Фрагмент 34 (стрр.374-375):
"(...) работа Татищева над Никоновской летописью становится
совершенно наглядной. Используя летописный текст как своего
рода "шаблон", Татищев вставляет внутрь рассказа собственные
сюжеты. Это все уже знакомые сюжеты из княжеских
характеристик темы: предостережения против "граблений" и
скупости (ибо от неё бедствия для народа и нелюбовь к государю)
против лести придворных, наставления судить по праву и
справедливо и т.д.
Особенно примечательно, что Константин упоминает не просто
закон, но собственно Правду Русскую, то есть именно тот
памятник, что был открыт самим Татищевым и над названием
которого историк упорно трудился.
Ещё примечательная черта рассказа состоит в том, что Константин
устно наставляет своих детей (как до него делал, например, Ярослав
Мудрый), но излагает свои поучения в виде письменного завещания,
которое дети, подросши, должны читать. Эта деталь интересна тем,
что в жизни самого Татищева был схожий эпизод. В 1734 году под
влиянием каких-то не совсем понятных личных обстоятельств
Татищев написал завещание - "Духовную" составленное в виде
письма сыну (тогда семнадцатилетнему Евграфу). "Духовная"
представляет собой совершенно замечательный литературный текст,
по существу, не предсмертные распоряжения, но наставления и
поучения сыну. В этом произведении Татищев излагает свои взгляды
на то, что должно считать смыслом жизни, как следует и как не
следует вести себя взрослому мужчине, какие искушения его могут
ожидать на жизненном пути и как уберечься от соблазнов. Одним
словом, Татищев набрасывает сыну силуэт поведения и службы
джентельмена, которые считает близким к идеалу.
Судя по всему, для Евграфа чтение "Духовной" прошло без серьёзных
последствий, зато она серьёзно повлияла на то, как через несколько
лет будет излагать своё "завещание " Константин Всеволодович."


К о м м е н т а р и й. Во след книжным опытам Татищева А.И.Мусин-Пушкин издаёт: 1) "Русскую Правду" (1792 г.) и 2) "Духовную" ("Поучения") Владимира Мономаха (1793 г.). Возникает вопрос: насколько серьёзно А.И.Мусин -Пушкин и его ближайшее окружение были погружены в изучение литературно-исторического наследия Татищева? Имел ли А.И.Мусин-Пушкин, а также кн.М.М.Щератов, доступ к архивам В.Н.Татищева?