Re: Инклюзивное образование: география российского опыта
[Re: Varuna] #1879254733 05.03.11 20:13
В видеоконференции «Опыт включения детей с инвалидностью в общеобразовательную школу: Трудности и успехи », организованной в марте 2010 года ресурсным центром «Перспектива», участвовали педагоги из Казани, Ухты, Архангельска, Томска, Петрозаводска, Калининграда и Нижнего Новгорода. В этих городах эксперименты по обучению детей с физическими и умственными нарушениями в обычных школах идут в течение последних 2—5 лет.
Ребенок с инвалидностью должен начинать обучение в общеобразовательной школе после консультации психологов и педагогов. Специалисты проводят исследование особенностей познавательной деятельности и личности будущего первоклассника и обсуждают меры, необходимые для его адаптации в школе. Если ребенок не умеет выполнять инструкции учителя, то на занятиях в школе его должен сопровождать педагог-дефектолог. Если на уроке предстоит объяснение трудного материала, то с особыми учениками предварительно проводятся индивидуальные занятия по подготовке к овладению новой темой.
Специалисты подчеркивают, что устройство ребенка-инвалида в обычную школу не гарантирует усвоение им программы в полном объеме.
— Однако наш опыт показал, что на занятиях в общеобразовательной школе дети-инвалиды усваивают материал лучше, чем в коррекционной школе, — отметил британский эксперт, практикующий педагог, магистр психологии Кит Венабл, работающий над проблемами включения особых детей в обычные школы более 20 лет. — В то же время присутствие одноклассника-инвалида в классе не сказывается отрицательно на успеваемости прочих детей.
В «смешанных» школах необходимо уделять особое внимание профилактике детских конфликтов и жестокости. На уроках литературы эксперты предлагают уделять дополнительное время изучению произведений, герои которых обладают слабым здоровьем. На музыке подробнее остановиться на биографии Бетховена и Стиви Уандера. На занятиях по истории религий обратиться к библейским сюжетам о тяжело болеющих людях. А внеклассная работа может включать, к примеру, совместный поход в торговый центр. Задание детям: запомнить все препятствия, которые могут возникнуть во время путешествия у слепого или глухого человека, человека в инвалидной коляске. Затем обсудить результаты наблюдений в классе. Опытные педагоги советуют с самого начала найти среди детей добровольцев, которые будут помогать одноклассникам-инвалидам, поощрять такую помощь.
Ребенок с инвалидностью должен начинать обучение в общеобразовательной школе после консультации психологов и педагогов. Специалисты проводят исследование особенностей познавательной деятельности и личности будущего первоклассника и обсуждают меры, необходимые для его адаптации в школе. Если ребенок не умеет выполнять инструкции учителя, то на занятиях в школе его должен сопровождать педагог-дефектолог. Если на уроке предстоит объяснение трудного материала, то с особыми учениками предварительно проводятся индивидуальные занятия по подготовке к овладению новой темой.
Специалисты подчеркивают, что устройство ребенка-инвалида в обычную школу не гарантирует усвоение им программы в полном объеме.
— Однако наш опыт показал, что на занятиях в общеобразовательной школе дети-инвалиды усваивают материал лучше, чем в коррекционной школе, — отметил британский эксперт, практикующий педагог, магистр психологии Кит Венабл, работающий над проблемами включения особых детей в обычные школы более 20 лет. — В то же время присутствие одноклассника-инвалида в классе не сказывается отрицательно на успеваемости прочих детей.
В «смешанных» школах необходимо уделять особое внимание профилактике детских конфликтов и жестокости. На уроках литературы эксперты предлагают уделять дополнительное время изучению произведений, герои которых обладают слабым здоровьем. На музыке подробнее остановиться на биографии Бетховена и Стиви Уандера. На занятиях по истории религий обратиться к библейским сюжетам о тяжело болеющих людях. А внеклассная работа может включать, к примеру, совместный поход в торговый центр. Задание детям: запомнить все препятствия, которые могут возникнуть во время путешествия у слепого или глухого человека, человека в инвалидной коляске. Затем обсудить результаты наблюдений в классе. Опытные педагоги советуют с самого начала найти среди детей добровольцев, которые будут помогать одноклассникам-инвалидам, поощрять такую помощь.
Главное — погладить КОТА.