Фрагмент 2 (стр.63):
"Поучение Владимира Мономаха дошло до нас в единственном списке
Лаврентьевской летописи под 1096 годом. Впервые „Поучение" издал
(с помощью И. Н. Болтина) в 1793 году известный собиратель рус
ских "древностей А. И. Мусин-Пушкин, которому принадлежал древ
нейший список Лаврентьевской летописи. Уже первые издатели „По
учения" по достоинству оценили огромное значение этого памятника
для истории русской культуры. В „Предуведомлении" к изданию памят
ника „Поучению" придается не только большое научное, но и полити-
ческое значение, поскольку „духовная" была призвана опровергнуть
распространенное в то время мнение о том, будто Киевскую Русь
населял „народ дикой, препровождающий жизнь кочевую, без законов,
без наук". Наоборот, „духовная" показывает, что „были в отечестве
нашем в самых отдаленных временах премногие города в состоянии
цветущем"; что „предки наши законами управлялись"; что „мы видим
у праотцев наших нравоучение в самом совершенстве"; что „праотцы
наши хотя не ездили толпами в чужие края для мнимого просвещения,
однако не можно о них заключить, чтобы они языков иностранных не
знали, а тем паче, чтоб на природном своем худо изъяснялись" (едкий
намек на господствовавшую в то время среди русского дворянства
галломанию,—И. Б.); что „великие наши князи, при всей их тогдашней
пышности, были весьма хорошие хозяева". Наконец, „Духовная сия
показывает, что российские князи не только воевали порядочно, но
с крайним соблюдением воинских правил". Впервые как исторический
источник использовал „Поучение" H. M. Карамзин, и с тех пор оно
прочно вошло в научный оборот, являясь предметом изучения историков
и литературоведов.
(...) Спустя 20 лет после изда
ния „Поучения" (в декабре 1813 года) А. И. Мусин-Пушкин писал К. Ф. Калайдо
вичу, что, издавая „Поучение", он имел единственную „цель показать отцев наших
почтенные обычаи и нравы (кои модным французским воспитанием исказилися). . .
Сии примечания причинили мне много неприятностей, и не одни французы (к со
жалению) меня у Двора бранили" (Записки и труды Общества истории и древностей
российских, ч. II. М., 1824, отд. II, стр. 29).

К о м м е н т а р и й. А.И.Мусин-Пушкин завладел Лаврентьевской летописью отнюдь не благодаря случайному стечению обстоятельств. Первоииздать "Слова" А.И.Мусин-Пушкин путём совершения целенаправленной махинации с использованием своего поста обер-прокурора Священного Синода, назначенного в августе 1791 (акт назначения на должность не вошёл в свод законов Российской империи; почему?).
Самое важное в издании "Поучения" А.И.Мусиным-Пушкиным в 1793 г. являются "Примечания", которые по своей сути имеют антиромановский (проти Екатерины II - в частности) настрой. А это признак того, что А.И.Мусин-Пушкин в чём-то подыгрывал кн.М.М.Щербатову.