Между обоими лагерями христиан разгорелась нешуточная война за идео-логическое основание, на котором возникло христианство. Одни утверждали, что таковым был «богоизбранный народ», его Закон и Иегова. Другие утверждали – Новый Завет Христа, противоположный Ветхому Завету, считали Иегову (Йахве) заклятым врагом Света, а иудеев – его заблудшими последователями. Для одних Бог Иисус был рожден «богоизбранным народом» и повелел исполнять до йоты Закон Бога, дарованный этому народу, лишь
отменив некоторые устаревшие обряды и повелев поклоняться лично себе. Для других – Христос в самом мрачном и грешном месте планеты зажег свет для спасения человечества от царства тьмы.
Итог, как нам всем понятно даже глядя на православных местных участников, внутрицерковной борьбы за присутствие в христианстве иудаистского наследия известен – победили приверженцы Йахве.
Приверженцы той глупости, что Бог в Таннах и в Учении Христа - Один. Они даже название иудейскому священному Писанию дали - Ветхий мол завет, в противоположность Новому Завету (но старого Бога).
Конечно, это был длительный процесс, протекавший не одно столетие и включавший в свою орбиту громадное количество известных и безвестных участников. Таким образом, в лице иудо-христиан, Римская церковь даже при известной доле церковного антисемитизма могла получить против гностического христианства мощнейшую поддержку. Защищая свою иудаизированную догму, епископальная церковь тем самым защищала и ветхозаветный Закон и историческое иудейство.
Другим значительным преимуществом, какого ортодоксы церкви добивались благодаря иудаизации христианства, была легимитизация христианства как древнего культа. Поскольку власти преследовали прежде всего новоявленные религиозные секты, но вынуждены были разрешать древние культы, то заявление ортодоксов-христиан о том, что они и есть тот самый древний Израиль, ставило ортодоксальную церковь в явно более выгодное положение по сравнению с христианами, причастность к Израилю отвергавшими.
Я прошу выше назвынных иудо-христиан не путать с самыми ранними иудео-христианами, к которым относилась и родня Иисуса и его брат Иаков, глава палестинской общины.
Речь выше идет о вторичной иудаизации наследия Христа. Тертуллиан даже писал, будто иногда "иудеи предоставляли преследуемым христианам убежище в своих синагогах". Если в I веке иудеев и последователей Христа римские власти, скорее всего, не различали, а значит, одинаково плохо относились к тем и другим, то в конце II в. различие между ними уже стало явным. Как бы ни складывались в это время отношения христиан и
иудеев внутри и вокруг христианской церкви, но именно во время десятилетнего самовластия папы Виктора I (189 – 198) и двенадцатилетнего никчемного правления Коммода (180 – 192) развернулась бурная эпистолярная деятельность провинциального епископа Иринея Лионского.
Он и его единомышленники каким-то образом получили доступ к тайным гностическим текстам, идеи которых были похищены и извращены, новозаветные тексты перекомпонованы и подделаны, а послания апостольских мужей выдуманы. Конечно, Ириней был здесь далеко не первопроходцем. Уже за десятилетие до этого Маркион (как мы видели выше из моис ссылок) обвинял иудеев в подделке евангелий, «Деяний» и писем Павла, благодаря чему все они оказались переполненными чуждым христианству ветхозаветным духом и апелляциями к Ветхому Завету. Ириней это редактирование только довел до логического конца, хотя один он не смог бы
совершить такого значительного преобразования. Однако, обнаруживая явный «социальный заказ», прямую заинтересованность Римской церкви в создании идеологии, способной всех христиан Империи поставить под одно знамя римского епископата, вполне возможно предположить, что мощь столичной кафедры и возможность влиять на императора Коммода (или на его приспешников) обеспечили текстуальную реформу.
Впрочем, возможно, поддержанные всей мощью Римской церкви, опиравшиеся на еще мало известные среди прочих христиан тексты (похищенные у гностиков и подправленные под свою доктрину), отцы догматической церкви смогли склонить на свою сторону большинство необразованных христиан и победить рутинным количеством. Превращение при Константине христианства в государственную религию довершило это дело.
В качестве примера самовластия папы Виктора можно привести его спор о праздновании христианской Пасхи.
Очевидно, что Виктору было вполне по силам провести в жизнь новую церковную доктрину и навязать всем церквам отредактированные тексты Писания. В течение III в. свидетельства о подлинной истории христианства при уничтожении всяческой памяти о гностических церквах исчезли, а бесцветная, скудная и безжизненная историческая картина, нарисованная Иринеем Лионским, была впоследствии обогащена и
расцвечена фантазиями церковных историков. Как я отмечал выше уже, о том, что такая подмена не прошла незамеченной, рассказывает Евсевий. Им приводится фрагмент одного апологетического сочинения против еретиков. Еретики заявляли, что именно до Виктора Писания были другими и что в этой подмене виноват этот римский епископ:
В ответ на: И если в течение стольких лет провозглашаемо было мнение Церкви, то можно ли поверить, что жившие до Виктора учили так, как они говорят? Не совестно ли им возводить такую клевету на Виктора? Они ведь прекрасно знают, что сапожника Феодота, главу и отца этого богоотступнического учения, первого заявившего, что Христос – просто человек, Виктор отлучил от Церкви. Если бы Виктор, по их словам, придерживался их богохульного учения, разве отвергнул бы он Феодота, измыслившего эту ересь?…»
Именно эта цитата обличает как и Евсевия Кесарийского, ее автора - о котором все ученые говорят как о никудышном историке, а придворном теологе императора Константина, и самого папу Виктора, поскольку Иисуса "просто человеком" звали - как и говорил этот Феодот, сама семья Иисуса, первые последователи Иисуса иудео-христиане и как о человеке о Нем говорится в настоящем Евангелии от Матфея, написанном по арамейски (в Новом Завете приведено изначально написанное по гречески Евангелие от Матфея), а так же в Евангелии эбионитов (нищих). То есть задолго до Виктора и Евсевия - верить не надо, надо знать! Но как и сегодня на форуме, он знать не желал, а провозглашал: "они просто отвергли Закон и пророков и, объявив свое безбожное учение благодатным, дошли до "бездны" погибели», все как обычно.
Выше отмечалось, что период реформирования религиозной доктрины на базе догматики Иринея Лионского пришелся на время, когда Римская империя впала в полосу заметных неустройств и регрессии.
Мощная и единая Империя, одна вера и один Бог были призваны преодолеть череду ее неудач. Но вышло как всегда с ортодоксами, вместо единства они принесли усобицы и разделение внутри христиан, закономерным итогом распад государства:
В ответ на: Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит.
Этот процесс происходит и теперь, у всех нас на глазах и опять в расколе виноваты все, кто угодно, но только не сами раскольники.
"Благословен тот, кто распял мир и кто не дал миру распять его". 1-я Книга Иеу