Re: Инклюзивное образование: Москва. Опыт разработки
[Re: Varuna] #1880639853 22.08.11 17:19
Из материалов заседания Правительства Москвы по проблемам детей-инвалидов
На заседании Правительства Москвы 12 февраля 2008 года состоялось обсуждение представленной Департаментом образования города Москвы подпрограммы «Совершенствование работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве на 2008—2009 годы».
С содокладом, содержащим предложения и замечания представителей различных общественных организаций инвалидов, выступил депутат Госдумы РФ, вице-президент Всероссийского общества слепых Олег Смолин.
Экспертизе в подпрограмме были подвергнуты следующие вопросы:
1. Межведомственные барьеры и межведомственное взаимодействие.
2. Профилактика инвалидности и снижение детской инвалидизации.
3. Финансирование на создание доступной среды, приобретение учебного и специального реабилитационного оборудования для учреждений образования.
4. Доступность образования для детей-инвалидов.
5. Соблюдение образовательных прав.
6. Информационная поддержка программы как создание благоприятной социальной среды для инвалидов и детей-инвалидов.
7. Кадровое сопровождение.
8. Трудовая и профессиональная реабилитация детей и молодёжи с ограниченными возможностями здоровья.
9. Система лечебно-оздоровительного отдыха, физкультуры и спорта (инваспорта).
На заседании Правительства Москвы 12 февраля 2008 года состоялось обсуждение представленной Департаментом образования города Москвы подпрограммы «Совершенствование работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве на 2008—2009 годы».
С содокладом, содержащим предложения и замечания представителей различных общественных организаций инвалидов, выступил депутат Госдумы РФ, вице-президент Всероссийского общества слепых Олег Смолин.
Экспертизе в подпрограмме были подвергнуты следующие вопросы:
1. Межведомственные барьеры и межведомственное взаимодействие.
2. Профилактика инвалидности и снижение детской инвалидизации.
3. Финансирование на создание доступной среды, приобретение учебного и специального реабилитационного оборудования для учреждений образования.
4. Доступность образования для детей-инвалидов.
5. Соблюдение образовательных прав.
6. Информационная поддержка программы как создание благоприятной социальной среды для инвалидов и детей-инвалидов.
7. Кадровое сопровождение.
8. Трудовая и профессиональная реабилитация детей и молодёжи с ограниченными возможностями здоровья.
9. Система лечебно-оздоровительного отдыха, физкультуры и спорта (инваспорта).
Показать скрытый текст
Наброски выступления Олега Николаевича Смолина
«Тема соответствует двум направлениям, которыми занимаюсь в Парламенте уже 18 лет. Первое — образование, второе — социальная защита инвалидов.
Я попросил проэкспертировать программу представителей различных общественных организаций инвалидов, поэтому высказываю не личное мнение, а обобщённое мнение этих организаций.
В целом программа производит хорошее впечатление, и среди её достоинств эксперты отмечают следующее:
1. Подпрограмма в значительной степени ориентирована на преодоление межведомственных барьеров и развитие межведомственного взаимодействия . В исполнители включены 9 департаментов и комитетов Правительства Москвы, префектуры административных округов, общественные организации .
2. Наличие мероприятий, направленных на профилактику инвалидности и снижение детской инвалидизации: развитие системы ранней коррекционной помощи, внедрение здоровьесберегающих технологий в образование, оздоровительные мероприятия. Очень ценно, что в результате реализации подпрограммы, к 2010 году в Москве будет полностью сформирована служба ранней помощи семьям, имеющим ребёнка с нарушениями развития или риском таких нарушений , и все московские дети от 2 месяцев до 5 лет, нуждающиеся в ранней помощи, смогут получить эту помощь в полном объёме (все 100 % нуждающихся — без очередей и промедлений ). В перспективе это должно привести к уменьшению количества детей-инвалидов и инвалидов с детства в городе. А это — несомненное социальное благо и долгосрочный экономический выигрыш.
Замечания экспертов по этой части касаются сроков начала ранней помощи — не 2 месяца, предлагается вместо этого — с момента обнаружения. Ограничения по здоровью могут быть выявлены и раньше.
3. Впечатляющие расходы на ремонт, укрепление материальной базы, установку лифтов и создание комфортных условий, приобретение учебного, компьютерного, реабилитационного оборудования для учреждений образования, в которых воспитываются и обучаются дети, нуждающиеся в особой заботе государства.
Перечисление достоинств можно было бы продолжать все отведённые пять минут, но вряд ли Правительство собралось для этого. Отдав должное разработчикам программы, которые, повторю, заслуживают всяческой поддержки, перейдём к замечаниям и предложения м.
Вот некоторые из них.
1. Исходя из текста подпрограммы, в Москве проживает более 26 тысяч детей-инвалидов. 70 %, то есть около 18,5 тысяч, включены в систему образования. Однако 30 % , а это почти 8 тысяч детей (точнее, 7 800 человек) — вообще не включены в системный образовательный процесс.
Как видно из подпрограммы, несмотря на большую работу проводимую в городе, четверть детей-инвалидов школьного возраста и почти две трети детей-инвалидов дошкольного возраста не получают образования.
Объясняется это состоянием их здоровья. Ещё в первой половине 17-го века великий педагог Ян Коменский был глубоко убеждён в возможности дать образование всем аномальным детям. Он писал: «Из человеческого образования нельзя исключить никого, кроме нечеловека». Сегодня в Москве мы почти на 8 тысяч детей отстали от прогрессивных представлений 17 века и от многих международных документов — принятых уже в 20-м веке Конвенции о правах ребёнка, Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования и других.
Значительная часть ответственности за это отставание лежит на медико-психолого-педагогических комиссиях, заключение которых «необучаем» лишает множество детей с ограниченными возможностями всяких социальных перспектив . Зачастую именно МППК становится первым источником дискриминации ребёнка с инвалидностью.
Имеется множество примеров, демонстрирующих необоснованность вынесенных МППК заключений о необучаемости ребёнка. Примеры домашнего воспитания и обучения детей, примеры работы негосударственных организаций, таких как «Даунсайд-ап» и «Центр лечебной педагогики», демонстрируют, что многие дети, носящие клеймо «необучаемый», на самом деле обучаются и зачастую делают значительные успехи.
Убеждён: нужно исходить из презумпции обучаемости всех детей без исключения, но в разной степени.
2. Последнее время во многих регионах мы наблюдаем нарушения образовательных прав детей с ограниченными возможностями здоровья, причём сразу по двум линиям:
— отказ в праве учиться вместе со здоровыми детьми в обычных образовательных учреждениях и в создании специальных образовательных условий ;
— расформирование существующих специальных образовательных учреждений в целях финансовой экономии .
Слава богу, ни одна из этих тенденций в московской подпрограмме не наблюдается. Наоборот, мы видим, с одной стороны, стремление сохранить действующие коррекционные учреждения, а с другой — направленность подпрограммы на интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья в общество.
В частности, подпрограммой предусмотрено значительное увеличение количества образовательных учреждений, приспособленных для работы с детьми-инвалидами, открытие для детей-инвалидов доступа в учреждения дополнительного образования и использование интеграционных возможностей этих учреждений, развитие партнёрства с общественными, некоммерческими и родительскими организациями.
В связи с этим считаем необходимым включить в основные цели подпрограммы создание условий для социальной интеграции детей данной категории, их воспитания в семье для получения ими образования в интегрированной (инклюзивной) форме по выбору родителей.
Для достижения указанных целей предлагаем включить в основные задачи подпрограммы развитие семейно ориентированной ранней помощи и интегрированного (инклюзивного) образования.
В связи с этим требуется разработка в рамках основных мероприятий подпрограммы соответствующих нормативно-правовых, организационно-методических механизмов, обеспечивающих развитие интегрированного (инклюзивного) образования и ранней помощи .
Как показывает мировой опыт, решение таких сложных задач невозможно без создания системы, обеспечивающей организационно-методическое сопровождение общеобразовательных учреждений и педагогов. В этих целях предлагаем создать ресурсные центры по поддержке детских садов и школ на базе ПМС центров и ввести в школах и детских садах соответствующую должность специалиста осуществляющего поддержку педагогов и совмещающего административно-организационные и методические функции.
3. Подпрограмма, как и программа в целом, явно нуждается в усилении информационной поддержки. Образно говоря, социальная среда будет тем теплее к инвалидам и детям-инвалидам, чем благоприятнее для них среда информационная . Передачи о достижениях инвалидов и детей-инвалидов важны не только для них, но и в не меньшей степени для здоровых людей. Поэтому необходимы специальные циклы передач на тех каналах, где учредителем выступает Правительство Москвы и рекомендации подобных циклов частным каналам, заинтересованным в дружбе с Правительством Москвы.
Между тем, закрыта программа «Право на надежду» на ТВ Центре, просим вернуть.
4. Кадровое сопровождение, а лучше сказать, кадровая основа подпрограммы. Сложив приведённые данные, мы получили 984 учреждения, которые занимаются обучением, воспитанием и реабилитацией детей-инвалидов.
Между тем, за два года предполагается подготовка, переподготовка и повышение квалификации двух тысяч специалистов дошкольного, школьного, специального и дополнительного образования, которые работают с такими детьми, т. е. примерно 2 специалиста на учреждение, не говоря уже о том, что специальные знания всё в большей степени нужны будут людям, работающим с детьми с ограничениями в обычных образовательных учреждениях. Считаем, что 2000 – это явно не достаточно. Просим рассмотреть возможность об увеличении этого показателя.
5. Проблема трудовой и профессиональной реабилитации детей и молодёжи с ограниченными возможностями здоровья. В подпрограмме она проработана слабее других. Хотя её решение заложено в городской целевой программе развития начального и среднего профобразования «Рабочие кадры». Для ребёнка-инвалида очень важно, чтобы в неё была вовлечена и общая образовательная школа.
В настоящее время профессиональной ориентацией школьников-инвалидов в коррекционных учреждениях по совместительству занимаются учителя-предметники, не имеющие точного представления о современном рынке труда и о многих современных профессиях. Нужно поощрять создание или восстановление школьных мастерских и ориентацию на рабочие профессии тех ребят, кто, скорее всего, не сможет получить высшего образования.
6. Очень ценно, что развитие системы лечебно-оздоровительного отдыха, физкультуры и спорта вынесено в отдельный раздел подпрограммы. К сожалению, системная работа по развитию детского инваспорта, подготовке тренерского состава, созданию параспортивных секций, групп и команд для детей-инвалидов на стадионах, в спортшколах, клубах и т. д. данной подпрограммой не предусмотрена.
Впереди Всемирные юношеские игры в Москве, впереди зимняя Параолимпиада 2014 года. Просим рассмотреть возможность расширения подпрограммы в этой части.
7. В подпрограмме предлагается обеспечить все школы для незрячих детей звуковоспроизводящей аппаратурой , и это правильно, но недостаточно. Необходима также современная реабилитационная компьютерная техника .
Такие предложения переданы нами в Департамент образования, мы надеемся на их поддержку.
8. Иногда проблемы возникают не из-за финансовой, а из-за сердечной недостаточности. Не буду предлагать, как это делается в странах Европы, чтобы в декаду инвалидов госслужащих ставили в положение инвалидов: кому-то глаза завязывали на день, кого-то в коляску сажали. Предлагаю, чтобы не только Лужков, Швецова и департамент защиты населения, но и представители всех департаментов города Москвы периодически появлялись на мероприятиях, проводимых инвалидами.
Ещё раз благодарю всех разработчиков программы, все департаменты и префектуры, принявшие участие в её разработке, в особенности департамент образования. Прошу поддержать программу и по возможности учесть наши предложения».
По окончании заседания Правительства Москвы подпрограмму отправили на ускоренную доработку сроком до трёх недель. Финансовая цена подпрограммы — около 3 млрд. рублей. Для сравнения, федеральное правительство отклонило проект закона об образовании инвалидов, пожалев на эти цели 2,4 млрд. рублей.
Источник: http://ssuvorova.livejournal.com/41483.html
Скрыть текст«Тема соответствует двум направлениям, которыми занимаюсь в Парламенте уже 18 лет. Первое — образование, второе — социальная защита инвалидов.
Я попросил проэкспертировать программу представителей различных общественных организаций инвалидов, поэтому высказываю не личное мнение, а обобщённое мнение этих организаций.
В целом программа производит хорошее впечатление, и среди её достоинств эксперты отмечают следующее:
1. Подпрограмма в значительной степени ориентирована на преодоление межведомственных барьеров и развитие межведомственного взаимодействия . В исполнители включены 9 департаментов и комитетов Правительства Москвы, префектуры административных округов, общественные организации .
2. Наличие мероприятий, направленных на профилактику инвалидности и снижение детской инвалидизации: развитие системы ранней коррекционной помощи, внедрение здоровьесберегающих технологий в образование, оздоровительные мероприятия. Очень ценно, что в результате реализации подпрограммы, к 2010 году в Москве будет полностью сформирована служба ранней помощи семьям, имеющим ребёнка с нарушениями развития или риском таких нарушений , и все московские дети от 2 месяцев до 5 лет, нуждающиеся в ранней помощи, смогут получить эту помощь в полном объёме (все 100 % нуждающихся — без очередей и промедлений ). В перспективе это должно привести к уменьшению количества детей-инвалидов и инвалидов с детства в городе. А это — несомненное социальное благо и долгосрочный экономический выигрыш.
Замечания экспертов по этой части касаются сроков начала ранней помощи — не 2 месяца, предлагается вместо этого — с момента обнаружения. Ограничения по здоровью могут быть выявлены и раньше.
3. Впечатляющие расходы на ремонт, укрепление материальной базы, установку лифтов и создание комфортных условий, приобретение учебного, компьютерного, реабилитационного оборудования для учреждений образования, в которых воспитываются и обучаются дети, нуждающиеся в особой заботе государства.
Перечисление достоинств можно было бы продолжать все отведённые пять минут, но вряд ли Правительство собралось для этого. Отдав должное разработчикам программы, которые, повторю, заслуживают всяческой поддержки, перейдём к замечаниям и предложения м.
Вот некоторые из них.
1. Исходя из текста подпрограммы, в Москве проживает более 26 тысяч детей-инвалидов. 70 %, то есть около 18,5 тысяч, включены в систему образования. Однако 30 % , а это почти 8 тысяч детей (точнее, 7 800 человек) — вообще не включены в системный образовательный процесс.
Как видно из подпрограммы, несмотря на большую работу проводимую в городе, четверть детей-инвалидов школьного возраста и почти две трети детей-инвалидов дошкольного возраста не получают образования.
Объясняется это состоянием их здоровья. Ещё в первой половине 17-го века великий педагог Ян Коменский был глубоко убеждён в возможности дать образование всем аномальным детям. Он писал: «Из человеческого образования нельзя исключить никого, кроме нечеловека». Сегодня в Москве мы почти на 8 тысяч детей отстали от прогрессивных представлений 17 века и от многих международных документов — принятых уже в 20-м веке Конвенции о правах ребёнка, Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования и других.
Значительная часть ответственности за это отставание лежит на медико-психолого-педагогических комиссиях, заключение которых «необучаем» лишает множество детей с ограниченными возможностями всяких социальных перспектив . Зачастую именно МППК становится первым источником дискриминации ребёнка с инвалидностью.
Имеется множество примеров, демонстрирующих необоснованность вынесенных МППК заключений о необучаемости ребёнка. Примеры домашнего воспитания и обучения детей, примеры работы негосударственных организаций, таких как «Даунсайд-ап» и «Центр лечебной педагогики», демонстрируют, что многие дети, носящие клеймо «необучаемый», на самом деле обучаются и зачастую делают значительные успехи.
Убеждён: нужно исходить из презумпции обучаемости всех детей без исключения, но в разной степени.
2. Последнее время во многих регионах мы наблюдаем нарушения образовательных прав детей с ограниченными возможностями здоровья, причём сразу по двум линиям:
— отказ в праве учиться вместе со здоровыми детьми в обычных образовательных учреждениях и в создании специальных образовательных условий ;
— расформирование существующих специальных образовательных учреждений в целях финансовой экономии .
Слава богу, ни одна из этих тенденций в московской подпрограмме не наблюдается. Наоборот, мы видим, с одной стороны, стремление сохранить действующие коррекционные учреждения, а с другой — направленность подпрограммы на интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья в общество.
В частности, подпрограммой предусмотрено значительное увеличение количества образовательных учреждений, приспособленных для работы с детьми-инвалидами, открытие для детей-инвалидов доступа в учреждения дополнительного образования и использование интеграционных возможностей этих учреждений, развитие партнёрства с общественными, некоммерческими и родительскими организациями.
В связи с этим считаем необходимым включить в основные цели подпрограммы создание условий для социальной интеграции детей данной категории, их воспитания в семье для получения ими образования в интегрированной (инклюзивной) форме по выбору родителей.
Для достижения указанных целей предлагаем включить в основные задачи подпрограммы развитие семейно ориентированной ранней помощи и интегрированного (инклюзивного) образования.
В связи с этим требуется разработка в рамках основных мероприятий подпрограммы соответствующих нормативно-правовых, организационно-методических механизмов, обеспечивающих развитие интегрированного (инклюзивного) образования и ранней помощи .
Как показывает мировой опыт, решение таких сложных задач невозможно без создания системы, обеспечивающей организационно-методическое сопровождение общеобразовательных учреждений и педагогов. В этих целях предлагаем создать ресурсные центры по поддержке детских садов и школ на базе ПМС центров и ввести в школах и детских садах соответствующую должность специалиста осуществляющего поддержку педагогов и совмещающего административно-организационные и методические функции.
3. Подпрограмма, как и программа в целом, явно нуждается в усилении информационной поддержки. Образно говоря, социальная среда будет тем теплее к инвалидам и детям-инвалидам, чем благоприятнее для них среда информационная . Передачи о достижениях инвалидов и детей-инвалидов важны не только для них, но и в не меньшей степени для здоровых людей. Поэтому необходимы специальные циклы передач на тех каналах, где учредителем выступает Правительство Москвы и рекомендации подобных циклов частным каналам, заинтересованным в дружбе с Правительством Москвы.
Между тем, закрыта программа «Право на надежду» на ТВ Центре, просим вернуть.
4. Кадровое сопровождение, а лучше сказать, кадровая основа подпрограммы. Сложив приведённые данные, мы получили 984 учреждения, которые занимаются обучением, воспитанием и реабилитацией детей-инвалидов.
Между тем, за два года предполагается подготовка, переподготовка и повышение квалификации двух тысяч специалистов дошкольного, школьного, специального и дополнительного образования, которые работают с такими детьми, т. е. примерно 2 специалиста на учреждение, не говоря уже о том, что специальные знания всё в большей степени нужны будут людям, работающим с детьми с ограничениями в обычных образовательных учреждениях. Считаем, что 2000 – это явно не достаточно. Просим рассмотреть возможность об увеличении этого показателя.
5. Проблема трудовой и профессиональной реабилитации детей и молодёжи с ограниченными возможностями здоровья. В подпрограмме она проработана слабее других. Хотя её решение заложено в городской целевой программе развития начального и среднего профобразования «Рабочие кадры». Для ребёнка-инвалида очень важно, чтобы в неё была вовлечена и общая образовательная школа.
В настоящее время профессиональной ориентацией школьников-инвалидов в коррекционных учреждениях по совместительству занимаются учителя-предметники, не имеющие точного представления о современном рынке труда и о многих современных профессиях. Нужно поощрять создание или восстановление школьных мастерских и ориентацию на рабочие профессии тех ребят, кто, скорее всего, не сможет получить высшего образования.
6. Очень ценно, что развитие системы лечебно-оздоровительного отдыха, физкультуры и спорта вынесено в отдельный раздел подпрограммы. К сожалению, системная работа по развитию детского инваспорта, подготовке тренерского состава, созданию параспортивных секций, групп и команд для детей-инвалидов на стадионах, в спортшколах, клубах и т. д. данной подпрограммой не предусмотрена.
Впереди Всемирные юношеские игры в Москве, впереди зимняя Параолимпиада 2014 года. Просим рассмотреть возможность расширения подпрограммы в этой части.
7. В подпрограмме предлагается обеспечить все школы для незрячих детей звуковоспроизводящей аппаратурой , и это правильно, но недостаточно. Необходима также современная реабилитационная компьютерная техника .
Такие предложения переданы нами в Департамент образования, мы надеемся на их поддержку.
8. Иногда проблемы возникают не из-за финансовой, а из-за сердечной недостаточности. Не буду предлагать, как это делается в странах Европы, чтобы в декаду инвалидов госслужащих ставили в положение инвалидов: кому-то глаза завязывали на день, кого-то в коляску сажали. Предлагаю, чтобы не только Лужков, Швецова и департамент защиты населения, но и представители всех департаментов города Москвы периодически появлялись на мероприятиях, проводимых инвалидами.
Ещё раз благодарю всех разработчиков программы, все департаменты и префектуры, принявшие участие в её разработке, в особенности департамент образования. Прошу поддержать программу и по возможности учесть наши предложения».
По окончании заседания Правительства Москвы подпрограмму отправили на ускоренную доработку сроком до трёх недель. Финансовая цена подпрограммы — около 3 млрд. рублей. Для сравнения, федеральное правительство отклонило проект закона об образовании инвалидов, пожалев на эти цели 2,4 млрд. рублей.
Источник: http://ssuvorova.livejournal.com/41483.html
Главное — погладить КОТА.