойчиво напоминали, что Наташе нужно учиться в специнтернате для слепых. Некоторые вообще спрашивали: а что вы в обычной школе делаете? Правда, Наташа приказом переведена-таки на интегрированное образование в этой же гимназии.
Хотя перевод пока только на бумаге. А на деле им говорят, что для организации интегрированного образования нет денег.
Сроки освоения программного материала в специальных коррекционных учреждениях не совпадают с установленными сроками в общеобразовательной школе. И единственное в России издательство печатает учебники по системе Брайля с учетом программ спецшкол.
При этом семья в избытке может иметь то, что Наташе не надо. Так называемая индивидуальная система реабилитации обеспечивает инвалидов по зрению белой тростью для слепых и градусником с речевым выходом. А на это тоже уходят немалые государственные деньги. Системе не хватает гибкости и реально индивидуального подхода: одному хватит и трости, но другому нужны обучающие программы.
Вот образец ответа чиновников в кипе других, похожих как две капли воды: "Процесс интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в массовой общеобразовательной школе характеризуется тем, что потребности детей с ограниченными возможностями приводятся в соответствие с действующей системой образования, которая в целом остается неизменной. Действующее законодательство в области образования не предполагает обеспечение реабилитационными техническими средствами детей, интегрированных в массовую школу".
Отец написал президенту. Дмитрий Медведев поручил министерству образования и науки разобраться с проблемами Наташи Писаренко и проблемами обучения слепых детей в школах в целом. Как сообщила пресс-служба Кремля, министр обещал помочь. После этого закованная в инструкции система стала медленно проворачиваться лицом к отважной девочке, желающей учиться.
В кабинете директора гимназии состоялась встреча Наташи, ее родителей, сотрудника аппарата уполномоченного по правам ребенка и представителей министерства и городского управления образования. Они предложили компромисс: девочка будет получать дополнительное образование с дистанционной формой обучения, которое предусматривает оснащение центра специальным современным компьютерным комплексом. Но Наташа и родители категорически не хотят учиться на дистанции. Их цель — ходить в школу, как все обычные дети.
Дистанционное обучение пока опробовано только для людей с проблемами опорно-двигательного аппарата. Для слепых программы еще не разработаны.
В своем желании сдвинуть неповоротливую систему Николай Писаренко думает и о других детях, попавших в подобную ситуацию. В скольких семьях царит отчаяние, и на детей, которые не такие, как все, просто махнули рукой.
Сейчас Николай Писаренко готовит иск в суд — на министерство образования Ростовской области. На необеспечение Наташи оборудованием, позволяющим иметь полноценный доступ к среднему образованию. Он хочет одержать третью победу в борьбе за своего ребенка.
Комментарий консультанта Уполномоченного по правам ребенка в Ростовской области
— На ребенка, обучающегося в коррекционной школе-интернате, тратится примерно 200 тысяч рублей в год. А сколько — на того, кто учится в обычной школе? В среднем около 45 тысяч. Необходимо на уровне государства пересматривать нормативы и правовые документы.
Отец слепой девочки отстаивает права своего ребенка на образование
(в сокращенном варианте)
Ростовскую гимназию N 19 заканчивает слепая с рождения девочка Наташа Писаренко. Наташа учится в восьмом классе. Учится на "отлично". Весь день расписан: в семь утра подъем, обычная школа, потом музыкальная. В конкурсах участвует вместе со зрячими одноклассниками. И — побеждает.
Родители Наташи уверены, что всего этого бы не было, если бы дочь была оторвана от сверстников и полноценной жизни. Таким детям обычно предопределена одна дорога - в специнтернат для слепых в Новочеркасске. Но родители пошли в ближайшую к дому гимназию N19. Приняли. И это была первая победа.
Приняли на условиях домашнего обучения, Наташа могла ходить в школу. Но в то время трудно было спорить с системой образования. И родители просто попросили директора разрешить посещать каждый день школу.
Мама освоила азбуку Брайля, и каждый день от руки все эти годы переписывает учебники на понятный ее дочери язык. Вот уже 8 лет мама и Наташа сидят в классе за одной партой, и в дневниках у девочки одни "пятерки". И это — вторая их победа.
Наташа освоила компьютер, мобильный телефон и многие задания выполняет на ноутбуке. В школе к ней прекрасное отношение, всегда в курсе ее успехов и проблем директор гимназии. Но в рамках своих инструкций сама школа совершенно не готова к обучению "особенных" детей. Все, что удается Наташе Писаренко, получилось лишь благодаря удивительному самопожертвованию ее родителей. Как только вошло в обиход понятие "инклюзивное образование", отец начал писать обращения, с тем, чтобы Наташу перевели на такую форму обучения.
Всякий раз чиновники настойчиво напоминали, что Наташе нужно учиться в специнтернате для слепых. Некоторые вообще спрашивали: а что вы в обычной школе делаете? Правда, Наташа приказом переведена-таки на интегрированное образование в этой же гимназии.
Хотя перевод пока только на бумаге. А на деле им говорят, что для организации интегрированного образования нет денег.
Сроки освоения программного материала в специальных коррекционных учреждениях не совпадают с установленными сроками в общеобразовательной школе. И единственное в России издательство печатает учебники по системе Брайля с учетом программ спецшкол.
При этом семья в избытке может иметь то, что Наташе не надо. Так называемая индивидуальная система реабилитации обеспечивает инвалидов по зрению белой тростью для слепых и градусником с речевым выходом. А на это тоже уходят немалые государственные деньги. Системе не хватает гибкости и реально индивидуального подхода: одному хватит и трости, но другому нужны обучающие программы.
Вот образец ответа чиновников в кипе других, похожих как две капли воды: "Процесс интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в массовой общеобразовательной школе характеризуется тем, что потребности детей с ограниченными возможностями приводятся в соответствие с действующей системой образования, которая в целом остается неизменной. Действующее законодательство в области образования не предполагает обеспечение реабилитационными техническими средствами детей, интегрированных в массовую школу".
Отец написал президенту. Дмитрий Медведев поручил министерству образования и науки разобраться с проблемами Наташи Писаренко и проблемами обучения слепых детей в школах в целом. Как сообщила пресс-служба Кремля, министр обещал помочь. После этого закованная в инструкции система стала медленно проворачиваться лицом к отважной девочке, желающей учиться.
В кабинете директора гимназии состоялась встреча Наташи, ее родителей, сотрудника аппарата уполномоченного по правам ребенка и представителей министерства и городского управления образования. Они предложили компромисс: девочка будет получать дополнительное образование с дистанционной формой обучения, которое предусматривает оснащение центра специальным современным компьютерным комплексом. Но Наташа и родители категорически не хотят учиться на дистанции. Их цель — ходить в школу, как все обычные дети.
Дистанционное обучение пока опробовано только для людей с проблемами опорно-двигательного аппарата. Для слепых программы еще не разработаны.
В своем желании сдвинуть неповоротливую систему Николай Писаренко думает и о других детях, попавших в подобную ситуацию. В скольких семьях царит отчаяние, и на детей, которые не такие, как все, просто махнули рукой.
Сейчас Николай Писаренко готовит иск в суд — на министерство образования Ростовской области. На необеспечение Наташи оборудованием, позволяющим иметь полноценный доступ к среднему образованию. Он хочет одержать третью победу в борьбе за своего ребенка.
Комментарий консультанта Уполномоченного по правам ребенка в Ростовской области
— На ребенка, обучающегося в коррекционной школе-интернате, тратится примерно 200 тысяч рублей в год. А сколько — на того, кто учится в обычной школе? В среднем около 45 тысяч. Необходимо на уровне государства пересматривать нормативы и правовые документы.
Главное — погладить КОТА.