И наш всеми любимый сибирский город богат учеными, посвятившими себя детальному изучению вопросов по происхождению христианства, первоначальному этапу развития христианства - называемого теперь гностицизмом, вопросам истории и переводам с греческого и коптского языков творений как ортодоксов, так и первоисточников античного христианства.
Одним из таких ученых, которым может по праву гордится Новосибирск, является Афонасин Евгений Васильевич - доктор философских наук, магистр искусств по специальности медиевистика, профессор Новосибирского государственного университета, главный научный сотрудник Института философии и права СО РАН. Главный редактор журнала ΣΧΟΛΗ. О нем и его работах можно прочесть на его страничке:
http://old.nsu.ru/classics/afonasin/index.htm
или страничке НГУ:
https://nsu.ru/ef/kafedra_ef_pravovogo___obespecheniya___rynochnoi___ekonomiki/afonasin_evgenii_vasil_evich
Я с большим удовольствием представляю его работу "Гнозис. Фрагменты и свидетельства":
http://old.nsu.ru/classics/gnosis/index.htm
в которой достаточно кратко описана внешняя фактура и проблематика явления. Много вниманию уделено известным еще из критических работ ересиологов типа Иринея или Епифания, так называемым "ересям" в христианстве и основным их представителям с научной точки зрения, а не догматического на них взгляда.
Предисловие с понятийным аппаратом и библиографией к работе приведу отдельно:
http://old.nsu.ru/classics/gnosis/aboutme.htm
Эта работа не так объемна, как предыдущие и я очень рекомендую ознакомиться с ней в качестве вводного материала к теме исследования. Она написана научным языком без доктринальных ругательств и шелухи.
На его страничке же находится его небольшая, промежуточная работа к ознакомлению:
"Гнозис в зеркале его критиков. Античный гностицизм в контексте платонической философии поздней античности": http://old.nsu.ru/classics/gnosis/interest.htm
Не могу не отметить, что Евгений Васильевич впервые, со времен искаженного доктринальной правкой перевода Н. Корсунского в 1892 году, перевел основополагающий труд Климента Александрийского (2-3 вв) - "Строматы. Гностические заметки в воспоминание об истинной философии":
http://old.nsu.ru/classics/stromateis/index.htm
Семь книг Стромат или "Ковров" не являются цельным трактатом. Скорее, их можно назвать собранием сочинений разных лет, своего рода Variorum, составленных и отредактированных самим автором. Текст Стромат обладает большой степенью повторяемости: одни и те же идеи, иногда почти буквально, встречаются в различных книгах, внутри одной книги или даже в пределах одной главы. Предметы, которых Климент касался в своих трудах, в основном связаны с представлениями о тайной жизни, тайном знании и эзотерической традиции этого знания, которая ведет к истинному гносису, который он противопоставляет различным вариантам ложного гносиса.
В ответ на: «По мере необходимости, гностик обращается к тому, что позволяет упражнять гносис, усваивая из каждой науки то, что ведет к истине. Так, изучая музыку, он постигает гармонические соотношения, посредством арифметики усматривает законы сложения и вычитания чисел, их взаимное отношение и то, как разнообразные вещи подпадают под одну и ту же пропорцию; посредством же геометрии он научается созерцать чистые сущности и постигает непрерывные протяженности и неподвижные тела, отличные от физических тел. А через науку астрономии, вознесшись разумом над землей, он поднимается к небесам и следует за их движением, исследуя вечные божественные явления и постигая их взаимное соотношение… Используя же диалектику гностик, вычленяя виды и роды, постигает разделение сущностей, дойдя до знания самых первых и наипростейших (Strom. VI, 80, 1–4)
«… философствующие эллины сознательно закрывают свои уши и не слышат истины … Эту чувственную и самолюбивую философию апостол называет “мудростью века сего”, поскольку учит она только об этом мире и о том, что в нем, во всем следуя указаниям тех, кто в этом мире правит. Поэтому эта частная философия очень элементарна, в то время как действительно совершенное знание выходит за пределы мира, обращаясь к умопостигаемому и более духовному … И не побоюсь сказать (ибо такова гностическая вера), что такой человек знает все и все понимает, достоверно схватывая то, что для нас труднодостижимо. Он есть подлинный гностик, и такими были Иаков, Петр, Иоанн, Павел и другие апостолы … Гносис ведь есть ни что иное, как нечто свойственное разумной душе, направленное на ее упражнение, чтобы благодаря гносису она смогла достигнуть причастности бессмертию (Strom. VI 67, 1 – 68,3)».
http://old.nsu.ru/classics/gnosis/ethics_gnosis.htm , прочтите пожалуйста эту выжимку! Вы будете поражены!
Это поистине масштабная работа, выполненная на высочайшем уровне (хоть и с небольшими замечаниями), к которой мы не раз еще вернемся во свидетельство истинному христианству, в доказательство тому, что гнозис это не пугало позднее, которым его оболгавшие ортодоксы (физически уничтожив и людей и их писания), пугают своих детей перед сном. А самое христианство и есть:
В ответ на: Истинный гностик, "образ и подобие Божие", именно таков. Подражая Богу, насколько это возможно, не пренебрегая ничем из того, что может усилить это подобие, он воздержен, постоянен, старается жить праведно, господствует над своими страстями, делится с другими тем, что имеет, по мере сил распространяя вокруг себя добро и словом и делом.
Тит Флавий Климент, святой и учитель христианской Церкви.