Re: "Слово о полку Игореве" и XVIII в. Графика и Слововедение.
[Re: АлександрЛ] #1958914507 18.05.13 22:11
Фрагмент 34 (стрр.374-375):
"(...) работа Татищева над Никоновской летописью становится
совершенно наглядной. Используя летописный текст как своего
рода "шаблон", Татищев вставляет внутрь рассказа собственные
сюжеты. Это все уже знакомые сюжеты из княжеских
характеристик темы: предостережения против "граблений" и
скупости (ибо от неё бедствия для народа и нелюбовь к государю)
против лести придворных, наставления судить по праву и
справедливо и т.д.
Особенно примечательно, что Константин упоминает не просто
закон, но собственно Правду Русскую, то есть именно тот
памятник, что был открыт самим Татищевым и над названием
которого историк упорно трудился.
Ещё примечательная черта рассказа состоит в том, что Константин
устно наставляет своих детей (как до него делал, например, Ярослав
Мудрый), но излагает свои поучения в виде письменного завещания,
которое дети, подросши, должны читать. Эта деталь интересна тем,
что в жизни самого Татищева был схожий эпизод. В 1734 году под
влиянием каких-то не совсем понятных личных обстоятельств
Татищев написал завещание - "Духовную" составленное в виде
письма сыну (тогда семнадцатилетнему Евграфу). "Духовная"
представляет собой совершенно замечательный литературный текст,
по существу, не предсмертные распоряжения, но наставления и
поучения сыну. В этом произведении Татищев излагает свои взгляды
на то, что должно считать смыслом жизни, как следует и как не
следует вести себя взрослому мужчине, какие искушения его могут
ожидать на жизненном пути и как уберечься от соблазнов. Одним
словом, Татищев набрасывает сыну силуэт поведения и службы
джентельмена, которые считает близким к идеалу.
Судя по всему, для Евграфа чтение "Духовной" прошло без серьёзных
последствий, зато она серьёзно повлияла на то, как через несколько
лет будет излагать своё "завещание " Константин Всеволодович."
К о м м е н т а р и й. Во след книжным опытам Татищева А.И.Мусин-Пушкин издаёт: 1) "Русскую Правду" (1792 г.) и 2) "Духовную" ("Поучения") Владимира Мономаха (1793 г.). Возникает вопрос: насколько серьёзно А.И.Мусин -Пушкин и его ближайшее окружение были погружены в изучение литературно-исторического наследия Татищева? Имел ли А.И.Мусин-Пушкин, а также кн.М.М.Щератов, доступ к архивам В.Н.Татищева?
"(...) работа Татищева над Никоновской летописью становится
совершенно наглядной. Используя летописный текст как своего
рода "шаблон", Татищев вставляет внутрь рассказа собственные
сюжеты. Это все уже знакомые сюжеты из княжеских
характеристик темы: предостережения против "граблений" и
скупости (ибо от неё бедствия для народа и нелюбовь к государю)
против лести придворных, наставления судить по праву и
справедливо и т.д.
Особенно примечательно, что Константин упоминает не просто
закон, но собственно Правду Русскую, то есть именно тот
памятник, что был открыт самим Татищевым и над названием
которого историк упорно трудился.
Ещё примечательная черта рассказа состоит в том, что Константин
устно наставляет своих детей (как до него делал, например, Ярослав
Мудрый), но излагает свои поучения в виде письменного завещания,
которое дети, подросши, должны читать. Эта деталь интересна тем,
что в жизни самого Татищева был схожий эпизод. В 1734 году под
влиянием каких-то не совсем понятных личных обстоятельств
Татищев написал завещание - "Духовную" составленное в виде
письма сыну (тогда семнадцатилетнему Евграфу). "Духовная"
представляет собой совершенно замечательный литературный текст,
по существу, не предсмертные распоряжения, но наставления и
поучения сыну. В этом произведении Татищев излагает свои взгляды
на то, что должно считать смыслом жизни, как следует и как не
следует вести себя взрослому мужчине, какие искушения его могут
ожидать на жизненном пути и как уберечься от соблазнов. Одним
словом, Татищев набрасывает сыну силуэт поведения и службы
джентельмена, которые считает близким к идеалу.
Судя по всему, для Евграфа чтение "Духовной" прошло без серьёзных
последствий, зато она серьёзно повлияла на то, как через несколько
лет будет излагать своё "завещание " Константин Всеволодович."
К о м м е н т а р и й. Во след книжным опытам Татищева А.И.Мусин-Пушкин издаёт: 1) "Русскую Правду" (1792 г.) и 2) "Духовную" ("Поучения") Владимира Мономаха (1793 г.). Возникает вопрос: насколько серьёзно А.И.Мусин -Пушкин и его ближайшее окружение были погружены в изучение литературно-исторического наследия Татищева? Имел ли А.И.Мусин-Пушкин, а также кн.М.М.Щератов, доступ к архивам В.Н.Татищева?