Центром развития гуманитарных технологий «НОВАЯ ЭРА» в рамках проекта «Лаборатории мысли» было проведено социологическое исследование: «ОБРАЗ РОССИИ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ МОЛОДЕЖИ».
Цель исследования: определить восприятие молодежью актуального (настоящего) и идеального образов России.
Метод — проективные фокус–группы в форме социально–культурной игры (идентификация образа через символ). Методика позволила заинтересовать молодежь, обеспечить психологическую открытость и творческую вовлеченность. В рамках исследования была поставлена задача преодолеть скованность респондентов и купировать их потребность предоставлять социально–одобряемые ответы при «конструировании» образа России.Респондентам был предоставлен выбор из набора «линеек» символических характеристик образа России по принципу «Если это, то что». Пример «линеек» характеристик образа страны:
«Если Россия сейчас — символ, то какой?»;
«Если идеальная Россия будущего — животное, то какое?»;
«Если Россия сейчас — исторический деятель, то какой?»;
«Если идеальная Россия будущего — блюдо, то какое?».

В совокупности респондентам было предложено 15 вопросов–сравнений. Каждый вопрос задавался дважды — про образ современной России и тот же вопрос — про образ идеальной России будущего. На каждый вопрос респондентам были предложены 13 вариантов ответа, помимо этого респонденты могли предложить свой вариант ответа, который не был предложен организаторами. Респонденты могли выбрать только 1 вариант ответа. После ответа на вопрос, каждый респондент называл от 1 до 3 тегов (ассоциаций), поясняющих их ответ (преимущественно называлось 3 тега). На основе всех тегов были подготовлены облака тегов по следующему принципу — повторяющиеся теги автоматически увеличиваются в облаке на фоне других тегов.
Только так можно получить полное и точное понимание характера представлений современной российской молодежи об образе своей страны.

РЕЗУЛЬТАТЫ ФОКУС-ГРУПП и ВЫВОДЫ.
• Образы современной и идеальной России будущего значимо отличаются друг от друга в глазах молодежи. Однако есть ряд тегов, относящихся как к современной, так и к идеальной России: красота, вкусно.
• Наиболее популярные ассоциации, связанные с современной Россией: сила (109), война (45), страх (39), мощь (31), традиции (29), тяжесть (25), агрессия (23), история (23), старость (23), серость (22), власть (21), красота (21), опасность (19), труд (18), борьба (16), вкусно (16), единство (16), простота (16), хитрость (16).
• Наиболее популярные ассоциации, связанные с идеальной Россией будущего: развитие (101), красота (83), свобода (81), мир (66), спокойствие (59), прогресс (52), новизна (48), мудрость (43), технологии (41), наука (36), ум (35), будущее (32), величие (32), чистота (32), вкусно (31);
• Одним из самых популярных тегов стал тег, связанный с развитием, новизной, прогрессом. Все эти теги говорят о потребности и запросе молодежи на изменения во внешних обликах, окружающих их.
• Абсолютное большинство респондентов с надеждой и верой смотрит в будущее страны. Абсолютное большинство из них с любовью относится к России.
Приложенные файлы

Во что бы еще поработать?