___________________________________________________________________________________
""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""
Н. А. Казакова. Книгописная деятельность и общественно-политические взгляды Гурия Тушина.
...................................... (в кн. ТОДЛ, т. XVII, 1961) ............................................

Фрагмент 1 (стр.170-171-172):
"Гурия Тушина как адресата известного послания Нила Сорского упо
минает А. С. Архангельский, ограничившийся замечанием о том, что Гу
рий, инок Кирилло-Белозерского монастыря, одно время был в нем игу
меном, пользовался большим уважением и имел своих учеников.

(...)Гурий Тушин, в миру Григорий, происходил из боярского рода Кваш
ниных; фамилию Тушин он получил по прозвищу своего прадеда «Туша».6
В 1478 или 1479 г., приблизительно в возрасте 23—26 лет, он принял по
стрижение в Кирилло-Белозерском монастыре от игумена Нифонта. В Ки-
рилло-Белозерском монастыре Гурий Тушин сблизился с Нилом Сорским
чей скит находился недалеко от монастыря, и стал его учеником и после
дователем (установить время сближения Гурия с Нилом Сорским за от
сутствием каких-либо даже косвенных указаний источников нельзя).
В 1484 г., через пять лет после своего пострижения, Гурий становится
игуменом.

(...)Во всяком случае
никаких указаний на связь Гурия в какой-либо период его жизни
с удельнокняжеской оппозицией не имеется; что касается отношения к Гу
рию великокняжеской власти, то оно было вполне благожелательным. Об
этом свидетельствует дар Василия III Гурию Тушину — Евангелие, на по
следнем листе которого рукою Гурия записано: «Сие Еуангелие дал князь
великий Василей Гурию Кирилловскому Тушину».
Евангелие, подаренное Василием III Гурию Тушину, отличается высо
кой художественностью оформления: оно украшено изящным плетеным
орнаментом и миниатюрами, на которых легкие, исполненные благородного
изящества фигуры евангелистов вставлены в великолепное арочное обра
мление, а обычный для миниатюр золотой фон заменен тонким орнамен
том, образующим ковровый узор. А. Н. Свирин в своем исследовании
древнерусской миниатюры, отмечая художественную ценность интересую
щего нас Евангелия, ставит его миниатюры в один ряд с миниатюрами
таких известных евангелий, как Евангелие Феодосия (сына Дионисия)
1507 г. и Бирева 1531 г. Миниатюры этих трех евангелий он рассматри
вает как отражение дионисиевской традиции в области русской книжной
миниатюры первой половины X VI в. Несомненно, что факт
дарения Василием III такого ценного Евангелия старцу, не являвшемуся
руководителем монастыря, свидетельствует о большом уважении к нему
со стороны великого князя, уважении, возникшем не вдруг и не случайно

(...)Игуменство Гурия Тушина продолжалось недолго — всего девять ме
сяцев, но до конца своей жизни он не оставлял Кирилло-Белозерский
монастырь, где и умер 8 июля 1526 г., на восьмом десятке лет, окружен
ный всеобщим уважением. Об уважении и влиянии, которыми пользо
вался Гурий Тушин в монастыре, свидетельствуют записи в одном ки-
рилло-белозерском сборнике о смерти не только самого Гурия и его
сестры, но и его учеников — старцев Симеона, Герасима, Филофея.".


К о м м е н т а р и й. Этот фрагмент ещё раз высвечивает то , что Кирилло-Белозерский монастырь был широко известен в пределах Московского государства, И А.И.Мусин-Пушкин, интересуясь древними рукописями, должен был посетить стены знаменитого монастыря и осмотреть его книгохранилище.