Фрагмент 3 (стр.28-29):
"Как это ни странно, но одно из самых достоверных свидетельств о при
надлежности сочинения тому или иному автору, редактору или перепис
чику извлекается из тайнописных записей. Мне неизвестно ни одного слу
чая, когда бы указания тайнописи оказались неправильными. Объясняется
это, как мне кажется, тем обстоятельством, что тайнописных записей об ав
торе не делали переписчики или их редакторы. Тайнописью запечатлевали
свои имена только сами авторы или те, кто считали себя причастными к ав
торству (поэтому-то в тайнописи встречаются указания на русских авторов
и редакторов, но нет указаний на переводных авторов). Делалось это из
скромности. Очевидно, две тенденции боролись в составителях тайнопис
ных записей: желание запечатлеть свое имя как автора или редактора и
переписчика и сознание нескромности этого желания. Именно эгои борь
бой и вызывалось, очевидно, это типично средневековое явление — тайно
писные записи о себе древнерусских писателей. Как бы то ни было, пси
хологическая борьба эта могла быть только у лиц, прямо причастных к со
зданию произведения или рукописи, и поэтому мы можем доверять этим
записям.
Своеобразный вид тайнописи представляют собой акростихи. Акро
стихи были известны еще греческим авторам служб и канонов. В этих акро
стихах они оставляли признаки своего авторства. Но особенно распрост
ранились на Руси акростихи в XVII и XVIII вв., с развитием стихотвор
ства, с одной стороны, и барочной модой на всякого рода замыслозатые и
фигурные стихи — с другой. Особенно интересен случай, обнаруженный
известным исследователем рукописных песенников XVII и XVIII вв.—
А. В. Позднеевым, со стихотворцем Германом. Здесь в акростихи оказа
лось записанным не только имя стихотворца, но и некоторые данные его
биографии
. А. В. Позднеев пишет: «Акростих образуется из начальных
букв каждого столбца, читаемых или сверху вниз, или слева направо.
Число акростихов в песне может быть: а) один, б) два (в этом случае пер
вый читается в верхних строках столбцов сверху вниз, а второй — в ниж
них— слева направо) и в) даже, изредка, — три».

(...) Как бы ни была убедительна атрибуция произведения по тайнописи,
она не снимает необходимости опереться на историю текста, ибо характер
работы автора, редактора или переписчика, объем произведения, вид его
и прочее все равно требуют своего установления, без чего невозможна
атрибуция. Только тогда, когда мы переходим к произведениям нового
времени с их стаби\ьным текстом и четкими представлениями об авторстве,
возможна «чистая атрибуция». К таким произведениям со стабильным тек
стом относятся стихотворения. Вот почему атрибуция по акростихам не
типична
для древней русской литературы."

К о м м е н т а р и й. Д.С.Лихачёв, говоря об акростихах древней Руси, ничего не сказал о их существовании в XII в., он указал лишь на XVII в. Тогда как же быть с акростихами в тексте "Слово о полку Игореве"?