_________________________________________________________________________________
""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""
..................Н. С. Сарафанова. "Прение верного инока с отступником". .......................
.......................(Из истории старообрядческой литературы XVII в.).............................
.......................................(в кн. ТОДРЛ, т.XVII, 1961).........................................

Фрагмент 1 (стр.281, 283):
"«Прение» привлекает внимание и как памятник истории начального
периода старообрядчества — 70-х годов XVII в. (оно дает материал для
характеристики «властей» и методов их расправы со старообрядцами), и
как своеобразное произведение старообрядческой литературы, в котором
нашли отражение новые принципы повествования, возникшие в старооб
рядческой литературе того времени.
Находится «Прение» в той же тетради сборника, что и два других
старообрядческих сочинения, известных в единственном списке в дефект
ном виде: «Письмо неизвестного лица из заточения (1685 г.)» и письмо
инока Епифания, опубликованное А. К. Бороздиным. Все эти три сочи
нения расположены вместе, следуют одно за другим на лл. 35—39 об.,
написаны одним и тем же скорописным почерком конца XVII в. и образуют
единую группу в составе сборника.
«Прение верного инока с отступником» дошло до нас неполностью:
вследствие утраты предшествующих листов недостает начала его, текст
начинается со слов: «Верный же инок начат ему глаголати.. .». При позд
нейшем переплете рукописи листы были перебиты (их надо читать в сле
дующее порядке: лл. 37 об., 37, 38—39 об.).

(...)Какие же это особенности?
В «Прении верного инока с отступником», кроме двух спорящих героев,
присутствует еще и третье лицо — автор. Автор выступает как очевидец,
свидетель этого спора: «верный ... иам про их козни много на пользу ду
шам сказал. Аз же, грешный, и вам не поленихся се известно сотворит«».
Авторское «я» сообщает всему рассказу о споре «верного» с «отступни
ком» особо доверительный, интимный тон. Повествование от лица рассказ
чика-очевидца не встречается в обширной литературе «прений». Это один
из характерных приемов старообрядческой литературы, широкое исполь
зование которого было вызвано отчасти чисто практическими задачами
убеждения, стоявшими перед ней. Так, в «Прении» этим литературным
приемом достигались две цели. Во-первых, это было лишним свидетель
ством правдивости
, достоверности того, о чем только что поведал автор. Во-
вторых, автор получал возможность прямо, «в лоб» высказать свое отно
шение к рассказанному: «я нам даждь, владыко, утверженьем быти во еди
ной истинной вере и не прелагатися, якоже они, отступницы». Отмеченная
особенность «Прения» имеет принципиальное значение для изучения ста
рообрядческой литературы: она является выражением особой тенденции
в развитии художественных норм
старообрядческой литературы — прин
ципа автобиографизма.
Писатель нарушает традицию книжного стиля «прения» и тем, что
стремится иногда передать спор с помощью оборотов устной речи. Так,
«отступник» спрашивает у своего противника: «И ноне что мя новым
нынешним крещением поносиши?» — или кратко отвечает: «Аз убо по ны
нешней новой вере паки бы прекрестился». Особенно интересна в этом
отношении заключительная часть спора, когда «отступник» начинает гро
зить «верному» расправой «властей»: «власти те на вас добры, немного
дают говорить, рот-от у вас затыкают кулаками, а иное-камением в зубы,
да и бороды теребить горазды. Да кабы и ты попал им в руки, был бы ты
мякок» и т. д. Просторечие в данном случае выступает как своего рода
средство характеристики, показатель невежественности, «грубости» «отступ
ника», но само стремление фиксировать разговорную речь в литературном
произведении весьма знаменательно для старообрядческой литературы."


К о м м е н т а р и й. Как видно, старообрядческая литература вводит в повествование его Автора. Но Автор произведения уже есть в тексте "Слова о полку Игореве". Вопрос: насколько характерно присутствие Автора в тексте его произведения для литературы XII и XVIII веков.