Фрагмент 3 (стр.12):
"Система литературного этикета и связанных с нею литературных ка
нонов продержалась в древней русской литературе несколько веков.
В конце концов эта система тормозила развитие литературы, вела к не
которой косности литературного творчества, хотя никогда не подчиняла
его окончательно. В частности, так называемые элементы реалистичности
в древней русской литературе, наличие которых усматривается в ряде
древнерусских повестей о феодальных преступлениях (в рассказах об
ослеплении Василька Теребовльского, убийстве Игоря Ольговича, пре
ступлении Владимирки Галицкого, убийстве Андрея Боголюбского,
смерти Владимира Васильевича Волынского, ослеплении Василия II
Дмитриевича, смерти Дмитрия Красного и т. д.), являются нарушением
литературных канонов. Эти нарушения постепенно нарастают. В лите
ратуре исподволь развиваются силы, которые боролись с литературным
этикетом, с литературными канонами, вели к их разрушению.
Как произошло падение системы литературных канонов? Процесс этот
очень интересен. С образованием Русского централизованного государ
ства
литературный этикет, казалось бы, не только не ослабевает, но, на
против, становится необыкновенно пышным. Возьмем, например, воинские
формулы «Казанской истории», «Летописца начала царствования»,
«Степенной книги» или «Повести о взятии Пскова Стефаном Баторием».
Они значительно пространнее и вычурнее, чем в Ипатьевской летописи.
Авторы не довольствуются их краткой устойчивой формой. Они вводят
различного рода «распространения», стремятся к соединению пышности
с наглядностью и т. д. Но в результате такого рода разрастания литера
турных канонов теряется их устойчивость.
Разрушение литературных канонов совершилось одновременно
с пышным развитием этикета в реальной жизни. Изучение зависи
мости разрушения литературных канонов от подъема этикета в государ
ственной практике представляет очень большой интерес для литературо
ведения.
В самом деле, обрядовая сторона жизни Русского государства достигла
очень большой степени развития в XVI в. Литература вынуждена была
воспроизводить содержание разрядных книг, чина венчания на царство,
описывать сложные церемонии. Литературе как искусству угрожала
серьезная опасность. Одновременно писатели стремятся поэтому оживить
церемониальную сторону своих описаний реально наблюденными подроб
ностями. Усложнение этикета встречается с ростом реалистических эле
ментов в литературе,
о причинах которого не место говорить в данном
сообщении.
Это парадоксальное сочетание усложнения литературного этикета
с усилением элементов реалистичности отчетливо заметно, например,
в «Казанской истории».

К о м м е н т а р и й. Литературный язык "Слова", если оно написано в XII в., разрывает все предшествующие каноны, высвобождается от их пут и свободно парит по словесному небосводу - и, себе представить, с полным отрывом от процесса усложнения придворного этикета. Возможно ли это? По Д.С.Лихачёву выходит, что "Слово" находится в стороне от рассматриваемого им "парадоксального сочетания".