_______________________________________________________________________
""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""
........... Б. Н. Путилов (Ленинград). Куликовская битва в фольклоре ..........
................................ (в кн.: ТОДРЛ, т. XVII, 1961) ................................

Фрагмент 1 (стр.123-124):
"С. К. Шамбинаго предполагает, что в «Сказании о Мамаевом побоище» отразились и другие
«древние песни». «Частью специальной какой-либо песни» он считает поэ
тическое описание боя (Шамбинаго, стр. 301 ). Это описание он также
пытается представить в стихотворно-песенной форме.

И сступишеся [велици] полци, [и] крепко бьющеся,
[Напрасно] вцепляются щиты богатырские, [от вострых копеев]
Ломаются рогатины булатные [о злаченые доспехи],
Льется кровь богатырская
По седельцам по кованым,
Сверкают сабли булатные
Около голов богатырских,
Катятся шеломы злаченые [с личинами]
Добрым коням под копыта,
Валятся головы многих богатырей
С добрых коней о сыру землю.

(...) Обратимся к анализу стилистической стороны отрывка. На первый
взгляд может показаться, что стилистически он связан с народной поэзией.
Об этом как будто говорят эпитеты, довольно обильно уснащающие текст
(в частности, повторяющиеся эпитеты «богатырские», «булатные», «доб
рые» и др.), и самая манера поэтически изображать ситуации боя (кровь
льется по седлам, сверкают сабли около голов, катятся шлемы под копыта,
валятся головы о сыру землю). Однако общее впечатление должно быть
проверено конкретным анализом.
Прежде всего очень существенно то обстоятельство, что в стоящей
рядом со «Сказанием» «Задонщине» сходная стилистическая манера не
только ощущается довольно ясно, но и возведена в один из основных прин
ципов повествования. Здесь неоднократно встречаются эпитеты «золоче
ные доспехи» и «шелом златой», «мечи булатные», «борзые комони»,
«погании татарове» и т. д., т. е. эпитеты, о которых можно говорить как
о фольклорных. Между тем лишь отчасти есть основание обращаться
в поисках прямых источников этих эпитетов к народной поэзии, поскольку
ряд таких «постоянных» эпитетов заимствован в данном случае из «Слова
о полку Игореве».

«Сказание», очевидно, может быть в этом смысле сопоставлено с «За-
донщиной». Другими словами, когда мы обнаруживаем поэтические эпи
теты, мы не можем так уже определенно выводить их непосредственно из
песни. Вполне возможно, что какие-то из них пришли в «Сказание» из
«Задонщины».
Но если даже согласиться с тем, что автор (или редактор) брал их
прямо из фольклора, то встает вопрос о методике заимствования и о его
пределах. Иными словами, мы еще не знаем, попал ли данный комплекс
эпитетов в «Сказание» в составе цельного народно-песенного произведения
или же эти эпитеты пришли сюда в форме художественных элементов,
отделившихся от конкретных фольклорных текстов. Чтобы ответить на
этот вопрос, обратимся к отрывку как к художественному целому."


К о м м е н т а р и й. Как видно, в статье Б.Н.Путилова проводится мысль, что некоторые эпитеты "Задонщины", которые вполне могли бы считаться фольклорными по своему происхождению, таковыми не могут быть признанными только на том основании, что они встречаются в тексте "Слова о полку Игореве". В версии написания "Слова" в XVIII в. фольклорность "Задонщины" уже не может оспариваться суждениями, которые высказывает Б.Н.Путилов, опираясь на текст "Слова" как на источник "Задонщины".