_________________________________________________________________________________
""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""
Я. С. ЛУРЬЕ. Литературная и культурно-просветительная деятельность Ефросина в конце XV в.
.................................... (в кн. ТОДРЛ, т. XVII, 1961 г.) ........................................

Фрагмент 1 (стр.130-131):
"Книгописец конца XV в. Ефросин, с именем которого связано несколько
рукописных сборников Кирилло-Белозерского собрания (ныне в ГПБ),—
фигура, почти не отмеченная в литературоведении и историографии. Имя
Ефросина упоминалось в научной литературе всего несколько раз —в биб
лиографических описаниях его сборников. Сборникам этим посчастливилось
несравненно больше, чем их создателю. Особенно широко отмечен в науч
ной литературе один из них — сборник Кир.-Бел. 9/1086 (далее: КБ-9),
содержащий «Хожение» игумена Даниила, «Задонщину» и много других
важных литературных и исторических памятников. Уже в 1858 г. известный
археограф архимандрит Варлаам подробно описал этот сборник; упоми
нали о нем и другие авторы, занимавшиеся «Хожением» Даниила, но
ни один из них не знал имени Ефросина, — в сборнике КБ-9 имя перепис
чика не было названо. Впервые имя Ефросина как книгописца появляется
в работе Н. В. Рузского, который также исследовал «Хожение», но на этот
раз не только по списку КБ-9, но и по списку Кир.-Бел. 11/1088 (далее:
КБ-11). Почерк КБ-11 совпадает с почерком основной части КБ-9, а
в КБ-11 имя писца, «грешного Ефросина», названо. Н. В. Рузский сделал
отсюда естественный вывод, что и в КБ-9 «почерк открывает руку писав
шего, именно Ефросина». Вновь имя Ефросина было упомянуто Н. К. Ни
кольским
, издавшим древнее (конца XV в.) описание сборников Кирилло-
Белозерского монастыря, где упоминались три «соборняка» и «потребник»
Ефросина. Н. К. Никольский отожествил упомянутого в описании Ефро
сина с Ефросином, переписавшим дошедшие до нас кирилло-белозерские
сборники, и предположил, что «потребник» Ефросина — это третий сохра
нившийся кирилловский сборник, написанный (в основной части) рукой
Ефросина и имеющий прямое указание на его имя, — Кир.-Бел. 6/1083
(далее: КБ-6).
Вводя имя Ефросина в литературоведческую науку, ни Н. В. Рузский,
ни Н. К. Никольский не пытались как-либо охарактеризовать этого книго-
писца. Не сделал этого и M. H. Сперанский, обратившийся к сборникам
Ефросина при издании «Псалтыри» Федора еврея по рукописям КБ-9 и
КБ-6.5. Хотя M. H. Сперанский придавал издаваемому им памятнику вполне
определенный смысл, связывая его с так называемой ересью «жидовствую-
щих» (новгородско-московской ересью конца XV в.), но он не сделал ника
ких выводов из того любопытного факта, что оба дошедших до нас списка
находились в составе сборников, основная часть которых (хотя и не самый
текст «Псалтыри») была написана Ефросином. Ничего не сказал о Ефро-
сине и П. К. Симони в своем исследовании «Задонщины» по списку КБ-9;
он указал только, что «кто был означенный Ефросин писец — и владелец
рукописи — трудно установить». Несколько более подробно охарактеризо
вал Ефросина А. Д. Седельников при описании рукописи КБ-11 (в связи
с «Повестью о Дракуле», входящей в эту рукопись): он назвал Ефросина
«замечательным в своем роде переписчиком», составителем «трех интерес
нейших „ефросиновских" сборников».

К о м м е н т а р и й. Имя Ефросина в Деле о "Слове о полку Игореве" чрезвычайно важно. Его рукой переписана "Задонщина", где есть имя "Боян", но нет реки Каялы. Интересно и другое: Я.С.Лурье, занимаясь литературой Древней Руси, ни строчки не оставил о "Слове о полку Игореве". Почему?