Фрагмент 36 (стр.409-410):
"Джованна Броджи Беркофф обратила внимание на несколько
"речей", произносимых князьями и мудрыми советниками-боярами,
квалифицировав их как orationes fictae (вымышленные речи),
распространённый ренессансный стилистический приём.
Некоторые из них (например, речь боярина Громилы под 1148
годом или князя Андрея Юрьевича под 1155 годом) следуют весьма
правильной риторической модели и состоит из exordium, narratio,
digressio, confirmatiо (argumentatio), conclusio:

<<Признать, что Татищев мог найти эти речи (в том виде, как
они переданы а "Истории Российской") в средневековых текстах
означало бы признать, что в Киевской Руси существовала
западноевропейская риторическая традиция, питавшаяся
классическими образцами. Подобного рода признание
противоречило бы всему, что мы знаем о древнерусской
литературе>>.

(...) Проект Громилы начал воплощаться в жизнь с тем, чтобы
навсегда изменить течение русской истории.
Величайший политический мыслитель Руси - Громила - увы,
неизвестен другим источникам. Но он вполне мог бы преподавать
в Московском университете времён Соловьёва или даже
Ключевского. Эти великие синтезаторы русской истории, вероятно,
слушали лекции Громилы, потому что несколько иным языком, но
довольно точно воспроизводит основные его идеи. Ключевский,
например, посвятил теме возвышения Северо-Восточной Руси
целую 16-ю главу своего знаменитого Курса, не добавившую к
рассуждениям Громилы ни одного нового момента (но ссылавшуюся
на Татищева) (...).

К о м м е н т а р и й. Какое примечательное имя у боярина - Громила. Оно по своей природе таково, что говорит само за себя. Вот и в театральных пьесах XVIII в. драматургами уже хорошо был освоен такой приём - давать своим героям самоговорящие имёна.
В поэме "Слово о полку Игореве" мы встречаем некоего половца по имени Овлур (Влур-Лавер-Лавор-Лавр). Именно этот Овлур (Лавр), который очень вовремя подвёл князю Игорю коня, становится избавителем (спасителем, покровителем) древнерусского князя от плена (гибели). А разве не удивительно то, что имя половца Овлур (Лавр) полностью совпадает с именем христианского святого Лавр, который только с XV-го века становится покровителем лошадей?
Вот и Татищев, как сочинитель Громилы, не мог не оказать своего участия в литературной судьбе Овлура (Лавера-Лавора-Лавра). Он придумал для него христианскую по вероисповеданию и русскую по рождению мать. Только фантазийный характер Овлура (Лавра) Татищев усмотрел не в тексте "Слова", а в тексте Ипатьевской летописи. Я полагаю, что у Татищева именно в результате появления своего богатого литературного опыта появилось (выработалось) особое чутьё на содержание "примыслов" в исторических источниках.