Фрагмент 6 (стр.91):
"Некоторые сведения о Ходаковском Пушкин мог получить также
и от Гоголя, державшего у себя в 1833—1834 гг., как сказано выше,
собрание песен Ходаковского и обсуждавшего в это же время вместе
с великим поэтом вопросы, связанные с украинской народной песней.
Но в том и в другом случае первоисточником сведений Пушкина
о Ходаковском выступает М. А. Максимович. Между взглядами
М. А. Максимовича на древнюю поэму об Игоревом походе и анало
гичными взглядами Ходаковского существовала несомненная, хотя до
сих пор и не исследованная зависимость. В этой связи значительный
интерес представляет следующее место из письма митрополита Евгения
к В. Г. Анастасевичу от 12 июля 1820 года: „Жадничаю узнать,
выхлопотал ли что ему (Ходаковскому. — Ф. П.) министр при отъезде
государя. А я гадаю, что он ему объявит, что на сие (экспедицию. —
Ф. П.) не последовало благоволения, к сожалению, как и часто так
объявляют. Пусть лучше потрудится нам перетолковать по-своему
Игореву песнь собранными им песнями". (...) Совершенно
очевидно, что в названном письме митрополит Евгений высказывал
не свое собственное пожелание, а излагал ставший ему известным замы
сел Ходаковского. Об этом замысле митрополит Евгений мог узнать
при встрече своей с Ходаковский 1 октября 1819 г., о которой
двумя днями позднее он сообщал тому же Анастасевичу: „Третьего
ж дня сел было отвечать вам, но в 12-м часу ночи нечаянно явился
ко мне Ходаковский и до 7 часу вечера занимал меня чтением
своих теорий, на другой день тоже доканчивал и едет к вам тем же
занять вас: приготовьтесь к терпению".


К о м м е н т а р и й. Известно, что киевский митрополит Евгений скептически относился к древнему происхождению "Слова". И его фраза "приготовьтесь к терпению" может говорить о том, что ему, митрополиту, стоило больших усилий умерить пыл столь страстного поборника идеи о древности Игоревой песни.
Ф.Я Прийма называет только двух человек, Максимовича и Гоголя, кто должен был бы рассказать Пушкину о Ходоковском. А как же Н.М.Карамзин? Ведь Пушкин заинтересовался "Словом" ещё с лицейских лет, и разговор о "Слове" между Карамзиным и Пушкиным, если он не зафиксирован ни каким документом эпохи, то остаётся осязаемым тонкими фибрами души для каждого исследователя данного вопроса. От Карамзина до Ходаковского Пушкину простирается наикратчайший путь именно через "Слово".

Исправлено пользователем АлександрЛ (1369076474)