Re: Инклюзивное образование: как должны быть оборудованы инклюзивные школы
[Re: Varuna] #1880587420 15.08.11 18:13
Школьное оборудование для детей-инвалидов — необходимая составляющая инклюзивного образования,
открывающая детям с ограниченными возможностями путь к обучению вместе со своими сверстниками
Вход в школу
* Для детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата у входа в школу необходимо установить пандус.
* Пандус должен быть достаточно пологим (10—12 градусов), чтобы ребенок на коляске мог самостоятельно подниматься и спускаться по нему. Ширина пандуса должна быть не менее 90 см. Необходимыми атрибутами пандуса являются ограждающий бортик (высота — не менее 5 см) и поручни (высота — 50—90 см), длина которых должна превышать длину пандуса на 30 см с каждой стороны. Ограждающий бортик предупреждает соскальзывание коляски.
* Двери должны открываться в противоположную сторону от пандуса, иначе ребенок на коляске может скатиться вниз.
* Вход в школу рекомендуется оборудовать звонком для предупреждения охраны.
* Для детей-инвалидов по зрению крайние ступени лестницы при входе в школу необходимо покрасить в контрастные цвета. Лестницы в обязательном порядке должны быть оборудованы перилами. Дверь тоже необходимо сделать яркой контрастной окраски. На стеклянных дверях яркой краской должны быть помечены открывающиеся части.
Внутреннее пространство школы
* Коридоры по всему периметру школы необходимо оснастить поручнями.
* Ширина дверных проемов должна быть не менее 80—85 см, иначе человек на инвалидной коляске через нее не пройдет.
* Для того чтобы человек на коляске смог подняться на верхние этажи, в школьном здании должен быть предусмотрен хотя бы 1 лифт (возможно, понадобится ограничить доступ в него остальных учащихся), а также подъемники на лестницах.
* Если в школе есть телефон-автомат, его надо повесить на более низкую высоту, чтобы ребенок на инвалидной коляске смог им воспользоваться.
* Для детей-инвалидов по зрению необходимо предусмотреть разнообразное рельефное покрытие полов: при смене направления меняется и рельеф пола. Это может быть и напольная плитка и просто ковровые дорожки. Крайние ступени внутри школы, как и при входе, нужно покрасть в яркие контрастные цвета и оборудовать перилами. Названия классных кабинетов должны быть написаны на табличках крупным шрифтом контрастных цветов. Необходимо дублировать названия шрифтом Брайля.
Школьная раздевалка
* Детям-инвалидам нужно выделить зону в стороне от проходов и оборудовать ее поручнями, скамьями, полками и крючками для сумок и одежды и т. д. Также можно для этих целей выделить отдельную небольшую комнату.
Школьная столовая
* В столовой следует предусмотреть непроходную зону для учащихся-инвалидов.
* Ширину прохода между столами для свободного передвижения на инвалидной коляске рекомендуется увеличить до 1,1 м.
* Желательно, чтобы эти столы находились в непосредственной близости от буфетной стойки в столовой.
* В то же время нежелательно детей-инвалидов сажать в столовой отдельно от остальных одноклассников.
Школьный туалет
* В школьных туалетах надо предусмотреть 1 специализированную туалетную кабинку для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата (в том числе и инвалидов-колясочников) размерами не менее 1,65 м на 1,8 м. Ширина двери в специализированной кабине должна составлять не менее 90 см.
* В кабине рядом с одной из сторон унитаза должна быть предусмотрена свободная площадь для размещения кресла-коляски для обеспечения возможности пересадки из кресла на унитаз.
* Кабина должна быть оборудована поручнями, штангами, подвесными трапециями и т. д. Все эти элементы должны быть прочно закреплены.
* Не менее одной раковины в туалете следует предусмотреть на высоте 80 см от пола. Нижний край зеркала и электрического прибора для сушки рук, полотенце и туалетная бумага располагаются на такой высоте.
Спортивный зал
* Раздевалку, душевую и туалет при физкультурном зале для детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата также необходимо оборудовать широкими проходами и дверными проемами,
ширина которых должна быть не менее 90 см. Инвалидная коляска должна входить в душевую кабину целиком.
Школьная библиотека
* В читальном зале школьной библиотеки часть кафедры выдачи книг необходимо понизить до уровня не выше 70 см. Несколько столов также нужно сделать на такой высоте.
* Книги, находящиеся в открытом доступе, и картотеку рекомендуется располагать в пределах зоны досягаемости (вытянутой руки) человека на коляске, т. е. не выше 1,2 м при ширине прохода у стеллажей или у картотеки не менее 1,1 м.
Классные кабинеты
* В учебных классах ребенку-инвалиду необходимо дополнительное пространство для свободного перемещения.
* Минимальный размер зоны ученического места для ребенка на коляске (с учетом разворота инвалидной коляски) — 1,5 х 1,5 м.
* Детям-инвалидам с нарушениями опорно-двигательного аппарата около парты следует предусмотреть дополнительное пространство для хранения инвалидной коляски (если ребенок пересаживается с нее на стул), костылей, тростей и т.д.
* Ширина прохода между рядами столов в классе должна быть не менее 90 см.
* Такая же ширина должна быть у входной двери без порога.
* Желательно оставить свободным проход около доски, чтобы ребенок на коляске или на костылях смог спокойно перемещаться там.
* Если занятия проходят в классе, где доска или какое-либо оборудование находится на возвышении, это возвышение необходимо оборудовать съездом.
* Детям-инвалидам по зрению нужно оборудовать одноместные ученические места, выделенные из общей площади помещения рельефной фактурой или ковровым покрытием поверхности пола. Необходимо уделить внимание освещению рабочего стола, за которым сидит ребенок с плохим зрением и помнить, что написанное на доске нужно озвучивать для того, чтобы он смог получить информацию. Парта ребенка со слабым зрением должна находиться в первых рядах от учительского стола и рядом с окном. Когда используется лекционная форма занятий, учащемуся с плохим зрением или незрячему следует разрешить пользоваться диктофоном — это его способ конспектировать. Пособия, которые используются на разных уроках, должны быть не только наглядными, но и рельефными, чтобы незрячий ученик смог их потрогать.
* Детям-инвалидам по слуху необходимо оборудовать ученические места электроакустическими приборами и индивидуальными наушниками. Для того чтобы слабослышащие дети лучше ориентировались, в классе следует установить сигнальные лампочки, оповещающие о начале и конце уроков.
Территория школы
* Для обеспечения безопасности и беспрепятственного перемещения детей с инвалидностью по школьной территории следует предусмотреть ровное, нескользкое асфальтированное покрытие пешеходных дорожек.
* Имеющиеся на пути небольшие перепады уровней должны быть сглажены. Ребра решеток на пешеходных дорожках должны располагаться перпендикулярно направлению движения и на расстоянии друг от друга не более 1,3 см. В нескольких местах с бордюрного камня тротуара должен быть устроен съезд шириной не менее 90 см. Для этого рекомендуется покрыть поверхность дорожки направляющими рельефными полосами и яркой контрастной окраской. Оптимальными для маркировки считаются ярко-желтый, ярко-оранжевый и ярко-красный цвета.
Источник: http://inclusion.vzaimodeystvie.ru/news/kak-dolzhny-byt-oborudovany-inklyuzivnye-shkoly
открывающая детям с ограниченными возможностями путь к обучению вместе со своими сверстниками
Вход в школу
* Для детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата у входа в школу необходимо установить пандус.
* Пандус должен быть достаточно пологим (10—12 градусов), чтобы ребенок на коляске мог самостоятельно подниматься и спускаться по нему. Ширина пандуса должна быть не менее 90 см. Необходимыми атрибутами пандуса являются ограждающий бортик (высота — не менее 5 см) и поручни (высота — 50—90 см), длина которых должна превышать длину пандуса на 30 см с каждой стороны. Ограждающий бортик предупреждает соскальзывание коляски.
* Двери должны открываться в противоположную сторону от пандуса, иначе ребенок на коляске может скатиться вниз.
* Вход в школу рекомендуется оборудовать звонком для предупреждения охраны.
* Для детей-инвалидов по зрению крайние ступени лестницы при входе в школу необходимо покрасить в контрастные цвета. Лестницы в обязательном порядке должны быть оборудованы перилами. Дверь тоже необходимо сделать яркой контрастной окраски. На стеклянных дверях яркой краской должны быть помечены открывающиеся части.
Внутреннее пространство школы
* Коридоры по всему периметру школы необходимо оснастить поручнями.
* Ширина дверных проемов должна быть не менее 80—85 см, иначе человек на инвалидной коляске через нее не пройдет.
* Для того чтобы человек на коляске смог подняться на верхние этажи, в школьном здании должен быть предусмотрен хотя бы 1 лифт (возможно, понадобится ограничить доступ в него остальных учащихся), а также подъемники на лестницах.
* Если в школе есть телефон-автомат, его надо повесить на более низкую высоту, чтобы ребенок на инвалидной коляске смог им воспользоваться.
* Для детей-инвалидов по зрению необходимо предусмотреть разнообразное рельефное покрытие полов: при смене направления меняется и рельеф пола. Это может быть и напольная плитка и просто ковровые дорожки. Крайние ступени внутри школы, как и при входе, нужно покрасть в яркие контрастные цвета и оборудовать перилами. Названия классных кабинетов должны быть написаны на табличках крупным шрифтом контрастных цветов. Необходимо дублировать названия шрифтом Брайля.
Школьная раздевалка
* Детям-инвалидам нужно выделить зону в стороне от проходов и оборудовать ее поручнями, скамьями, полками и крючками для сумок и одежды и т. д. Также можно для этих целей выделить отдельную небольшую комнату.
Школьная столовая
* В столовой следует предусмотреть непроходную зону для учащихся-инвалидов.
* Ширину прохода между столами для свободного передвижения на инвалидной коляске рекомендуется увеличить до 1,1 м.
* Желательно, чтобы эти столы находились в непосредственной близости от буфетной стойки в столовой.
* В то же время нежелательно детей-инвалидов сажать в столовой отдельно от остальных одноклассников.
Школьный туалет
* В школьных туалетах надо предусмотреть 1 специализированную туалетную кабинку для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата (в том числе и инвалидов-колясочников) размерами не менее 1,65 м на 1,8 м. Ширина двери в специализированной кабине должна составлять не менее 90 см.
* В кабине рядом с одной из сторон унитаза должна быть предусмотрена свободная площадь для размещения кресла-коляски для обеспечения возможности пересадки из кресла на унитаз.
* Кабина должна быть оборудована поручнями, штангами, подвесными трапециями и т. д. Все эти элементы должны быть прочно закреплены.
* Не менее одной раковины в туалете следует предусмотреть на высоте 80 см от пола. Нижний край зеркала и электрического прибора для сушки рук, полотенце и туалетная бумага располагаются на такой высоте.
Спортивный зал
* Раздевалку, душевую и туалет при физкультурном зале для детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата также необходимо оборудовать широкими проходами и дверными проемами,
ширина которых должна быть не менее 90 см. Инвалидная коляска должна входить в душевую кабину целиком.
Школьная библиотека
* В читальном зале школьной библиотеки часть кафедры выдачи книг необходимо понизить до уровня не выше 70 см. Несколько столов также нужно сделать на такой высоте.
* Книги, находящиеся в открытом доступе, и картотеку рекомендуется располагать в пределах зоны досягаемости (вытянутой руки) человека на коляске, т. е. не выше 1,2 м при ширине прохода у стеллажей или у картотеки не менее 1,1 м.
Классные кабинеты
* В учебных классах ребенку-инвалиду необходимо дополнительное пространство для свободного перемещения.
* Минимальный размер зоны ученического места для ребенка на коляске (с учетом разворота инвалидной коляски) — 1,5 х 1,5 м.
* Детям-инвалидам с нарушениями опорно-двигательного аппарата около парты следует предусмотреть дополнительное пространство для хранения инвалидной коляски (если ребенок пересаживается с нее на стул), костылей, тростей и т.д.
* Ширина прохода между рядами столов в классе должна быть не менее 90 см.
* Такая же ширина должна быть у входной двери без порога.
* Желательно оставить свободным проход около доски, чтобы ребенок на коляске или на костылях смог спокойно перемещаться там.
* Если занятия проходят в классе, где доска или какое-либо оборудование находится на возвышении, это возвышение необходимо оборудовать съездом.
* Детям-инвалидам по зрению нужно оборудовать одноместные ученические места, выделенные из общей площади помещения рельефной фактурой или ковровым покрытием поверхности пола. Необходимо уделить внимание освещению рабочего стола, за которым сидит ребенок с плохим зрением и помнить, что написанное на доске нужно озвучивать для того, чтобы он смог получить информацию. Парта ребенка со слабым зрением должна находиться в первых рядах от учительского стола и рядом с окном. Когда используется лекционная форма занятий, учащемуся с плохим зрением или незрячему следует разрешить пользоваться диктофоном — это его способ конспектировать. Пособия, которые используются на разных уроках, должны быть не только наглядными, но и рельефными, чтобы незрячий ученик смог их потрогать.
* Детям-инвалидам по слуху необходимо оборудовать ученические места электроакустическими приборами и индивидуальными наушниками. Для того чтобы слабослышащие дети лучше ориентировались, в классе следует установить сигнальные лампочки, оповещающие о начале и конце уроков.
Территория школы
* Для обеспечения безопасности и беспрепятственного перемещения детей с инвалидностью по школьной территории следует предусмотреть ровное, нескользкое асфальтированное покрытие пешеходных дорожек.
* Имеющиеся на пути небольшие перепады уровней должны быть сглажены. Ребра решеток на пешеходных дорожках должны располагаться перпендикулярно направлению движения и на расстоянии друг от друга не более 1,3 см. В нескольких местах с бордюрного камня тротуара должен быть устроен съезд шириной не менее 90 см. Для этого рекомендуется покрыть поверхность дорожки направляющими рельефными полосами и яркой контрастной окраской. Оптимальными для маркировки считаются ярко-желтый, ярко-оранжевый и ярко-красный цвета.
Источник: http://inclusion.vzaimodeystvie.ru/news/kak-dolzhny-byt-oborudovany-inklyuzivnye-shkoly
Главное — погладить КОТА.