Фрагмент 4 (стр.107):
"(...) Культурная бли-
зость между Максимом Греком и виднейшими представителями московского
боярства первой половины XVI века не заслоняла от взора Максима отри
цательных явлений и Фактов в деятельности правящих феодалов. Раскрытие
их содержат в себе два произведения, относящиеся, как надо думать,
к эпохе около 1537 г., т. е. к ранним годам малолетства Грозного,
а именно: 1) «Слово о неизглаголаннѣмъ божіи промыслѣ, благости же
и человѣколюбіи, въ томъ же и на лихоимствующихъ»; 2) «Слово, про-
страннѣе излагающе съ жалостію нестроенія и безчинія царей и властей
послѣдняго житія». Первое Слово «на лихоимствующихъ» важно как публици
стическое выступление против судебных злоупотреблений, совершавшихся·
правителями на местах. Оно предваряет губную реформу, ограничения
судебных поединков и находит себе живой отзвук в дальнейшем развитии
публицистической литературы. Второе произведение, «Слово, пространнѣе
излагающе съ жалостію нестроенія и безчинія царей и властей послѣдняго
житія» имеет в виду центральное правительство, т. е. высших предста
вителей верховной власти или тех, кто правит от ее имени. Такая тема
делает вполне понятной не только обобщенность изложения данного слова,
но и применение иносказательной формы — разговора автора с горько-
плачущей царственной женой Василией, одетой в траурные одежды и
окруженной дикими зверями. Изучение содержания этого Слова в связи,
с событиями и Фактами 30-х годов XVI в. приводит к выводу, что по·
своей реальной основе оно является аллегорией, изображающей Россию·
в правление Елены Глинской.

К о м м е т а р и й. В XVIII в. вдовствующей правительницей, как и Елена Глинская в XVI в., была императрица Екатерина II. И не случайно Максим Грек, как обличитель неправедных поступков московский правителей, у старообрядцев был очень почитаемым писателем.