Однажды знойным июльским вечером 1802 года в мадридском поместье герцогини Альбы, во дворце Буэна Виста, собрались гости. Каэтана праздновала обручение своей племянницы, и по такому случаю ее посетили наследный принц Фердинанд, премьер-министр Годой, художник Франсиско Гойя…
Ни для кого не было секретом, что незамужняя герцогиня Альба поддерживала любовную связь и с Годоем, и с Гойей. Но благодаря своему баснословному состоянию, связям и красоте эта блестящая светская львица не опасалась осуждения. Вокруг Каэтаны роем вились поклонники; некоторые из них порой тоже оказывались в ее постели… В этот вечер герцогиня вела себя как-то необычно: ее взгляд был мрачен, она отпускала за ужином странные замечания, перемежая шутки словами о смерти. После ужина хозяйка повела гостей в мастерскую Гойи, устроенную в ее дворце, и стала рассказывать им о красках, которые художник использовал в своей работе. Однако Альба говорила не столько о достоинствах этих красок, сколько об их губительных свойствах; оказывается, многие краски представляют собой смертельный яд. Гойя знал об этом; ему даже пришлось остановить герцогиню, когда та, решив продемонстрировать гостям действие красок, с усмешкой поднесла одну из них ко рту. Затем Каэтана принялась танцевать испанский танец, приводя, как всегда, в восхищение своих поклонников. Но на этот раз ей бросила вызов молоденькая Пепита Тудо – новая любовница премьер-министра Годоя, которая приехала сюда вместе с ним, несмотря на то что Годой был женат. Сбросив туфельки, Пепита босая танцевала на голом полу и дерзко смотрела в глаза герцогине Альбе. Наконец та, почувствовав себя обессиленной, сдалась, а Пепита продолжала кружиться в танце. Когда же Каэтана решила выйти из зала, ее соперница вдруг упала в обморок, и гости стали приводить ее в чувство...
В свои апартаменты Гойя вернулся поздно вечером. Он заснул, и во сне ему еще раз привиделось, как он вместе с Альбой ездил в Андалусию. Как-то раз, во время праздника Вознесения, они встретили на дороге ритуальную процессию: впереди шел крестьянин, изображавший Иисуса, а за ним несли фигуру Богородицы. Гойе вдруг показалось, что Каэтана очень похожа на Деву Марию... Наверное, тогда у него и родился замысел «Обнаженной махи»… Утром художника разбудила заплаканная камеристка герцогини, которая сообщила ему, что Каэтана умирает и просит его прийти. Гойя кинулся в ее спальню и был поражен изможденным видом Альбы: казалось, она и в самом деле была при смерти.
- Я хотела прикоснуться к твоей голове в последний раз, - со слабой улыбкой сказала Каэтана, гладя Гойю по волосам. - Отдаться бы тебе – и потерять сознание навеки. Ты помнишь Вознесение?.. И пусть меня не жалеют… Таковы были последние слова герцогини Альбы. Захрипев, она забилась в конвульсиях. К ней подбежали слуги, а Гойя в отчаянии вышел из комнаты. Несколько минут спустя герцогиня умерла… Стоя в гостиной, Гойя заметил бокал, из которого накануне пила Каэтана. Смутное подозрение шевельнулось в нем; осмотрев бокал, он увидел на его донышке налет веронской зелени – краски, представлявшей собой смесь соли мышьяковой кислоты и медянки. Это была самая ядовитая краска из палитры Гойи. Заглянув к себе в мастерскую, художник не нашел там склянки с веронской зеленью. Очевидно, ее кто-то украл… Подумав, что склянку взяла сама герцогиня, которая часто бывала у него в мастерской и знала, где что находится, Гойя решил, что она покончила с собой, и стал винить в этом себя. Альба любила его – а он воспылал неожиданной страстью к Пепите Тудо. Она считала, что «Обнаженную маху» Гойя писал с нее, а он однажды сказал ей, что это верно лишь наполовину («второй половиной» была все та же Пепита, также позировавшая Гойе).
Каэтане хотелось верить, что она единственная и неповторимая. Если же это не так, считала она, то лучше умереть. Гойя много рассказывал ей о красках, и в один прекрасный день она попросила его помочь ей уйти из жизни, пока она еще обладает тем прекрасным обликом, который принес ей славу. Тогда он подумал, что это всего лишь блажь, которую надо просто выкинуть из головы, но все оказалось гораздо серьезнее… Когда же Гойя поделился своей мыслью с Годоем, тот стал успокаивать художника, уверяя, что ему не в чем винить себя: по словам премьер-министра, Каэтана не покончила с собой, а была убита; виновником ее смерти был принц Фердинанд, замышлявший заговор. Герцогиня шпионила против него, а собранный компромат передавала Годою. И тогда принц решил расправиться с ней… Но оказалось, что желать смерти герцогини могли очень многие: ее слуги, которым по завещанию отходило имущество герцогини; ее любовник Карлос Пиньятелли, тоже претендовавший на свою долю; Пепита Тудо, ревновавшая Годоя к Альбе; жена Годоя графиня Чинчон, ненавидевшая любовниц своего мужа; сам Годой, который стал тяготиться этой любовной связью; и, наконец, королева Испании, завидовавшая несметному богатству и славе Альбы… Прекрасная герцогиня Альба пала жертвой роковых страстей. Кто же был истинным виновником смерти этой загадочной женщины, которая, несмотря на все свое богатство, молодость и красоту, переживала тяжелую душевную драму? Какая тайна сокрыта в великом полотне Франсиско Гойи «Обнаженная маха»?..
Прибереги cвои оправдания для входа в Рай!