Re: Что такое "Европейские ценности"?
[Re: Демид] #2039652135 18.08.23 07:29
Легитимность и легальность власти.
Политика связана с властью и эта власть должна признаваться народом. Что заставляет людей ей подчиняться или другими словами признавать власть? Что оправдывает власть и наделяет ее авторитетом? Процесс признания социальными субъектами ее значимости общественно-политической реальности как в целом, так и в её отдельных проявлениях и составляющих называется легитимация (от лат. lex, legis, legitimus, legitima, legitimum — закон, законный, правомерный, должный, пристойный, правильный, действительный). Сегодня слова легальный и легитимный перестали быть синонимами.
Власть может быть легальной, то есть законной, но не быть при этом легитимной(признанной).
Справедливость является фокусом политического авторитета. «Справедливость, – писал Аристотель, – имеет место в политической жизни, потому что весь строй политического общежития держится на праве» . Аристотель связывал право не только с существованием государства, а отводил важнейшую роль принципу справедливости, который предшествовал государственному праву.
Цицерон признавал, что власть исходит от народа, а ее представление находится в сенате(несколько сотен людей). В современном мире - власть принадлежит народу и должна реализовываться через его самых авторитетных, достойных и способных представителей в парламенте и в других политических институтах.
Но политика, это не голая власть, она связана с идеями, символами, ценностями, принципами. Есть три принципа легитимации - религия, природное право(естественное - ius naturalis) и разум. Политика оправдывается только тогда, когда соответсвует требованиям разума. Сила за лучшим аргументом, лучшие рациональные доказательства будут последним основанием для принятия решения. Сегодня это проявляется в концепции прав человека. Они неотчуждаемы, они надгосударственны и если власть нарушает их - она нелигитмна. То есть современное представление уходит в античное прошлое.
Не нормы, не указы, не институции, ни чиновники и ни силовые ведомства оправдывают власть, а именно идеи справедливости дают ей авторитет. Без этих идей власть просто превращается в насилие, ее главный инструмент.
В четвёртом веке нашей эры Августин Блаженный, он же Аврелий Августин, христианский теолог, философ и проповедник написал пророческие, не утратившие значения в веках слова: «Что есть государство без справедливости? Шайка разбойников!». Нет республики без справедливости. Где нет справедливости там нет и права. Более того, без справедливости нет и народа. А если нет народа, то нет и дела народа, есть дело какой-нибудь толпы.
Всякие политики приходят под лицом легитимности, они говорят, мы будем соблюдать ваши права, делать вам хорошо, развивать вас и защищать, обеспечим достойной работой и тд. Но придя к власти, получив ее, они часто нарушают свои обещания.
Фокус современной дискуссии о природе политических режимов всё чаще перемещается со структуры на agenсy(агентность обобщенно можно определить как способность человека к действию, способность выступать в качестве самостоятельного агента и делать осознанный и свободный выбор).
Но политическая активность граждан может быть ограничена особенностями институционального порядка, отсутствием реальной политической конкуренции, свободы прессы и независимостью судебной системы, деполитизацией общества, расширением разрыва между богатыми и бедными.
Подробней о публичная сфере и легитимности персоналистской системы власти в России.
Политика связана с властью и эта власть должна признаваться народом. Что заставляет людей ей подчиняться или другими словами признавать власть? Что оправдывает власть и наделяет ее авторитетом? Процесс признания социальными субъектами ее значимости общественно-политической реальности как в целом, так и в её отдельных проявлениях и составляющих называется легитимация (от лат. lex, legis, legitimus, legitima, legitimum — закон, законный, правомерный, должный, пристойный, правильный, действительный). Сегодня слова легальный и легитимный перестали быть синонимами.
Власть может быть легальной, то есть законной, но не быть при этом легитимной(признанной).
Справедливость является фокусом политического авторитета. «Справедливость, – писал Аристотель, – имеет место в политической жизни, потому что весь строй политического общежития держится на праве» . Аристотель связывал право не только с существованием государства, а отводил важнейшую роль принципу справедливости, который предшествовал государственному праву.
Цицерон признавал, что власть исходит от народа, а ее представление находится в сенате(несколько сотен людей). В современном мире - власть принадлежит народу и должна реализовываться через его самых авторитетных, достойных и способных представителей в парламенте и в других политических институтах.
Но политика, это не голая власть, она связана с идеями, символами, ценностями, принципами. Есть три принципа легитимации - религия, природное право(естественное - ius naturalis) и разум. Политика оправдывается только тогда, когда соответсвует требованиям разума. Сила за лучшим аргументом, лучшие рациональные доказательства будут последним основанием для принятия решения. Сегодня это проявляется в концепции прав человека. Они неотчуждаемы, они надгосударственны и если власть нарушает их - она нелигитмна. То есть современное представление уходит в античное прошлое.
Не нормы, не указы, не институции, ни чиновники и ни силовые ведомства оправдывают власть, а именно идеи справедливости дают ей авторитет. Без этих идей власть просто превращается в насилие, ее главный инструмент.
В четвёртом веке нашей эры Августин Блаженный, он же Аврелий Августин, христианский теолог, философ и проповедник написал пророческие, не утратившие значения в веках слова: «Что есть государство без справедливости? Шайка разбойников!». Нет республики без справедливости. Где нет справедливости там нет и права. Более того, без справедливости нет и народа. А если нет народа, то нет и дела народа, есть дело какой-нибудь толпы.
Всякие политики приходят под лицом легитимности, они говорят, мы будем соблюдать ваши права, делать вам хорошо, развивать вас и защищать, обеспечим достойной работой и тд. Но придя к власти, получив ее, они часто нарушают свои обещания.
Фокус современной дискуссии о природе политических режимов всё чаще перемещается со структуры на agenсy(агентность обобщенно можно определить как способность человека к действию, способность выступать в качестве самостоятельного агента и делать осознанный и свободный выбор).
Но политическая активность граждан может быть ограничена особенностями институционального порядка, отсутствием реальной политической конкуренции, свободы прессы и независимостью судебной системы, деполитизацией общества, расширением разрыва между богатыми и бедными.
Подробней о публичная сфере и легитимности персоналистской системы власти в России.
Во что бы еще поработать?