Фрагмент 25 (стр.309):
"Можно предположить, что именно эти люди научили Татищева
одной важной вещи: специфическому способу чтения исторических
сочинений как своего рода скрытых политических памфлетов,
содержащих намёки на современные события. На вечерах у
Волынского Татищев читал главы из "Истории" и, по словам
Д.А.Крсакова ["Из жизни русских деятелей XVIII в. Казань, 1891,
с.324] это чтение "возбуждало в горячих головах Волынского и его
собеседников массу вопросов и аналогий современных событий"
Видимо, речь идет об установившемся правиле, кружок даже
выработал специальные приёмы чтения, когда из книг
преимущественно вычитывались преценденты для современности.
Сам Волынский на "конфиденциях" любил говорить о нынешних
состоянии Российского государства, проводя параллели между
современными событиями и случаями из прошлого. Подобным же
образам, например, читали и принесённого Еропкиным Юста Липсия,
о комментариях которого на Тацита Волынский отозвался так:
"Книга не для чтения в нынешнее время!"
Можно даже (хотя и с меньшей долей уверенности) предполагать,
что проект Романа как-то идеологически связан с атмосферой
"конфиденций" (...)."

К о м м е н т а р и й. Как видно, к XVIII в. в России в лице Волынского и его кружка уже хорошо усвоили литературный опыт Западной Европы по созданию скрытых политических памфлетов.
К 1790 г. в Петербугре в доме А.И.Мусина-Пушкина, что на Мойке, сложился другой литературно-исторический кружок, из недр которого вышло "Слово о полку Игореве". В версии написания "Слова" в XVIII в. веке я и усматриваю в его тексте, по аналогии к литературной деятельностью кружка Волынского, своего рода политический памфлет, острие которого направлено на правящий Дом Романовых.