______________________________________________________________________________
""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""
И.У. Будовниц. "Изборник" Святослава 1076 года и "Поучение" Владимира Мономаха
................... и их место в истории русской общественной мысли.......................
..............................(в кн.: ТОДРЛ, т.X, 1954)............................................

Фрагмент 1 (стр.61-62):
"Кто бы ни были авторы „Изборника" 1076 года, для нас важен
факт, что, возникнув в обстановке обостренных социальных отношений,
„Изборник" оказал большое влияние на дальнейшее развитие русской
общественной мысли. Еще Ф. И. Буслаев отметил, что помещенные
в „Изборнике" поучения детям Ксенофонта и Федоры являются „образ
цом** и основой" „Поучения" Владимира Мономаха". Едва ли можно
согласиться со столь категорическим утверждением, но Владимир Мо
номах несомненно хорошо был знаком с „Изборником" 1076 года и,
как увидим дальше, сходился в некоторых своих взглядах с автором
„Изборника". На связь „Поучения" Владимира Мономаха с „Изборни
ком" 1076 года указывали также А. Галахов, И. Порфирьев, С. Прото
попов, И. Н. Жданов, Н. В. Шляков, И. М. Ивакин, Н. П. Попов.3
Ф. И. Буслаев считал „Изборник" 1076 года также „первоначальным
образцом" „Златой цепи", причем „расположение самых поучений по
материям... указывает на ту же систему, которой пользовались соста
вители книг, известных под именем «Пчелы»". Огромное влияние оказал
„Изборник" 1076 года на „Измарагды", в которых помещались „Сто-
словец" Геннадия, первая половина „Слова некоего отца к сыну", „Слова"
Иоанна Златоуста и Менандра Мудрого о женах и некоторые другие
материалы из „Изборника" 1076 года. Кое-какие отрывки из „Изборника"
1076 года вошли в „Моление" Даниила Заточника и в Кормчие. Исследо
ватель этого вопроса А. С. Архангельский считает, что для „Измарагдов"
едва лине древнейшим исходным прототипом был „«Изборник» 1076 года.
По крайней мере, и в общем характере содержания и в подборе самих ста
тей нельзя не видеть между первыми и последним довольно заметной
близости."


К о м м е н т а р и й. До 1790 г. (год смерти кн.М.М.Щербатова) "Изборник Святослава 1076" находился в библиотеке названного опального историка. А после траурных событий эта древнейшая рукопись (реликвия Дома Рюриковичей) была конфискована императрицей Екатериной II под видом покупки библиотеки покойного князя-рюриковача. Оказывается, что Святослав Киевский, чьим именем назван рассматриваемый "Изборник," являлся прямым предком князю М.М.Щербатову. Иными словами, оба князя - Ольговичи. Или, герои поэмы "Слово о полку Игореве" (кн.Игорь, Святослав, Всеволод и др.) и кннязья Щербатовы - это всё одна большая семья Ольговичей.
В о п р о с: что, кроме чувства негодования к императрице Екатерине II и всему Дому Романовых, мог испытывать кн. М.М.Щербатов - обладатель реликвии Дома Рюрикрвичей "Изборником Святослава 1976", который является свидетельством прав Рюриковичей на обладание верховной власти в Российском государстве?