Фрагмент 2 (стр.52):
"(...) следует признать возможным и то, что рукопись
«Слова» была приобретена Мусиным-Пушкиным уже после 1792 года,
т. е. времени, когда П. А. Плавильщиков печатно объявил о ее существо
вании. Ведь согласно показанию Мусина-Пушкина, названную рукопись
он приобрел в последние годы жизни архимандрита Иоиля. Получая
солидную пенсию, Иоиль материальной нужды не испытывал, но, почув
ствовав приближение смерти, мог действительно уступить за известную
сумму свою библиотеку в надежные руки. Вряд ли эта продажа могла быть
совершена до 1792 года, когда, согласно «Дневнику» Арсения Верещагина,
ИоиАь Прецницкий был еще деятельным и полным житейских забот и
интересов человеком. Таким образом, не исключена возможность распро
странения сведений о рукописи «Слова» и до приобретения ее Мусиным-
Пушкиным.
Первое упоминание об Мусине-Пушкине как владельце рукописи
«Слова» появилось через два года после смерти архимандрита Иоиля,
в 1800 году, в предисловии к первому изданию поэмы. Здесь мы находим
сообщения и о том, что «подлинная рукопись» «Слова» принадлежит его
издателю, «г-ну тайному советнику и кавалеру графу Алексею Ивановичу
Мусину-Пушкину», и о том, что издатель решился опубликовать свой пере
вод древней поэмы по совету приятелей лишь после долголетних усилий,
и, наконец, следующую библиографическую справку: «В его (Мусина-Пуш
кина,— Ф. П.) библиотеке хранится рукопись оная в книге, писанной
в лист под № 323».
Таким образом, в предисловии к первому изданию «Слова» Мусин-
Пушкин не проявил свойственной ему ранее «скромности» и, называя номер
рукописи со «Словом о полку Игореве», «забыл» указать на то, что под
этим номером названная рукопись значилась в библиотеке архимандрита
Иоиля. Совершенно очевидно, что подобное намеренное забвение фактов и
отступление от истины для Мусина-Пушкина стало возможным только
после смерти Иоиля Прецницкого.
"

К о м м е н т а р и й. В версии написания "Слова" в XVIII в. совершенно ясно, что всё сообщённое гр.А.И.Мусиным-Пушкиным в отношении древней рукописи Игоревой песни является мифом. И крайне уродливо выглядит та версия, когда саму поэму считают мистификацией, а сборник №323 с рукописью "Слова" реально существовавшим.