Фрагмент 5 (стр.90):
"В работе над комментированием „Слова о полку Игореве" Ходаков-
скому удалось разъяснить или приблизиться к разъяснению нескольких
темных мест древней поэмы. Эта работа убеждала Ходаковского в пол
ном соответствии поэмы об Игоревом походе с духом, обычаями,
понятиями и языком Руси XII в. Понятно поэтому, что возгласы
скептиков, независимо от того, чем они были продиктованы — заведо
мой ли предвзятостью, недомыслием или нежеланием углубляться
в изучение предмета, — понуждали Ходаковского к страстной защите
„Слова".

Об этих устных выступлениях Ходаковского в защиту „Слова" мы
можем судить лишь на основании косвенных данных: по некоторым
местам в исторических трудах Погодина и, главным образом, на осно
вании мнения о Ходаковском Пушкина. Источником сведений великого
поэта о Ходаковском был, как следует полагать, М. А. Максимович,
который знал Ходаковского при жизни и с уважением относился к его
ученым занятиям. Пушкин мог услышать характеристику Ходаковского
от Максимовича еще при встрече с ним в 1829 г. Если судить об этой
встрече по воспоминаниям Максимовича, она была посвящена обсужде
нию изданного Максимовичем в 1827 г. Сборника украинских народ
ных песен, а также и тех песен, которые хранились у Максимовича,
но в Сборник не вошли, т. е., вероятно также и песен из собрания
Ходаковского, в состав которого входило немало песен, подобных той,
которая особенно понравилась Пушкину („У Киіві на Подолі порубані
груші, Погубив же пес Мазепа невинна душі"). Для Максимовича,
усматривавшего преемственную связь между древней поэмой и украин
скими историческими песнями
, воспоминание о Ходаковском в обста
новке упомянутой встречи с Пушкиным было вполне уместным. Мнение
свое о „Слове о полку Игореве" и его „поэтическом однородстве"
с украинскими народными песнями Максимович доводил до сведения
Пушкина вероятно еще до 1834 г., когда это мнение в новом издании
песен Максимовича было высказано печатно, что подтверждается
письмом Максимовича к П. А. Вяземскому от 17 февраля 1833 г.*
Здесь же будет уместно указать и на то, что экземпляр своего нового
издания украинских народных песен, в котором содержатся неодно-
кратные ссылки на Ходаковского, в 1834 г. Максимович подарил
Пушкину."

К о м м е н т а р и й. Как видно, Максимович своими исследованиями в области украинского фольклора устанавливает тесную связь между текстом "Слова" и народными историческими песнями. В о п р о с: разве не мог предполагаемый Автор "Слова" (группа единомышленников) XVIII в. проявить тот же интерес к украинскому фольклору, что и Ходаковский с Максимовичем с тем, чтобы собранный богатый материал обработать должным образом и полученный результат применить для создания поэтического полотна "Слова"?