Re: Инклюзивное образование: Украина
[Re: Varuna] #1879229594 03.03.11 02:43
Где учатся дети-инвалиды? (в сокращении) /// 2006
Родители детей-инвалидов в нашей стране поставлены перед непростым выбором: отдать ребенка в интернат, оторвав его от семьи, либо оставить дома, дав ему любовь, но лишив квалифицированной помощи.
У инвалидов тоже имеется «выбор без выбора»: резервация дома или резервация в спецучреждении. Одинаково в Украине практически нет школ, куда может пойти учиться ребенок с особыми образовательными потребностями, такие дети и подростки почти не общаются со своими здоровыми ровесниками...
НА ОБОЧИНЕ ЖИЗНИ
Во времена Советского Союза у нас «не было» не только секса. Власть скрывала информацию о том, что в этой стране жили инвалиды, ведь такие люди никак не вписывались в стандарт «идеального общества».
К сожалению, сегодня существует тенденция рассматривать инвалидность как приговор – считается, что раз так сложилась судьба, человек не может рассчитывать на полноценное развитие по сугубо медицинским причинам. Им надо дать пенсию (исходя из возможностей нашей страны, очень небольшую) и медицинскую помощь (учитывая то, что эта сфера довольно успешно коммерциализируется, помощь условную). А дальше дети-инвалиды – это проблема их родителей, персонала интернатов и Пенсионного фонда.
Тем временем, в развитых странах инвалиды имеют не только право, но и возможность учиться в школах вместе со здоровыми детьми. Для нужд инвалидов приспособлен общественный транспорт, дома оборудованы так, чтобы человек на коляске мог легко заехать в аптеку, книжный магазина или кинотеатр.
Николай Сварник, председатель Коалиции защиты прав инвалидов и людей с интеллектуальной недостаточностью, является отцом ребенка с особыми потребностями. Он убежден, что такой ребенок может и должен быть счастливым. Помочь в этом ему должно общество, для которого пришло время стать более открытым для инвалидов.
РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА ЛЕГЧЕ ОТДАТЬ В ИНТЕРНАТ
По статистике, которую приводит в своем исследовании Фонд «Возрождение», больше половины детей-инвалидов обучаются в специальных учебных заведениях интернатного типа. За рубежом в таких школах находится 3-4 процента детей с тяжелейшими нарушениями. Другие же учатся в обычных школах, живут в семьях со своими родителями.
У родителей должен быть выбор – учить ребенка в специализированной школе или в обычной.
ПРИНЦЕССА НА КОЛЯСКЕ
Как чувствуют себя дети с особыми образовательными потребностями в обычной школе? Как рассказал Николай Сварник, чем раньше такой ребенок приходит в школьный класс, тем легче ему адаптироваться. В 1-3 классах адаптация происходит довольно легко – дети в этот период очень любознательные и демократичные, у них еще нет стойких предубеждений по поводу того, кто как выглядит, что умеет делать и чего не умеет. «У одних есть очки, у других – веснушки, у кого-то – смешные хвостики, – говорит Сварник, – то есть какого-то определенного стандарта нет, и отрицательно относиться к своему коллеге-инвалиду дети не будут». Надо лишь, чтобы таким же толерантным и добрым было и отношение учителей, ведь дети в этот период некоторым образом копируют взрослых. «Я знаю девочку, Машу, она закончила первый класс. Ребенок очень трудный, если выпадет из коляски, то самостоятельно подняться не сможет, но в коллективе детей она чувствует себя этакой маленькой принцессой. Я видел, как она торопила свою подружку, чтобы та быстрее выложила ей из портфеля нужные книжки, ведь вот-вот должен был начаться урок. Дети интересуются ее жизнью, их интригует то, что она может ездить на коляске».
Специалисты утверждают, что если ребенок с особыми потребностями учится в коллективе обычных здоровых детей, это положительно влияет как на детей-инвалидов (их развитие ускоряется, в будущем им легче стать полноценными членами общества), так и на других детей (они становятся более терпимыми, толерантными).
ШКОЛЫ ИНДОВАЗИЙНОЙ СИСТЕМЫ
В Киеве есть несколько школ – детских садов, где учатся дети-инвалиды. Как рассказала директор одной из таких школ, к ним приходят дети, больные церебральным параличом, с задержкой умственного развития, аутизмом, недостатками зрения и слуха. Дети ходят неполный день – кто на часок, кто на полдня. «Здоровые дети очень хорошо их воспринимают, дружат с ними, заботятся о них. У нас есть Саша, который практически не разговаривал, когда пришел к нам, а теперь общается с нами, рассказывает о себе, очень нуждается в любви. У Янчика с церебральным параличом прекрасные художественные способности, очень талантливый ребенок. С такими детьми очень интересно, но и сложно».
Как показал международный опыт, школы, приспособленные не только для «обычных» детей, но и для инвалидов, очень различаются. Целесообразно, чтобы в классе было не более трех учеников с особыми образовательными потребностями при общем количестве 20-25 человек. Учителю должны выделить помощника, который бы мог в любой момент помочь детям-инвалидам. Такие дети могут ходить не на все уроки. Так, например, вместо уроков физкультуры или математики они могут посещать логопедические занятия, бассейн, ходить на лечебную гимнастику. Кроме того, в школу периодически должны приходить специалисты, возможно, из реабилитационных центров, которые наблюдали бы за состоянием здоровья детей с особыми образовательными потребностями.
Школа должна быть соответственно оборудована – пандусы, отдельные кабинки в туалете с приспособлениями, помогающими ребенку самостоятельно встать с коляски, лифты.
Дети с недостатками опорно-двигательного аппарата вполне могут научиться компьютерной грамотности. Уже сейчас есть центры, предоставляющие услуги дистанционного образования для инвалидов. И даже содействуют трудоустройству своих выпускников.
Идею обучать детей-инвалидов в обычных школах только начинают обсуждать в нашем обществе. Существует много препятствий внедрению инклюзивного образования.
Люди часто делают шаг навстречу другим лишь тогда, когда их самых постигнет беда. Проблемами детей-инвалидов встревожены в первую очередь те, кого это затронуло лично. Мы стремимся построить демократическое общество, а это предусматривает не только равные возможности для всех, но и понимание, толерантность, желание что-то сделать для другого. Именно поэтому инклюзивное образование – это благородное дело, за которым будущее.
Родители детей-инвалидов в нашей стране поставлены перед непростым выбором: отдать ребенка в интернат, оторвав его от семьи, либо оставить дома, дав ему любовь, но лишив квалифицированной помощи.
У инвалидов тоже имеется «выбор без выбора»: резервация дома или резервация в спецучреждении. Одинаково в Украине практически нет школ, куда может пойти учиться ребенок с особыми образовательными потребностями, такие дети и подростки почти не общаются со своими здоровыми ровесниками...
НА ОБОЧИНЕ ЖИЗНИ
Во времена Советского Союза у нас «не было» не только секса. Власть скрывала информацию о том, что в этой стране жили инвалиды, ведь такие люди никак не вписывались в стандарт «идеального общества».
К сожалению, сегодня существует тенденция рассматривать инвалидность как приговор – считается, что раз так сложилась судьба, человек не может рассчитывать на полноценное развитие по сугубо медицинским причинам. Им надо дать пенсию (исходя из возможностей нашей страны, очень небольшую) и медицинскую помощь (учитывая то, что эта сфера довольно успешно коммерциализируется, помощь условную). А дальше дети-инвалиды – это проблема их родителей, персонала интернатов и Пенсионного фонда.
Тем временем, в развитых странах инвалиды имеют не только право, но и возможность учиться в школах вместе со здоровыми детьми. Для нужд инвалидов приспособлен общественный транспорт, дома оборудованы так, чтобы человек на коляске мог легко заехать в аптеку, книжный магазина или кинотеатр.
Николай Сварник, председатель Коалиции защиты прав инвалидов и людей с интеллектуальной недостаточностью, является отцом ребенка с особыми потребностями. Он убежден, что такой ребенок может и должен быть счастливым. Помочь в этом ему должно общество, для которого пришло время стать более открытым для инвалидов.
РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА ЛЕГЧЕ ОТДАТЬ В ИНТЕРНАТ
По статистике, которую приводит в своем исследовании Фонд «Возрождение», больше половины детей-инвалидов обучаются в специальных учебных заведениях интернатного типа. За рубежом в таких школах находится 3-4 процента детей с тяжелейшими нарушениями. Другие же учатся в обычных школах, живут в семьях со своими родителями.
У родителей должен быть выбор – учить ребенка в специализированной школе или в обычной.
ПРИНЦЕССА НА КОЛЯСКЕ
Как чувствуют себя дети с особыми образовательными потребностями в обычной школе? Как рассказал Николай Сварник, чем раньше такой ребенок приходит в школьный класс, тем легче ему адаптироваться. В 1-3 классах адаптация происходит довольно легко – дети в этот период очень любознательные и демократичные, у них еще нет стойких предубеждений по поводу того, кто как выглядит, что умеет делать и чего не умеет. «У одних есть очки, у других – веснушки, у кого-то – смешные хвостики, – говорит Сварник, – то есть какого-то определенного стандарта нет, и отрицательно относиться к своему коллеге-инвалиду дети не будут». Надо лишь, чтобы таким же толерантным и добрым было и отношение учителей, ведь дети в этот период некоторым образом копируют взрослых. «Я знаю девочку, Машу, она закончила первый класс. Ребенок очень трудный, если выпадет из коляски, то самостоятельно подняться не сможет, но в коллективе детей она чувствует себя этакой маленькой принцессой. Я видел, как она торопила свою подружку, чтобы та быстрее выложила ей из портфеля нужные книжки, ведь вот-вот должен был начаться урок. Дети интересуются ее жизнью, их интригует то, что она может ездить на коляске».
Специалисты утверждают, что если ребенок с особыми потребностями учится в коллективе обычных здоровых детей, это положительно влияет как на детей-инвалидов (их развитие ускоряется, в будущем им легче стать полноценными членами общества), так и на других детей (они становятся более терпимыми, толерантными).
ШКОЛЫ ИНДОВАЗИЙНОЙ СИСТЕМЫ
В Киеве есть несколько школ – детских садов, где учатся дети-инвалиды. Как рассказала директор одной из таких школ, к ним приходят дети, больные церебральным параличом, с задержкой умственного развития, аутизмом, недостатками зрения и слуха. Дети ходят неполный день – кто на часок, кто на полдня. «Здоровые дети очень хорошо их воспринимают, дружат с ними, заботятся о них. У нас есть Саша, который практически не разговаривал, когда пришел к нам, а теперь общается с нами, рассказывает о себе, очень нуждается в любви. У Янчика с церебральным параличом прекрасные художественные способности, очень талантливый ребенок. С такими детьми очень интересно, но и сложно».
Как показал международный опыт, школы, приспособленные не только для «обычных» детей, но и для инвалидов, очень различаются. Целесообразно, чтобы в классе было не более трех учеников с особыми образовательными потребностями при общем количестве 20-25 человек. Учителю должны выделить помощника, который бы мог в любой момент помочь детям-инвалидам. Такие дети могут ходить не на все уроки. Так, например, вместо уроков физкультуры или математики они могут посещать логопедические занятия, бассейн, ходить на лечебную гимнастику. Кроме того, в школу периодически должны приходить специалисты, возможно, из реабилитационных центров, которые наблюдали бы за состоянием здоровья детей с особыми образовательными потребностями.
Школа должна быть соответственно оборудована – пандусы, отдельные кабинки в туалете с приспособлениями, помогающими ребенку самостоятельно встать с коляски, лифты.
Дети с недостатками опорно-двигательного аппарата вполне могут научиться компьютерной грамотности. Уже сейчас есть центры, предоставляющие услуги дистанционного образования для инвалидов. И даже содействуют трудоустройству своих выпускников.
Идею обучать детей-инвалидов в обычных школах только начинают обсуждать в нашем обществе. Существует много препятствий внедрению инклюзивного образования.
Люди часто делают шаг навстречу другим лишь тогда, когда их самых постигнет беда. Проблемами детей-инвалидов встревожены в первую очередь те, кого это затронуло лично. Мы стремимся построить демократическое общество, а это предусматривает не только равные возможности для всех, но и понимание, толерантность, желание что-то сделать для другого. Именно поэтому инклюзивное образование – это благородное дело, за которым будущее.
Главное — погладить КОТА.