Фрагмент 2 (стр.332-333):
"Таким образом, в тот период политика русских князей находилась
в зависимости от татарских поработителей и направлялась татарскими
ханами с помощью постоянной военно-политической организации — бас-
качества
. В то же время установившаяся система татарского владычества
не препятствовала князьям в их междоусобной борьбе.
Следовательно, на фоне исторической обстановки тех лет становится
более понятным смысл обращений Серапиона к слушателям. В этих обра
щениях писатель стремился разъяснить современникам истинные причины
постигших их бедствий. Он видел причины порабощения не только
в «божьих казнях»-—нашествии татар, обрушившихся на «грешных»
современников, но и в непримиримой вражде русских князей. Поэтому
картины нашествия у Серапиона не обособлены от его страстных обличе-
ний. Он взывал к исправлению, рисуя трагические картины разоренной
Русской земли
и используя при этом примеры живой действительности
70-х годов XIII в. Но призывы к покаянию и очищению от грехов в «сло
вах» Серапиоиа сливались с гневным осуждением «земной» причины,
повлекшей за собой порабощение Руси, — княжеских междоусобий.
Из поучений Серапиона, сильных патриотизмом содержания, вырисо
вывается облик автора не только как «духовного пастыря» церкви, но и
как писателя, исторически правильно понимавшего свою задачу в один
из сложных и тяжелых для древней Руси периодов".


К о м м е н т а р и й. По материалам статьи С.Н.Колобанова создаётся впечатление того, что Древняя Русь не знала ни "Слова о полку Игореве", ни его Автора. А ведь именно Автор "Слова", по утверждению Д.С.Лихачёва и других учёных, первым в истории древнерусской литературы выступил со словами осуждения княжеских междуусобий и с призывом объединить свои усилия в борьбе с внешним врагом.