Сотериология Апостола была связана с пониманием необходимости спасения от несовершенства самого бытия. Растление и смерть при этом мыслится органическим атрибутом самого бытия.
Смерть – результат неустойчивой природы самого глиняного творения.
С этим же бытием и его атрибутом связаны космические покровители - Начала и Власти. Растление и смерть при этом является средством реализации их господства над глиняными телами.
Органический же атрибут Бытия мыслится апостолом, как враг Божий, истребление которого и являлось миссией Спасителя. Миссия же рассматривается в аспектах космологического события, когда покровители самого Бытия применяют рычаги своей власти к Спасителю, мучительно и позорно уничтожая его физически. Однако, воскресение Спасителя положило начало краху их глиняной империи праха и растления. Смерть и воскресение явилось реализацией предвечного Божьего плана.
Глиняный Адам являлся представителем и первенцем глиняной эры, эры смерти. Рождённые от Адама наследовали его смертную природу – "в Адаме все умирают". Однако Христос – начало новой эры, эона во Христе. Смерть - она всё ещё есть. Однако Христос воскресением попрал смерть, и Христовы, живя ещё в смертном теле, живут фактически в новом эоне. Они наследники и воскресения – "во Христе все оживут". Смерть и воскресение Христа начало необратимый процесс низвержения власти державы космических сил, разрушения их рычага правления над глиняным человечеством - смерти. Начала и Власти в слепоте применили свой рычаг правления к Спасителю, убив его распятием на кресте. Однако это, по предопределению премудрости Божьей, стало началом конца их эпохи, началом конца глиняного и лукавого эона. Последнее событие их империи, свидетельствующее о полном и окончательном низвержении связано с исчезновением основ реализации их правления – смерти.
Космические силы для Павла являются основой этого эона, началом этого мира, тогда как Христос – начало нового века, основа нового эона, грядущего мироздания, причастником которого является Церковь.
Анализируя провозглашаемые в Посланиях воззрения можно придти и к выводу, что апостол провозглашает радикальное переосмысление традиционных ценностей в основах мироздания.
Мироздание нынешнее - мироздание смерти и растления, органически связано с ветхой природой человечества, мыслится в единой связи с его активными силами – Началами и Властями и находится в противостоянии к миру Горнему, Божественному. Этот мир нищеты, его составляющие - ветхая природа, растление и смерть, в истоке восходят именно к своим первоосновам – Началам и Властям. Они его верховные владыки, они и основатели, несущие определённо функцию космических творцов. Представления же апостола лежат фактически в русле горшечной тематики противопоставления.
Отметим, что сами послания Павла не несут никакого термина демиурга - низшего творца, учения о котором впоследствии будут являться объектом идеологического противостояния ересиологов. Однако само представления демиурга и развитие соответствующих учений лежит в одной органической плоскости с воззрениями апостола, с его пониманием истока этого мира, находящегося вне Полноты и связанного со своими верховными основателями.
Следующим важным моментом является вопрос сферы базового происхождения воззрений апостола. Павел не опирается на некие эллинистические воззрения и концепции, его сотериология, теодицея и космологическая система обращается именно к Торе в весьма специфичной экзегезе. Так, Павел, открывая причину возникновения смерти, как инструмента реализации космический сил своей власти над человечеством, обращается к цитированию именно книги Бытия в истории сотворения человека из праха. Далее, религиозная история иудеев связана у апостола именно с космическими Началами и Властями, именно они распинают Спасителя. Сама же казнь – распятие на кресте, мыслится апостолом древним ритуалом повешения на древе. При этом Павел снова обращается к текстам Торы в специфической экзегезе, проводя отождествления Закона и проклятия, а распятия - с древним религиозным ритуалом. Павел видит в Законе и инструмент правления Начал и Властей. Более того, апостол недвусмысленно открывает, что вдохновителями и инициаторами повешения являются Начала м Власти, тогда как в той же Торе вдохновителем и инициатором повешения был сам Яхве. Именно "Яхве Элохим" второй главы Бытия и являются самими космическими силами, прародителями смерти и началом мира бытия праха, от которого и происходит искупление.
Опровергаемые уже во втором столетии ортодоксальными апологетами учения и воззрения принципиально имеют в своей первооснове общие фундаментальные моменты с отражёнными в Посланиях представлениями апостола, а также общую понятийную систему. При этом Послания являются самыми ранними документами, в которых эти термины встречаются. Сами же апостольские представления не находили понимания у апологетов.
И здесь можно привести весьма примечательный пример манипуляции, который я обещал, когда Ириней Лионский в своей полемике весьма оригинально пытался истолковать пресловутый стих из 2-го Послания Коринфянам 4-ой главы через родственную ему идейно космологическую призму:
В ответ на: Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого.
(2Кор.4:3,4 СП)
Вот что этот "ересиолог" пишет в своем программном труде "ПРОТИВ ЕРЕСЕЙ", книга третья, глава VII:
В ответ на: "Что касается того, что они говорят, будто Павел во втором (послании) к коринфянам ясно сказал: У которых Бог века сего ослепил умы неверующих (2 Кор. 4, 4), и будто иной есть Бог века сего, и иной Тот, Который выше всякого господства, начальства и власти; то мы не виноваты, если присвояющие себе знание таинств вышебожественных не умеют даже читать Павла. Ибо, если кто сообразно с обычаем Павла, который, как я доказал в ином месте и многими примерами, употребляет перестановку слов, прочитает это место так: "у которых Бог" отделит и, несколько остановившись потом, остальное прочитает вместе за одно "века сего ослепил умы неверующих", то найдет истинный смысл, так что выйдет мысль: "Бог ослепил умы неверующих века сего".
Чувствуете опять красоту?! Следите что называется за руками!)
Ириней был настоящий Мастер переставлять буковки и извращать смысл до противоположного! Прекрасная иллюстрация, которая показывает непонимание в некоторой степени дуалистического воззрения по причине иного идейного фона. Остается только догадываться, каким образом использовать придыхание, что бы ту же "операцию" проделать с "Началом сего мира" из Евангелия от Иоанна.

"Благословен тот, кто распял мир и кто не дал миру распять его". 1-я Книга Иеу