Фрагмент 3 (стр.126-127):
"(...) В «Задонщине» многие события пред
ставлены без достаточной точности, последовательности; в постоянном
отступлении от норм прагматического изложения событий состоит одна
из художественных особенностей этого памятника. Для Софония как раз
вполне естественным было взять (а может быть, и создать самому) именно
такую версию бегства Мамая, позволившую ему завершить повествова
ние двумя важными для него мотивами: сопоставлением участи двух за
воевателей — Батыя и Мамая и иронической трактовкой конца Мамая.
И тот и другой мотив вполне в духе не только «Задонщины», но и «Слова
о полку Игореве».
И хотя текстологических и стилистических совпадений со «Словом»
в данном эпизоде «Задонщины» не так много, но вполне отчетливо здесь
ощущается общая художественная связь двух памятников. Эпизод из
«Задонщины» может быть сопоставлен с эпизодом из «Слова», посвящен
ным Всеславу Полоцкому. Всеслав «в ночь влъком рыскаше», «скочи от
них лютым зверем»; из соединения этих двух образов возникает в «Задон-
щине» свой: «И отскочи (поганый) Мамай серым волком от своея дру
жины». В характеристику Всеслава также вплетается элемент иронии —
и тоже заключенный в форму народно-поэтической образности: «Аще и
веща душа в дръзе теле, нъ часто беды страдаше. Тому вещей Боян и
пръвое припевку, смысленый, рече: „Ни хытру, ни горазду, ни птицю го-
разду суда божиа не минути"». Однако, как и в некоторых других местах
своего произведения, Софоний в данном случае лишь отталкивался от
«Слова», разрабатывая весь эпизод по-своему. Это сказалось в стили
стической обработке эпизода, которая не отличается цельностью. Налицо
сочетание манеры книжной с манерой фольклорной. Особенно интересно
применение Софонием к Мамаю песенного образа-символа «битва—встреча
и проводы гостей
». Обычно, как это известно по песне о Евпатии Ко-
ловрате и особенно по более поздним историческим песням, русские воины
(полководцы, царь), готовясь к встрече врага, намерены встретить его
как «гостя», «угостить» и «проводить» достойным образом. В образах
такой встречи, угощения и проводов дается иногда картина сражения.
Характерной особенностью этих образов яляется их ироническая заострен
ность. В эпизоде с Мамаем из «Задонщины» мы видим тот же образ, но
в ином контексте. Фряги с насмешкой спрашивают у Мамая: «Нешто тобя
князи руские горазно подчивали?»; «Нечто гораздо упилися на поле Ку
ликове на траве ковыли?». «Слово о полку Игореве» знает образ-символ
«битва — свадебный пир», развернутый там в скорбное описание разгрома
войска Игоря. В «Задонщине» слова «гораздо упилися», да еще в общем
ироническом контексте, звучат с явной издевкой."

К о м м е н т а р и й.К постановке вопроса. В версии написания "Слова" в XVIII в. мог ли его предполагаемый Автор воспользоваться эпизодом с Мамаем из "Задонщины" для создания своей картины с Всеславом Полоцким?