Фрагмент 2 (стр.10-11):
"Древнерусский писатель с непобедимой уверенностью влагал все исто
рически происшедшее в соответствующие церемониальные формы, создавал
разнообразные литературные каноны. Житийные, воинские и прочие
формулы, этикетные саморекомендации авторов, этикетные формулы
интродукции героев, приличествующие случаю молитвы, речи, раз
мышления, формулы некрологических характеристик и многочисленные
требуемые этикетом поступки и ситуации повторяются из произведения
в произведение. Авторы стремятся все ввести в известные нормы, все
классифицировать, сопоставить с известными случаями из священной
истории, снабдить соответствующими цитатами из священного писания
и т. д. Средневековый писатель ищет прецедентов в прошлом,
озабочен образцами, формулами, аналогиями, подбирает цитаты, подчи
няет события, поступки, думы, чувства и речи действующих лиц и свой
собственный язык заранее установленному «чину». Если писатель описы
вает поступки князя — он подчиняет их княжеским идеалам поведения;
если перо его живописует святого—он следует этикету церкви; если он
описывает поход врага Руси — он и его подчиняет представлениям своего
времени о враге Руси. Воинские эпизоды он подчиняет воинским пред
ставлениям, житийные — житийным, эпизоды мирной жизни князя —
этикету его двора и т. д. Писатель жаждет ввести свое творчество
в рамки литературных канонов
, стремится писать обо всем «как подо
бает», стремится подчинить литературным канонам все то, о чем он пи
шет, но заимствует эти этикетные нормы из разных областей: из церков
ных представлений, из представлений дружинника-воина, из представле
ний придворного, из представлений теолога и т. д. Единства этикета
в древней русской литературе нет, как нет и требований единства стиля.
Все подчиняется своей точке зрения. Воинские эпизоды описываются пи
сателем согласно представлениям воина об идеальном воине, житийные —
согласно представлениям агиографа. Он может переходить от одних пред
ставлений к другим, всюду стремясь писать согласно «приличествующим
случаю» представлениям, в «приличествующих случаю» словах.
Из чего слагается этот литературный этикет средневекового писателя?
Он слагается: 1) из представлений о том, как должен был совершаться
тот или иной ход событий, 2) из представлений о том, как должно было
вести себя действующее лицо сообразно своему положению, и 3) из пред
ставлений о том, какими словами должен описывать писатель совершаю
щееся. Перед нами, следовательно, этикет миропорядка, этикет поведения
и этикет словесный. Все вместе сливается в единую нормативную систему,
как бы предустановленную, стоящую над автором и не отличающуюся
внутренней целостностью, поскольку она определяется извне — предме
тами изображения, а не внутренними требованиями литературного
произведения."

К о м м е н т а р и й. В древнерусской литературе аналогов так называемому плачу Ярославны нет: ни до времени предполагаемого написания "Слова о полку Игореве" (XII в.), ни после (до XVIII в.). В о п р о с: к какому литературному канону стремился Автор "Слова" в XII в.? И почему, если вcё-таки "Слово" было написано в XII в., никто из древнерусских авторов так и не последовал за Автором "Слова" в использовании в своих творениях плачей по типу плача Ярославны, т.е. явного языческого ритуала?