Фрагмент 19 (стр.289-291):
"Именно после эпизода с пострижением Рюрика, под тем же годом
Татищев излагает проект Романа. Стоит , вероятно, привести этот
текст полностью:

<<Как скоро Рюрик с женою и дочерью были попострижены, а сыновья
под стражу взяты, вьехал Роман в Киев с великою честию и славою.
И будучи тут, советовался с князи и бояры о распорядках в Русской
земли, чтоб пресечь междуусобиа. И согласяся, послал по Всеволоду,
великому князю, в Суздаль и ко всем местным князем объявить, что
от Рюрика для его клятвопреступления свергнул с престола. И
представил им следуюсчее:
Вы, братия, известны о том, что Киев есть старейший престолво всей
Русской земли и надлежит на оном быть старейшему и мудрейшему
во всех князьях русских, чтоб мог благоразумно управлять и землю
Русскую отвсюду оборонять, а в братии, князех руских, добрый
порядок содержать, чтобы един другого не мог обидеть и на чужие
области наезжать и разорять. Ныне же видим все тому противное.
Похисчают престол молодшие и несмысленные, которые не могут не
токмо разпоряжать и братию во враждах разводить, но и сами себя
оборонить не в состоянии; часто востает война в братии, приводят
поганых половцов и разоряют землю Рускую, чем наипаче и в других
вражду всевают. Того ради и Рюрик явися винен, и я лишил его
престола, дабы покой и тишину Руской земле приобрести, доколе все
князи руские, разсудя о порядке руского правления, согласно
положат и утвердят. +О чем прошу от каждого совета, кто как
наилучше вздумает. Мое же мнение ежели принять хотите, когда в
Киеве великий князь умрет, то немедленно местные князи,
суздальский, черниговский, галецкий, смоленский, полоцкий и
рязанский, согласяся изберут старейшего и достойнешаго себе
великим князем и утвердят крестым целованием, как то в других
добропорядочных государствах чинится. Младших же князей к тому
избранию не потребно, но они должны слушать, что оные определят.
Когда тако князь великий на киевский престол избран будет, должен
старшего сына оставить на уделе своем, а молодших наделить от онаго
ж или в руской земли от Горыня и за Днепр, сколько городов издревле
к Киеву принадлежало. Ежели кто из князей начнет войну и нападение
учинит на область другого, то великий князь да судит с местными
князи и смирит. Ежели на кого придут войною половци, венгры, поляки,
или другой народ и сам тот князь оборонится не может, тогда князю
великому, согласяся с местными князи, послать помочь от всего
государства, сколько потребно. А чтобы местные князи не оскудевали
в силах, не надлежит им областей своих детям делить, но отдавать
престол по себе одному сыну старшему со всем владением. Меньшим
хотя давать для кормления по городу или волости, но оным быть под
властию старшего их брата. А буде у кого сына не останется, тогда
отдать брату старейшему по нем или кто есть старейший по линии в
роде его, что Руская земля в силе не умалялась. Вы бо ведаете довольно,
когда немного князей в Руси было и старейшего единаго слушали, тогда
все окрестные их боялись и почитали, не смея нападать на пределы
Руские, как то ныне видим. И если вам нраво съехаться на совет к Киеву
или где пристойно, чтоб о сем внятнее разсудить и устав твердый
учинить, то прошу в том согласиться и всем обвестить.
Князи, видя сие Романово представление, некоторые хотя не хотели
такового устава принять, но, бояся Романа прогневать, обесчались в
Киеву съехаться, но не поехали, извиняясь разными невозможностями.
А Всеволод, великий князь бояс старейшинство иному дать ни сам хотя
в киеве быть, отказав Роману, сказав, что "того издревле не было и я
не хочу преступать обычая древняго, но быть так, как было при отцах и
дедах наших".
Роман, получа сей ответ, оскорбился велми и, оставя в Киеве паки Игоря
Ярославича, сам возвратися в Галич.>>

Таков текст, из которого стал известен проект Романа Мстиславича. Сама фигура этого князя, сильно мифологизированная у польских хронистов XVI века, а благодаря и знакомству с ними, и у самого Татищева и в последующей российской и украинской историографиях, похоже, провоцировала доверие к его "западным" вкусам в политике."

К о м м е н т а р и й. Итак, мы можем видеть, с одной стороны, "Историю" Татищева и его "Романов проект", а с другой стороны, безвестного Автора поэмы "Слово о полку Игореве" и его "Злато слово". Напрашивается сопоставительный анализ двух текстов на выявление в них связи в идеологии, терминологии (лексике) и т.п.