________________________________________________________________________
""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""
Ив. М. КУДРЯВЦЕВ. Заметка к тексту: „С тоя же Каялы Святоплъкъ..."
..............................в „Слове о полку Игореве" ........................................
...................................(в кн.: ТОДРЛ, т.XII, 1947) ........................................

Фрагмент 1(стр.407):
"Известен старинный спор вокруг следующего текста „Слова о полку
Игореве": „с тоя же Каялы Святоплъкъ повелея отца своего междю
угорьскими иноходьцы ко святей Софии к Киеву". Так как Святополк
не участвовал в бою 1078 г., где был убит его отец Изяслав, и послед
ний был похоронен, по данным киевской летописи, не у св. Софии в Киеве,
а у св. Богородицы в Десятинной церкви, то одни исследователи вслед
за М. Максимовичем предлагали заменить в этом месте чтение „Свя
топлъкъ" на „Яроплъкъ", имея в виду брата Святополка — Ярополка, уча
ствовавшего в битве 1078 г., а другие считали, вслед за П. Г. Бутковым,
что речь здесь идет не о похоронах родного отца Святополка Изяслава
в 1078 г., а о похоронах его тестя Тугоркана в 1096 г. около Берестова."

Фрагмент 2 (стр.408):
Вот почему М. Д. Приселков, неудовлетворенный общепринятым
в последнее время толкованием этого места, выступил с предположением
о том, что автор „Слова" пользовался какой-то не дошедшей до нас лето
писью, в которой говорилось о похоронах Изяслава не в церкви Бого
родицы (Десятинной), а в церкви Софии.
(...)Нам важно в приведенном мнении М. Д. Приселкова, что он считает
исследуемый нами текст таким, какой он есть в „Слове" (за исключе
нием „полелея") и видит в нем именно тот прямой смысл, что речь
идет именно об отце Святослава, а не о тесте его, о соборном храме
киевском св. Софии, а не о распутьи около Берестова, появление же
этого текста приписывает тому обстоятельству, что в какой-то недошед
шей летописи этот факт мог быть описан ошибочно, автор же „Слова"
повторил ошибки этой несохранившейся летописи."


К о м м е н т а р и й. Если Автор "Слова" в XII в. повторил ошибку какой-то летописи XII в., то это то и означает, что он пользовался текстом этой летописи. Тогда возникает вопрос: в каком году написан текст предполагаемой летописи, что Автор "Слова" успевает создать поэму не позднее октября 1187 г.? Зачем Автору "Слова" в XII в. вообще был нужен какой-то другой источник известий о походе кн. Игоря, нежели рассказы очевидцев события?