Фрагмент 4 (стр.139-140, 141-142):
"(...) Многочисленные пометы Ефросина на его сборниках прежде всего
дают возможность датировать эти сборники. Наиболее раннюю дату —
июль 6971 (1463) г. — мы читаем в записи Ефросина на поле переписанного
им текста сборника игумена Игнатия; но так как сам этот игумен занимал
свой пост с 1471 по 1475 г., то очевидно, что сборник в целом составлен
уже в начале 70-х годов. Сборник Увар. 894 имеет целый ряд пометок
с датами окончания отдельных частей — с января 6981 (1473) по апрель
6985 (1477) г. включительно. Близок по времени к нему и сборник КБ-22.
В сборнике нет записей с датой, но датировка сборника может быть уточ
нена на основании его текста: здесь содержится перечень игуменов Троице-
Сергиева монастыря, доведенный до игумена Авраамия (1475—1478).
Рукопись КБ-6 имеет две пометы — апреля 6984 (1476) г. и апреля 6990
(1482) г.; сборник, следовательно, писался не менее шести лет и был окон
чен во всяком случае после 1482 г. Еще длительнее была работа над КБ-9:
во второй половине рукописи мы читаем пометы февраля и марта 6978
(1471) г. и мая 6979 (1471) г., а в начальной части рукописи — сентябрь
6984 (1475) и 8 сентября 6988 (1479) г. (столетие «боя за Доном»-—-Ку
ликовской битвы). Материал для сборника подготовлялся, таким образом,
в течение почти десяти лет и не ранее 1479 г. переплетен в единый сборник,
но не в порядке первоначального написания статей (первоначальный счет
листов, начинавшийся с л. 320, был переделан Ефросином на новый).

(...) Сборники Ефросина позволяют определить не только время, но и место
его деятельности
. Ближе всего эти сборники связаны с Кирилло-Белозер-
ским монастырем, где все они, кроме одного, и сохранились. В КБ-9 и
в КБ-22 мы несколько раз читаем указания, что приведенные там тексты
вписаны из «устава Кириллова».

(...) Но наряду с Кирилловым монастырем Ефросим был связан и с другими
монастырями. Его сборники обнаруживают не только знакомство с книго
хранилищем Ферапонтова монастыря, находившегося невдалеке от Кириллова
монастыря/' но и тесную связь с Троице-Сергиевым монастырем. Именно
игуменов Троицкого монастыря перечислил, как мы уже знаем, Ефросин
в сборнике КБ-22. В КБ-6 Ефросин отметил количество книги молитвен
ников в Троицком монастыре. Связь с Кирилловым и одновременно
с Троицким монастырем обнаруживает и рукопись Увар. 894: в послесловии
к этой рукописи Ефросин выражал надежду на молитвы «преподобнаго и
богоноснаго огца нашего игумена Сергиа чюдотворца и преподобнаго отца
нашего и господина старца Кирила».
О том, что деятельность Ефросина была связана не с одним только Ки
рилловым монастырем, может свидетельствовать и запись в одном из его
сборников. Указав, что «впервые» он писал «Сказание о 12 пятницах»
в 1477 г., Ефросин прибавил: «тое зимы и на игуменство поехал.. .». Конец
этой фразы не сохранился (он срезан при переплете), но, по-видимому,
она относится к самому Ефросину. О нем, возможно, говорит и запись об
«отшествии» из монастыря какого-то Ефросина (по-видимому, в 1470 г.),
читающаяся в дополнительной части той рукописи, где находится издан
ное Н. К. Никольским древнее описание кирилло-белозерских сборников."

К о м м е н т а р и й. Как видно, Ефросин был заметной фигурой в книжном деле. Известность его писательской деятельности, надо думать, выходила далеко за пределы стен Кирилло-Белозёрского монастыря. Так вот, первоиздатель "Слова" А.И.Мусин-Пушкин, находясь в должности обер-прокурора священного Синода, мог получить своевременную и достоверную информацию от лиц духовного звания о существовании древнейшей библиотеки Кирилло-Белозёрского монастыря, а также и информацию о существовании "Задонщины" в переписке Ефросина.