А.С.Пушкин. Борис Годунов.

16.
Сцена 10. ЦАРСКИЕ ПАЛАТЫ.

Ц а р ь.
Противен мне род Пушкиных мятежный...

Ш у й с к и й.
...Перед тобой дерзну ли я лукавить?...

Ц а р ь.
...Ужели тень сорвёт с меня порфиру...

К о м м е н т а р и й. Вызов всему Дому Романовых.

17.
Сцена 10. ЦАРСКИЕ ПАЛАТЫ.

Ц а р ь.
Ох, тяжела ты, шапка Мономаха!

18.
Сцена 11. КРАКОВ. ДОМ ВИШНЕВЕЦКОГО.

С а м о з в а н е ц.
Рад вам, дети.
Ко мне, друзья. - Но кто, скажи мне, Пушкин,
Красавец сей.
...Имя громко!...

К о м м е н т а р и й. Приёмами литературного повествования А.С.Пушкин заставляет читателя и
слушателя (двор императора Александра 1 и Николая 1) пьесы "Бориса Годунова" говорить о себе
в превосходной степени.

19.
Сцена 12. ЗАМОК ВОЕВОДЫ МНИШЕКА В САМБОРЕ.

(Ряд освещённых комнат. Музыка.)

20.
Сцена 13. Ночь. Сад. Фонтан.

М а р и н а.
Постой, царевич. Наконец
Я слышу речь не мальчика, но мужа.

С а м о з в а н е ц.
Виновен я: гордыней обуянный,
Обманывал я Бога и царей...

Д И М И Т Р И Й (гордо).
Тень Грозного меня усыновила...
...Вокруг меня народы возмутила
И в жертву мне Бориса обрекла...

К о м е н т а р и й. Едва заметный переход (и только при внимательном ч т е н и и !) от речей
Самозванца к речи ДИМИТРИЯ (всего один раз) и обратно к речам Самозванца образует контекст,
из которого можно получить дополнительное подкрепление всем прежним попыткам сделать
мысленный перенос эпохи царя Бориса в эпоху императора Александра I, соотнося между собой
эти две исторические персоны. Ну а под ДИМИТРИЕМ следует понимать самого А.С.Пушкина.

  • 16.

  • 17.

  • 18.

  • 19.

  • 20.