Советская Сибирь, №261, 18.11.1922, суббота

Театр и искусство

„Русалка", опера в 6 картинах муз. А. С Даргомыжского на текст А.С. Пушкина.

В среду 15-го ноября в Рабочем дворце сибирский государственный театр музыкальной драмы дал первую свою постановку „Русалку".

Для Новониколаевска это звучит гордо и не привычно радостно.

До сих пор ему проходилось довольствоваться отдельными сценами из опер "под рояль", без хора.

Не удивительно, что театр был переполнен.

И стены преображенского до неузнаваемости здания, украшенные росписям под Билибина и древне-русским орнаментом, наверное с жутким удивлением смотрели на пестрые людские потоки.

Название «музыкальной драмы» вместо "оперы" обязывает ко многому.

Невольно вспоминается Петербургская музыкальная драма, возникшая в 1913 г., которая залила условную оперную сцену зноем южного солнца („Аида"), показала мерцанье лунного света в переливах далёкого моря («Сказка Гофмана»), осенней предутренней мглой окутала сцену дуэли в „Евгений Онегине", которая оживила мертвую оперную толпу и изжила ложные приемы игры оперных артистов.

Но подходить с высокими требованиями к Новониколаевской опере было бы элементарно несправедливо.

На маленькой сцене, где с трудом движется хор, трудно дать захватывающее музыкально-зрительные ансамбли.

И всё же постановка дала, не считая небольших недочетов, возможный в наличных технических условиях максимум эстетических переживаний.

Исполнение для провинциальной сцены приличное.

Не вдаваясь в подробную оценку игры каждого исполнителя отметим только незаурядное дарование безусловно большой артистки А. Н. Балановской (Наташа).

У нее ясная дикция, великолепны верхний а нижний регистр, каждая ее музыкальная фраза насыщена живой эмоциональной силой она умеет вызывать у слушателей музыкальный захват, когда в звуковых волнах растворяется внешний мир и весь зал слагается в единую музыкальную напряженность.

Остальные исполнители были:

- И. И. Березняговский (мельник)
- С. Д. Лебедев (князь),
- А. В. Пешехонова (княгиня)
- Е. В. Радомская (Ольга),
- Н. М. Андреев (сват), и
- Н. Г. Толстихин (ловчий).

Сильной стороной оперы является хор—особенно женский, он далеко выдается дисциплинированностью и уверенностью из обычного провинциального уровня.

К сожалению, нельзя этого сказать про оркестр, ему не хватает мощности, мало скрипок и ударных инструментов, что может неприятно сказаться при постановке таких опер как например, «Кармен».

Полотна декораций однообразны.

Но эта однообразность, как и схематично упрощенная расстановка полотен (например, изба изображается двухстенным углом,) может быть принята за своеобразную стилизацию, вполне допустимую в опере.

Недостаточное внимание обращено на световые эффекты.

Игра светотени переливы цветных гамм, придающие скульптурную четкость движущимся фигурам должны быть не случайным придатком в опере а войти неразрывным элементом в самую ее сущность,

В заключение два слова о репертуаре.

В то время, как русская музыка завоевала и завоёвывает Запад, мы недостаточно внимательны к ней у себя дома.

Желательно сократить итальянщину за счет введения Римского Корсакова Мусоргского и др.

Например. „Золотой петушок" Римского Корсакова совершенно неизвестный широкой публике был бы не только любопытной, но и понятной для широких масс новинкой.

В общем, открытие оперы прошло удачно и с подъёмом, следует надеяться что этот успех будет сопровождать и последующие постановки.

П. К.