__________________________________________________________________________
"""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""
М. В. ЩЕПКИНА .К вопросу о правописании рукописи „Слова о полку Игореве".
..........................(в кн.: ТОДРЛ, т.XIII)...........................................

Фрагмент 1 (стр.90):
"Давно учтены все разночтения этих двух списков. Однако до сих
пор еще не сделаны все выводы из этих разночтений. Может быть, это
объясняется тем, что не вполне выяснено соотношение этих списков.
Много раз было высказано мнение, что первое издание выполнено чрез
вычайно добросовестно и, по мере возможности, точно передает написа
ния подлинника. Особенно ценно для нас свидетельство очевидца руко
писи, Н. М. Карамзина. Последний передавал К. Калайдовичу, что «по
сделанному им сличению оказалось, что Песнь о походе князя Игоря со
всей точностью напечатана против подлинника, выключая слов „вЪчи
Трояни", вместо которых в подлиннике стоят „сЬчи Трояни". Касательно
же „Ольга", на стр. 6, то это учинено для большей ясности» (со слов
профессора Московского университета Р.Ф.Тимковского)."


К о м м е н т а р и й. "Слова, слова, слова...". Н.М.Карамзин делал то, что ему диктовал граф А.И.Мусин-Пушкин, и при этом он, как опытный конспиратор, позволял себе играючи закладывать в текст публикуемой "Истории Государства Российского" мину под первоиздателя "Слова".

П р и л о ж е н и е. Статья из Энциклопедии по "Сдову" (СПб, 1995 г., т.III, стр.5-6):

КАЛАЙДОВИЧ Константин Федорович (19(30).V.1792, г. Елец Орлов. губ. — 19.IV.(1.V).1832, Москва) — филолог, историк, археограф и естествоиспытатель. Ок. Моск. ун-т (1810). В том же году избирается чл. Моск. Об-ва испытателей природы (с 1825 — ординарным чл.); с 1811 К. — чл. ОИДР, сотрудник ОЛРС, с 1822 — чл.-корр. ВОЛРС, с 1825 — чл. Росс. Академии. В 1810—12 преподавал (без жалования) историю и географию в Университ. академич. гимназии и в университ. Благородном пансионе. В 1812—13, вступив в ополчение, в чине подпоручика участвовал в Отеч. войне. В дальнейшем в 1813—15 и 1816—28 активно сотрудничал в ОИДР, осуществляя исследования и изд. памятников слав. письменности, участвуя в собирании и описании рукописей. Науч. интересами и дружбой был связан с Н. М. Карамзиным, Н. Н. Бантыш-Каменским, митрополитом Евгением (Болховитиновым), А. И. Мусиным-Пушкиным и особенно с Н. П. Румянцевым. К. являлся одним из авторитетнейших знатоков древнеслав. и древнерус. письменности и лит-ры.
К. внес большой вклад в изучение С. В 1813 он обнаружил в рукописи псковского Апостола 1307 приписку, напоминающую фрагмент из С. (см. Домид). В 1817 К. представил ОЛРС свой ответ на вопрос, сформулир. еще в 1812 его братом П. Калайдовичем: «На каком языке писана Песнь о полку Игоря...» (см.: Тр. ОЛРС. 1812. № 4. С. 159 и 177—181). Отвечая на вопрос, К. указывает на причины скептицизма и подчеркивает значение яз. для решения проблемы древности С. Он ставит своей целью доказать, что С. «написано наречием, сходным с библейским и летописями». К. приводит многочисл. лексич. параллели из древнерус. письм. источников (Евангелия 1144, Синодальной кормчей 1280, Лавр. и Новг. летописей, Слова о воскресении Лазаря, Хождения Даниила игумена, Русской правды и др.), что выгодно отличало его аргументацию от неоправданных сближений с иноязычными лексемами и сомнительных этимологий, которые были характерны для мн. комментаторов С. в перв. трети XIX в. К. предлагает свое толкование выражению «старые словеса» (он считает, что речь идет о «возвышенном способе выражения»), объясняет наличие в С. гапаксов недостаточной изученностью памятников древнерус. письменности и отсутствием ее лексикогр. описания. К. называет предположительную дату Мусин-Пушкинского сборника («по свидетельству очевидцев, не восходит далее XVI в.») и напоминает о первом печатном сообщении о С. «неизвестным» в ж. «Spectateur du Nord» (см. Карамзин Н. М.). Особое внимание, вслед за Р. Ф. Тимковским, К. уделяет сходству С. со «Сказанием о Мамаевом побоище» как в стилистич. приемах обоих памятников, так и в параллелизме отдельных слов и выражений. Таким образом, в работе К. затронуты впервые мн. из важнейших направлений исслед. работ о С.
Большое значение имеют работы К. для изучения обстоятельств обнаружения С. и первых оценок его в науч. кругах. Именно К. обратился с вопросами об обстоятельствах находки и изд. С. к Мусину-Пушкину и заложил основы науч. изучения его биографии, собират. и издат. деятельности. В 1813 публикуются «Записки для биографии...» Мусина-Пушкина (ВЕ. 1813. Ч. 72, № 21 и 22. С. 76—100). По мнению Г. Н. Моисеевой, это автобиогр. записки графа, подготовл. к печати К. Более обстоятельно изложена биография Мусина-Пушкина в статье К. «Библиографические сведения...», опубл. в 1820. Значит. интерес представляют материалы из архива К., а также его переписка с Е. Болховитиновым, Мусиным-Пушкиным, Румянцевым и др., в которой поднимались вопросы о С. Эти материалы были опубликованы Н. А. Полевым, П. А. Бессоновым, Н. С. Тихонравовым.