А что такое «европейские ценности»? Проведенное миниисследование показало, что в рунете в настоящее время попросту нет даже признаков понимания того, что такое «базовые европейские ценности». Данная работа имеет целью разъяснить основополагающие принципы европейских ценностей и рассказать о т.н. «европейском векторе» развития Личности и общества.
Шесть основных принципов, называемых европейскими ценностями, целиком укладываются в концепцию «Гуманистического мировоззрения». В свою очередь, гуманистическое мировоззрение основывается на убеждении, что критерием общественного блага служит природа самого Человека.
«Каждый человек волен делать то, что желает, если он не нарушает при этом равную свободу любого другого человека» (Г.Спенсер).
Таким образом, гуманистическое мировоззрение развивается на основе шести этапов, о которых пойдет речь ниже. В то же время, эти шесть основополагающих европейских ценностей заложили основу для построения передовой европейской цивилизации.
Шаг 1 - Гуманистическое мышление.
Латинское слово "Humanus" означает "гуманный, дружелюбный, образованный, культурный". Латинское же слово "Гуманный" означает "человечный".
Гуманистическое мышление сегодня также используется в таком контексте, как "гуманизм". Гуманизм указывает на способ мышления и действия, который основан на воспитательном идеале греческой и римской античности. Этот идеал характеризуется осознанием достоинства человека. Европа отошла от теоцентрического мировоззрения «Бог превыше всего», как это было в Средние века. Сегодня мы ориентируемся на антропоцентрическое мировоззрение – «Человек превыше всего». Это мировоззрение ставит в центр всего Личность. Благополучие людей все больше и больше становится центром мыслей и действий.
Вот несколько примеров, иллюстрирующих влияние этого нового способа мышления:
Изменения в отношении к представлению о мире в связи с гуманистическим мышлением:
Раньше: теоцентрический взгляд на мир подразумевал, что Бог находится в центре внимания мысли и действия.
Сейчас: антропоцентрический взгляд на мир подразумевает, что человеческое существо находится в центре внимания мысли и действия. Это означает, что фокус внимания направлен в большей степени на отдельного человека, но при этом Идея Бога не умаляется.
Изменения в отношении к стандартам, по которым все измеряется:
Раньше: Бог есть мера всех вещей!
Сейчас: человеческое существо все более становится мерой всех вещей! Его действия и стремления уже не стоят ниже Славы Божьей.
Изменения в отношении к счастью в связи с гуманистическим мышлением:
Раньше: преобразование повседневных страданий в счастье и радость начинается только в загробной жизни. Это означало, что счастье и радость можно ожидать лишь в небесном раю, после своей смерти.
Сейчас: преобразование повседневных страданий в счастье и радость начинается уже, в этом мире, так как знания, полученные посредством образования изменяют каждый твой день.
Изменения в отношении к религии в связи с гуманистическим мышлением:
Индивидуум отходит от коллектива верующих и становится самостоятельной личностью в отношении к религии. Т.е. можно развиваться и за пределами границ мыслей и действий, которые налагает религия. Например, через изучение Природы или Космоса.
Изменения в отношении к государству в связи с гуманистическим мышлением:
Индивидуум отходит от концепции коллективизма и принадлежности, становясь независимым лицом по отношению к государству.
не правильные примеры толкования принципа гуманистического мышления:
«Раз коммунизм определил религию как "опиум для народа", значит он основан на гуманизме».
Нет. Коллективные идеологии, такие как коммунизм, не отвечают принципам гуманистической системы, поскольку коммунизм опирается на коллектив, а не на свободных индивидов.
«Ценность человека основана на том, что он был создан Богом по Его собственному подобию».
Нет. Каждый человек имеет "ценность человека" только потому, что живет в качестве человеческого существа. Это означает, что каждый человек ценен, независимо от бога, в которого он верит, и от того, верит ли он в Бога вообще.
Шаг 2 - Рациональность
Латинское слово "ratio" означает - "причина, интеллект". Рационалистическое обоснование - это философское объяснение мира, сделанное в первую очередь на основании разумных выводов. Рациональность означает рациональное мышление, т.е. мышление, при котором определяются причины, как единственный источник понимания. Рациональность означает, что об утверждении можно судить по его значению, но не на основании полномочий лица или учреждения, которые сделали это утверждение, и не на основании того, что многие другие согласны с этим утверждением, и не на основании того, что утверждение исходит от какого-либо бога. Рациональность включает в себя возможность разоблачать аргументы как ложные, даже когда о них говорят, что они исходят от Бога. Связанный с греческой традицией логических дискуссий, рационалистический принцип применяется во многих контекстах, а также является основой для научной работы.
Вот несколько примеров, иллюстрирующих влияние этого нового способа мышления:
Причина стоит выше веры:
Раньше: всезнание Бога означает "бесконечный разум", т.е. тот, который намного выше человеческого.
Сейчас: человеческий разум все больше и больше опровергает утверждения о "всезнании" Бога.
Становится возможным новый способ принятия решений:
Раньше: Вера должна быть выбрана в качестве основного источника решения. Решение, принятое на основании размышлений - не приветствуется.
Сейчас: Причина становится основным источником решения.
Приостановлены вековые ограничения:
Раньше: человеческое мышление и действия ограничены религиозными догмами и тоталитарными правилами.
Сейчас: использование разума преобладает над религиозными и абсолютистскими запретами на свободу мысли и действия.
Как определяется "хорошее"?
Раньше: Библия определяет, что является "хорошим".
Сейчас: "Хорошее" определяется как "разумное".
Основание оценки:
Раньше: оценка происходила на основании Библии и религиозных принципов.
Сейчас: оценка происходит на основании рационального рассмотрения ситуации индивидуумом.
Изменения в оценке государства в связи с рациональностью:
Разрешается постановка критических вопросов в адрес правящей системы через призму рациональности.
Изменения в религии в связи с рациональностью:
Разрешается постановка критических вопросов в адрес христианского учения, всех догматов и даже самого существования Бога, через призму рациональности.
не правильные примеры толкования принципа рациональности:
"Власти нужно доверять слепо!"
Нет. Значение этого вывода является более важным, чем лицо или учреждение, которое сделало это заявление.
"Человеческая рациональность является даром Божьим"
Нет. Человеческое существо приобретает рациональность независимо от того, в какого бога верит, и верит ли в Бога вообще.
"Рациональность важна до тех пор, пока она не приведет к конфликту с религией. В случае сомнений, религия должна иметь приоритет перед рациональностью"
Нет, поскольку в случае сомнений только рациональность должна быть основой решения.
Шаг 3 - Светскость
Светскость означает разделение общественных и религиозных организаций по закону: разделение политики и религии, церкви и государства.
По сравнению с религиозным человеком, светский человек может быть охарактеризован:
Таким, который практикует религию только в частной сфере, а также знает, как отличить "Божественную политику" от "мирской политики";
Таким, который уважает человеческие законы и определяет религию лишь как средство для личного и частного развития;
Таким, который не должен следовать религиозным законам фирмы "Бог" или "мужчины через божью благодать", он также не должен бояться быть наказанным религиозной властью. Светский человек обязан руководствоваться только теми законами, которые написаны людьми, и только сам решает, следовать религиозным правилам или нет.
Религия не должна вмешиваться в рассуждения и действия лиц, она не должна декларировать какие-либо запреты на мышление и поведение. Это личный выбор тех, кто придерживается религиозных правил. Никто не может быть принужден к участию в религиозной деятельности или быть наказанным за то, что он этого не делает. Религия является частным вопросом и при любых обстоятельствах должна быть подчинена конституции и верховенству закона. Задача для интерпретации мира и его явлений лежит исключительно на Причине. Только ясный ум может разработать новые способы адаптации к постоянно меняющимся условиям вокруг нас и найти правильные решения.
Вот несколько примеров, иллюстрирующих влияние этого нового способа мышления:
Влияние религиозных правил:
Раньше: Религиозные нормы и правила влияют как на государственные, так и на частные сферы жизни людей.
Сейчас: Религиозные нормы и правила влияют только на частную сферу жизни людей.
Влияние религиозного мышления:
Раньше: Политические и религиозные мышления одни и те же, то есть они действуют в одном направлении.
Сейчас: Политические и религиозные мышления разделены.
Легитимация мирской и религиозной власти:
Раньше: Национальная церковь и национальный режим дополняли друг друга.
Сейчас: Правители государства должны быть узаконены людьми. Церковь - узаконена в общине верующих.
Изменения в отношении к религии в связи со светскостью мышления:
Религия не должна иметь никакого влияния на политику и является исключительно личным частным делом. Отныне религиозные учреждения - не более чем религиозные институты, и они не являются политическими учреждениями. Религиозные лидеры уже не играют ведущей роли в политике. Для политического лидера нет необходимости получения благословления церкви. Политические решения не должны основываться на религиозных концепциях или догмах.
Шаг 4 - Верховенство права
Современное верховенство закона берет свое начало в философии времен Просвещения. Первоначальный прорыв в этой сфере был сделан во время французской революции в 18-м веке.
Верховенство закона в первую очередь состоит из четырех принципов:
1. Основные права (основные законы, конституционные законы)
2. Разделение властей
3. Предсказуемость действий правительства
4. Механизмы безопасности
Основные права: Верховенство закона является синонимом "свободного государства". Каждый человек обладает основными (базовыми) свободами и правами. Самостоятельные органы власти охраняют эти неотъемлимые права от возможных опровержений или нарушений. Это также означает, что индивидуум может апеллировать к этим органам власти для защиты собственных прав. Верховенство закона не допускает дискриминации или различий, каждый гражданин в равной степени имеет право использовать его (равенство перед законом).
Разделение властей: Правовое государство - это государство, которое имеет свою администрацию и законодательную юрисдикцию. Термин "разделение властей" означает деление власти на законодательную и административно-юрисдикционную. Вместе с тем идет разделение государственной власти на законодательную (законодательный орган), исполнительную (исполнительный орган), и судебную (судебная власть).
Предсказуемость государственных действий: Правовое государство имеет определенную правовую систему, которая сформулирована в деталях. Это позволяет каждому Гражданину вести себя и жить в соответствии с законом, а также подавать свои заявления и предложения. Действия правительства являются предсказуемыми и вычисляемыми, когда соблюдаются:
1. Законность (правительственные действия не противоречат закону)
2. Соразмерность (каждое действие является соответствующим, необходимым и достаточным)
3. Переходные и адаптивные положения для изменения существующих правил
Механизмы безопасности: "Система сдержек и противовесов". Каждая из трех ветвей государственной власти постоянно контролирует и проверяет другие, таким образом предотвращая злоупотребления властью другими ветвями. Если одна из этих ветвей попытается распространить свою власть и перебирать на себя полномочия других (узурпировать власть), эти другие ветви государственной власти обязаны задействовать механизмы безопасности, чтобы защитить свои собственные интересы. Особое внимание всегда должно быть уделено законодательному классу «политиков», так как они назначают новых государственных служащих, судей, прокуроров и т.д.
Вот несколько примеров, иллюстрирующих влияние этого нового способа мышления:
Юрисдикция:
Раньше: В абсолютистском государстве юрисдикция случайна и произвольна.
Сейчас: В правовом государстве каждый гражданин защищен установленной объективной правовой системой.
Статус субъекта заменен статусом Гражданина:
Раньше: Субъект в принципе не имеет никаких прав, которыми он может защититься, но имеет массу обязательств.
Сейчас: Для Гражданина определены защищающие его права и четкие обязанности.
Основы законодательства:
Раньше: Законы были написаны на основе личных намерений или под собственные нужды правителя.
Сейчас: Законы написаны на основе базовой правовой системы, которая закреплена в конституции.
Равенство перед законом:
Раньше: Защита с юридической точки зрения зависела от социального класса истца и социального класса ответчика.
Сейчас: Все граждане равны перед законом!
Изменения в мышлении о государстве:
Верховенство права, основанное на рациональных и светских законах привело к тому, что все люди стали равны перед законом.
Изменения в мышлении о религии:
Законы, написанные людьми, отменили законы, написанные рукой Пророка: мирские законы имеют приоритет над религиозными законами.
не правильные примеры толкования принципа верховенства права:
"Полицейское государство основано на верховенстве закона"
Нет, поскольку исполнительный орган (полиция) является лишь одним органом в трех ветвях государственной власти, поэтому подключается в своей работе к двум другим ветвям на основании системы сдержек и противовесов.
Шаг 5 - Демократия
"Демократия" состоит из греческих слов "демос" - "народ" и "kratein" - "правящий", и подразумевает под собой народное правительство. "Демократия" - это термин для политической системы, суверенитет которой основан на воле народа и где правительство несет ответственность перед народом. Демократия - только тогда демократия, если:
фактический суверенитет находится в руках народа
правители (представители, избираемые народом) избираются во время свободных выборов
1) Каким основным стандартам должно отвечать действительно демократическое правительство?
Проводить свободные выборы
В условиях демократии правительство избирается народом посредством периодических, свободных, тайных, неизменных и всеобщих выборов. Кроме того, правительство может быть отстранено от должности народом или его представителями, поскольку оно проверяется и контролируется народом или его представителями.
Иметь демократическую конституцию
Правительство руководствуется принципом верховенства права (все его действия должны соответствовать конституции и законам) и правлением большинства (все его действия должны соответствовать воле большинства)
Существование оппозиции
Другой главной характеристикой истинной демократии является высокий уровень свободы мнений, а также существование оппозиции. Это когда есть по крайней мере две стороны, которые стоят на двух разных позициях при рассмотрении вопросов по демократическим правилам.
2) Каким основным стандартам должны отвечать действительно демократические выборы?
Равенство
Каждый имеющий право голоса избиратель должен быть допущен к участию в выборах и опросах, и отдать ровно один голос.
Свобода
Не допускается принуждение. Чтобы избежать этого, выборы часто проводятся тайно или анонимно.
Право быть избранным
Все избиратели должны иметь возможность баллотироваться на должность президента.
Альтернативы
выборы признаются состоявшимися только при наличии в бюллетне более чем одной альтернативы.
Результаты
выигрывает тот, кто получает демократическое большинство голосов (власть большинства) или тот, кто объявлен победителем в соответствии с демократическими нормами Конституции
Режим не является демократическим, если:
Преобладает диктатура. Например тирания диктатора, политической партии или группы
Военная диктатура: преимущество войска
Диктатура пролетариата (коммунизм: диктаторское преимущество или одна единственная партия)
Теократия: (“theos” = Бог) государство, управляемое "богом", влиянием особы или кастой священников, выбранных "богом", или с одним мирским, который одновременно и духовный правитель
если правитель решает, кому быть правителем
если нет свободных и периодических выборов
если политическая оппозиция не имеет доступа к СМИ и поэтому не может завладеть вниманием
если пресса не может освещать события свободно
если у людей произвольно отбирается их право на активное или пассивное участие в выборах
если есть только одна политическая партия
если государство - не правовое государство, т.е. без свободы слова и т.п.
Демократия может функционировать только в том случае, если предыдущая политическая система власти, которая была у власти, меняется полностью. Довольно трудно установить демократическую форму правления. Очень легко она может быть снова потеряна или смениться на "псевдодемократию".
Изменения в связи с демократическим мышлением о государстве:
Народ берет свою судьбу в собственные руки.
Изменения в связи с демократическим мышлением о религии:
В рамках демократии, правители-последователи к признанным религиям относятся одинаково.
примеры не правильного понимания демократии:
"Демократия под контролем государства также демократия"
Нет, только то государство, которое контролируется народом, является демократическим.
"Демократия под угрозой и в борьбе с внешним врагом она должна контролироваться исключительно правящей элитой!"
Это наиболее распространенная форма подрыва или прекращения демократии. Демократия может преодолеть внешнего врага, но не того врага, который приходит изнутри.
"Избрание Папы кардиналами, либо выборы халифа (политический и религиозный представитель Мухаммеда) народом, но затем халиф управляет единолично - это демократия"
Нет, это не соответствует критериям демократических выборов, которые уже описаны в тексте выше.
Шаг 6 - Права человека
Всеобщая декларация прав человека выступает за такое наибольшее достижение в развитии человечества, как распространение равных прав на всех человеческих существ мира!
"Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства." Статья 1 Всеобщей декларации прав человека
Три основополагающих права человека:
Свобода: Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести, религии, прессы, и на уверенность, что эти права - неотъемлимы.
Равенство: Все человеческие существа равны перед законом и имеют право на защиту без каких-либо различий Это означает, что не должно быть никакой дискриминации в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Каждый может рассчитывать на защиту от любых форм дискриминации, в том числе на полное равенство мужчины и женщины.
Солидарность: Все человеческие существа имеют одинаковые экономические и социальные права: право на социальную безопасность, на справедливое вознаграждение за труд, на достаточный уровень жизни и здоровья, а также на доступ к образованию, которое является неотъемлемой частью системы прав человека.
Эти права определены в пяти категориях: политические, гражданские, экономические, социальные и культурные права человека.
При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе (Статья 29 Всеобщей декларации прав человека).
Права других людей надо уважать, а не только терпеть. Индивидуальные права человека не должны использоваться для нарушения прав другого человека (ст. 30 Всеобщей декларации прав человека).
Всеобщая декларация прав человека является самым фундаментальным кодексом основных прав и – как заявлено в преамбуле – "задачей, к выполнению которой должны стремиться все народы и государства!"
С этим заявлением круг, который начался с гуманистического мышления и стал первым шагом на пути к ориентированной на Человека международной системе ценностей, замыкается. В рамках этой новой системы ценностей человеческое существо не позволяет государственным или религиозным институтам ограничивать его действия.
______________________________________________________________________________________
Только тогда мы в состоянии по-настоящему осознать ценность свободы или близкого нам человека, когда их больше не существует...
Без прав человека, мы имели бы только право голоса, а также естественные права (право на жизнь, личную свободу, физическую неприкосновенность). Свобода мысли, совести, религии, прессы и мнений, а также право на защиту от любых форм дискриминации, право на образование и т.д. были достигнуты обычными гражданами только после становления универсальных прав человека.
Без демократии мы имели бы естественные права, но не имели бы права на участие в принятии решений. Контроль над нашей Судьбой осуществлялся бы кем-то другим.
Без верховенства права, мы не имели бы даже естественных прав, правитель мог бы произвольно решать вопрос о нашей жизни или смерти, нашей личной свободе и т.д.
Без светскости, мы также должны были бы строго соблюдать религиозные законы в дополнение к правительственным законам.
Без рациональности, мы бы не имели возможности выбирать свой собственный путь.
Без гуманистического мышления, мы не могли бы существовать в качестве независимых человеческих индивидов в первую очередь. Мы бы по-прежнему находились в теоцентрическом мировоззрении средневековья.
Таким образом, Европейские ценности - это универсальные гуманистические ценности, цель которых - свободные, хорошо осведомленные и независимые люди.
Во что бы еще поработать?