Ересь гностицизма и .....
[Re: Pravsib] #2030741911 04.12.18 12:34
Итак, в тексте Евангелия Истины неоднократно подчеркивается, что Отец только сам может дать себе Имя, через которое он предстает существующим в мире, причем это Имя не состоит из букв и слов, а конкретно явлено во Христе, который, выйдя из не-сущего Отца, дает людям знание о нем. В других источниках ранних христиан говорится, что Христос есть "совокупный Плод Полноты", Разум Отца.
"Потому-то Он и вынес Сего, чтобы Он рассказал об области и Своем месте покоя, из которого Он вышел, и прославил полноту, величие Своего имени и сладость Отца. Он расскажет каждому о том месте, из которого Он вышел..» В этом Миссия Христа. Имена всех истинно живущих и достойных спасения содержатся во Христе как Имени Отца, образуют в нем «живую Книгу живых», и только тот, кто найдет свое имя в этой книге и ответит на призыв Отца, только тот познает Отца и будет спасен, возвратившись в его полноту. "Они познали – они были познаны; они были прославлены – она прославили. Явилась в их сердце живая Книга живых, та, которая записана в Мысли и Уме Отца."
Интересен и аспект христологии Евангелия Истины – это факт распятия и смерти Иисуса Христа. Очевидно, что эта часть истории Иисуса не играет в гностическом христианстве такой же центральной роли, как в ортодоксальной традиции, где и спасение, и грядущее воскресение обусловлено актом смерти и воскресения Христа (актом «искупления» первородного греха). В последовательной пантеистической метафизике Евангелия Истины «отпадение» мира от не-сущего Бога, точнее, возникновение метафизической «границы» между миром и Богом связано исключительно с тем, что мир существует и поэтому для него не-сущий Бог становится недоступным, недостижимым. Но акт прихода мира к существованию не связан с «грехом» людей, о чем я говорил выше. Поэтому Христу нечего «искупать», он приходит в мир, чтобы явить Имя Бога,
т. е. принести миру утраченное им знание о Боге. Именно через знание, принесенное Христом, все, имеющие исток в Отце, могут познать его и вернуться к нему, т. е. восстановить полноту своего единства-тождества с Отцом. В Евангелии Истины дается два различных объяснения смерти Иисуса.
В первом случае смерть Христа объясняется как «месть» «заблуждения», выступающего в качестве негативной основы существующего мира. «Он <Христос> просветил их, Он дал (им) путь; путь же – это истина, о которой Он наставил их. Поэтому оно разъярилось на Него, заблуждение, оно преследовало Его, оно мучило Его, оно обессилело. Он был распят на древе, Он стал плодом познания Отца <...>» [с. 96]. Здесь подчеркивается самостоятельность и сила «заблуждения», и, значит, неиллюзорность существования мира, «отпавшего» от Бога.
Второй вариант объяснения более сложен. Смерть Христа, оказывается, была необходима для того, чтобы он смог явить Книгу живых, открыть ее тем, кто имеет имя и должен найти свое имя в этой Книге ради спасения.
Как сказано в приведенном выше фрагменте, Книга живых была «оставлена Тому, кто возьмет ее и будет убит». «Поэтому милосердный (и) верный, Иисус, претерпел, принимая страдания, пока не взял эту Книгу, поскольку Он знает, что смерть Его жизнь для многих». Далее еще раз утверждается то же самое: «...Он явился, Иисус, Он облекся этой Книгой, Он был распят на древе, Он вывесил повеление Отца на кресте» [с.97]
Книга живых несет каждому человеку его имя-призыв, откликаясь на который человек должен познать Отца
через познание себя. В работе Ганса Йонаса "Гностицизм", выше, этому Зову посвящено много внимания.
Принцип самопознания как главной формы познания Отца является одним из главных для гностического христианства, в Евангелии Истины об этом говорится достаточно ясно:
«Займитесь сами собой, не занимайтесь другими, то есть теми, кого вы изгнали от себя. <...> Творите же волю Отца, ибо вы от Него, ибо Отец сладок и в воле Его то, что благо. Он познал принадлежащее вам, чтобы вы успокоились на нем, ибо по плодам познается то, что принадлежит вам» [с.103].
Теперь перейдем к главному, о чем говорится в Евангелии Истины - принципиальном различие в понимании Христа-Логоса в ортодоксальной и гностической традициях.
В ортодоксально-церковном образе Христа-Логоса главным является его понимание как Творца мира, в этом качестве он почти сливается с Богом-Отцом и абсолютно противопоставляется земному человеку.
Вторая функция Христа – понимание его как Искупителя людских грехов. В итоге, ортодоксальная христология представляет собой набор очень искусственных и непонятных тезисов, начиная с самого искусственного и самого непонятного – христологического догмата. В гностической версии раннего христианства концепция Христа-Логоса, на первый взгляд, также приводит к его отделению от обычных людей. Однако Евангелие
Истины наглядно показывает, что эта тенденция не доходила здесь до тех крайностей, которые были характерны для ортодоксальной традиции. Христос не имеет отношения к акту творения мира, поэтому он не противопоставлен обычным людям. Более того, главным в его образе оказывается его кенозис: он принимает смертную человеческую природу, чтобы наглядно явить истину о человеке – истину о непосредственной связи с Отцом каждого человека. Являясь Именем Отца, он несет истину об Отце, но в своей главной части эта истина оказывается истиной о самом человеке, тождественном в определенном смысле Отцу.
Здесь мы подходим к самому главному принципу гностического христианства, резко отличающему его от победившей в истории ортодоксальной традиции. Этим главным принципом является единство, точнее, даже
единство-тождество Бога и Человека.
Абсолют «в себе» не допускает никакого познания и описания, поскольку он находится за гранью всего существующего и для нашего мира выступает в качестве (Божественного) Ничто. Но после того как из него путем эманации проистекает существующий мир, он сознательно являет себя в мире в форме
существующего Бога-Отца. Я приведу обширную цитату из Апокрифа от Иоанна:
Это и есть Христос как универсальный, абсолютный человек; любой другой человек оказывается таким же точно явлением Бога, только в неполной и несовершенной форме, в отличие от Христа, пока, познав себя, не Родится Свыше от Христа. Духа Божия. Выше я привел очень трудный момент, где соединены воедино творение Христа-помазанника Провидением (Метропатором) и Незримым Духом, как Единородного Сына, Аутогена, хоть и не равного Отцу (!!! ересь "арианства", за три столетия до Ария.., ведь у ортодоксов Сын равен Отцу)) и Слова. Это прообраз Троицы христианства Незримый Дух - Мать (Первомысль Незримого Духа) - Сын Христос помазанник благом Незримого Духа.
Нужно отметить, что основа для такого понимания Христа содержится в Евангелии от Иоанна, которое многие исследователи считают важным источником гностической версии христианства [Афонасин, 2002, с. 119–120]. Действительно, в Евангелии от Иоанна Христос постоянно говорит и о своем неразрывном единстве с Отцом
и о единстве-тождестве со своими учениками, а через них и со всеми людьми. «Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела» (Ин. 14:10). «Еще немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить. В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас» (Ин. 14:19–20). «И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино.
Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня» (Ин.14:22–23). В начале Евангелия от Иоанна Христос говорит о том, что он находится в единстве-тождестве с Богом-Отцом; чем ближе момент расставания Христа с учениками, тем чаще он повторяет тезис о своем единстве-тождестве с учениками и всеми верующими в него.
Приведенные выше слова из Ин. 14:23 имеют особенно важный смысл: в них утверждается не просто единство Бога, Иисуса и его учеников, но имманентность Иисуса Богу-Отцу, а учеников Иисусу, т. е. имманентность человека Богу.
Да, знаю, материал трудный - а вы думали, нужно просто верить, что Христос две тысячи лет умер за наши грехи и можно дальше весело проводить время, во грехах, иногда каясь, покупая свечи и крестясь? Нет.
"Потому-то Он и вынес Сего, чтобы Он рассказал об области и Своем месте покоя, из которого Он вышел, и прославил полноту, величие Своего имени и сладость Отца. Он расскажет каждому о том месте, из которого Он вышел..» В этом Миссия Христа. Имена всех истинно живущих и достойных спасения содержатся во Христе как Имени Отца, образуют в нем «живую Книгу живых», и только тот, кто найдет свое имя в этой книге и ответит на призыв Отца, только тот познает Отца и будет спасен, возвратившись в его полноту. "Они познали – они были познаны; они были прославлены – она прославили. Явилась в их сердце живая Книга живых, та, которая записана в Мысли и Уме Отца."
Интересен и аспект христологии Евангелия Истины – это факт распятия и смерти Иисуса Христа. Очевидно, что эта часть истории Иисуса не играет в гностическом христианстве такой же центральной роли, как в ортодоксальной традиции, где и спасение, и грядущее воскресение обусловлено актом смерти и воскресения Христа (актом «искупления» первородного греха). В последовательной пантеистической метафизике Евангелия Истины «отпадение» мира от не-сущего Бога, точнее, возникновение метафизической «границы» между миром и Богом связано исключительно с тем, что мир существует и поэтому для него не-сущий Бог становится недоступным, недостижимым. Но акт прихода мира к существованию не связан с «грехом» людей, о чем я говорил выше. Поэтому Христу нечего «искупать», он приходит в мир, чтобы явить Имя Бога,
т. е. принести миру утраченное им знание о Боге. Именно через знание, принесенное Христом, все, имеющие исток в Отце, могут познать его и вернуться к нему, т. е. восстановить полноту своего единства-тождества с Отцом. В Евангелии Истины дается два различных объяснения смерти Иисуса.
В первом случае смерть Христа объясняется как «месть» «заблуждения», выступающего в качестве негативной основы существующего мира. «Он <Христос> просветил их, Он дал (им) путь; путь же – это истина, о которой Он наставил их. Поэтому оно разъярилось на Него, заблуждение, оно преследовало Его, оно мучило Его, оно обессилело. Он был распят на древе, Он стал плодом познания Отца <...>» [с. 96]. Здесь подчеркивается самостоятельность и сила «заблуждения», и, значит, неиллюзорность существования мира, «отпавшего» от Бога.
Второй вариант объяснения более сложен. Смерть Христа, оказывается, была необходима для того, чтобы он смог явить Книгу живых, открыть ее тем, кто имеет имя и должен найти свое имя в этой Книге ради спасения.
Как сказано в приведенном выше фрагменте, Книга живых была «оставлена Тому, кто возьмет ее и будет убит». «Поэтому милосердный (и) верный, Иисус, претерпел, принимая страдания, пока не взял эту Книгу, поскольку Он знает, что смерть Его жизнь для многих». Далее еще раз утверждается то же самое: «...Он явился, Иисус, Он облекся этой Книгой, Он был распят на древе, Он вывесил повеление Отца на кресте» [с.97]
Книга живых несет каждому человеку его имя-призыв, откликаясь на который человек должен познать Отца
через познание себя. В работе Ганса Йонаса "Гностицизм", выше, этому Зову посвящено много внимания.
Принцип самопознания как главной формы познания Отца является одним из главных для гностического христианства, в Евангелии Истины об этом говорится достаточно ясно:
«Займитесь сами собой, не занимайтесь другими, то есть теми, кого вы изгнали от себя. <...> Творите же волю Отца, ибо вы от Него, ибо Отец сладок и в воле Его то, что благо. Он познал принадлежащее вам, чтобы вы успокоились на нем, ибо по плодам познается то, что принадлежит вам» [с.103].
Теперь перейдем к главному, о чем говорится в Евангелии Истины - принципиальном различие в понимании Христа-Логоса в ортодоксальной и гностической традициях.
В ортодоксально-церковном образе Христа-Логоса главным является его понимание как Творца мира, в этом качестве он почти сливается с Богом-Отцом и абсолютно противопоставляется земному человеку.
Вторая функция Христа – понимание его как Искупителя людских грехов. В итоге, ортодоксальная христология представляет собой набор очень искусственных и непонятных тезисов, начиная с самого искусственного и самого непонятного – христологического догмата. В гностической версии раннего христианства концепция Христа-Логоса, на первый взгляд, также приводит к его отделению от обычных людей. Однако Евангелие
Истины наглядно показывает, что эта тенденция не доходила здесь до тех крайностей, которые были характерны для ортодоксальной традиции. Христос не имеет отношения к акту творения мира, поэтому он не противопоставлен обычным людям. Более того, главным в его образе оказывается его кенозис: он принимает смертную человеческую природу, чтобы наглядно явить истину о человеке – истину о непосредственной связи с Отцом каждого человека. Являясь Именем Отца, он несет истину об Отце, но в своей главной части эта истина оказывается истиной о самом человеке, тождественном в определенном смысле Отцу.
Здесь мы подходим к самому главному принципу гностического христианства, резко отличающему его от победившей в истории ортодоксальной традиции. Этим главным принципом является единство, точнее, даже
единство-тождество Бога и Человека.
Абсолют «в себе» не допускает никакого познания и описания, поскольку он находится за гранью всего существующего и для нашего мира выступает в качестве (Божественного) Ничто. Но после того как из него путем эманации проистекает существующий мир, он сознательно являет себя в мире в форме
существующего Бога-Отца. Я приведу обширную цитату из Апокрифа от Иоанна:
"Все вещи", которые созданы Христом - это Полнота истинного Бытия, Плерома в Уме Отца, а не наш мир. "Это пятерица эонов Отца, который есть первый Человек, образ незримого Духа; это Пронойа, то есть Барбело: мысль, и предвидение, и нерушимость, и вечная жизнь, и истина. Это пятерица эонов андрогинных, то есть десятерица эонов, то есть Отец"...
"И он (Незримый Дух, Абсолют) взглянул на Барбело (Первомысль Свою, Провидение всего) светом чистым, который окружает незримый Дух, и его блеском, и она понесла от него. И он породил Искру Света светом блаженного образа. Но это не было равным его величию. Это был единородный Метропатора (Христос), тот, что открылся;... И он помазал его своим благом, пока он не стал совершенным, не нуждавшимся ни в каком благе, ибо он помазал его [благом] незримого Духа... И он (сын) попросил дать ему сотоварища по труду, то есть Ум, и он (Дух) согласился. Когда же незримый Дух согласился, Ум обнаружился и предстал близ Христа (или: блага ) и восхвалил его и Барбело. Все они стали существовать в молчании. И Ум захотел выполнить дело через слово незримого Духа. И его воля стала делом, и оно обнаружилось близ Ума; и свет восхвалил его. И Слово последовало за волей. Ибо словом Христос, божественный Аутоген, создал все вещи. И вечная жизнь, и его воля, и ум, и предвидение предстали и восхвалили незримый Дух и Барбело, ибо из-за нее все они стали существовать".
Это и есть Христос как универсальный, абсолютный человек; любой другой человек оказывается таким же точно явлением Бога, только в неполной и несовершенной форме, в отличие от Христа, пока, познав себя, не Родится Свыше от Христа. Духа Божия. Выше я привел очень трудный момент, где соединены воедино творение Христа-помазанника Провидением (Метропатором) и Незримым Духом, как Единородного Сына, Аутогена, хоть и не равного Отцу (!!! ересь "арианства", за три столетия до Ария.., ведь у ортодоксов Сын равен Отцу)) и Слова. Это прообраз Троицы христианства Незримый Дух - Мать (Первомысль Незримого Духа) - Сын Христос помазанник благом Незримого Духа.
Нужно отметить, что основа для такого понимания Христа содержится в Евангелии от Иоанна, которое многие исследователи считают важным источником гностической версии христианства [Афонасин, 2002, с. 119–120]. Действительно, в Евангелии от Иоанна Христос постоянно говорит и о своем неразрывном единстве с Отцом
и о единстве-тождестве со своими учениками, а через них и со всеми людьми. «Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела» (Ин. 14:10). «Еще немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить. В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас» (Ин. 14:19–20). «И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино.
Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня» (Ин.14:22–23). В начале Евангелия от Иоанна Христос говорит о том, что он находится в единстве-тождестве с Богом-Отцом; чем ближе момент расставания Христа с учениками, тем чаще он повторяет тезис о своем единстве-тождестве с учениками и всеми верующими в него.
Приведенные выше слова из Ин. 14:23 имеют особенно важный смысл: в них утверждается не просто единство Бога, Иисуса и его учеников, но имманентность Иисуса Богу-Отцу, а учеников Иисусу, т. е. имманентность человека Богу.
Да, знаю, материал трудный - а вы думали, нужно просто верить, что Христос две тысячи лет умер за наши грехи и можно дальше весело проводить время, во грехах, иногда каясь, покупая свечи и крестясь? Нет.
"Благословен тот, кто распял мир и кто не дал миру распять его". 1-я Книга Иеу