Погода: -12°C
  • Смерть

    Показать скрытый текст
    (II)Смерть

    Лукреций считает, что страх смерти и страх того неизвестного состояния, которое наступит после смерти, — это главная и единственная причина живущего в человеке беспокойства.
    .
    Я близко знал двух людей, действительно страдавших в старости от болезненного страха смерти.
    Одним из них был мой двоюродный дедушка Гарри,
    другим — Джилберт Марри1.
    .
    Их отношение к смерти было одинаковым, хотя их представления о природе Человека и Мира были очень разными.
    .
    Мой дедушка Гарри был христианином-протестантом и принадлежал к ортодоксальной евангелической епископальной церкви.
    .
    Джилберт Марри был католиком, агностиком-рационалистом.
    .
    По логике вещей их убеждения должны были бы облегчить каждому из них встречу со смертью.
    .
    Дедушка Гарри придерживался официального христианского взгляда, что истинная вера и следование Христовым заповедям — это необходимые условия спасения.
    .
    Он был также уверен, что теологическая позиция безупречна.
    .
    Теоретически он полагал, что спасение после смерти ему обеспечено, на практике же страшился перспективы, что может умереть на пути к спасению.
    .
    Что касается Джилберта Марри, то его мировосприятие было, в сущности, таким же, как у Лукреция.
    .
    Следовательно, логически его страх смерти должен был бы смягчаться
    .
    аргументом Лукреция, что так как смерть — это вечное забытье, то она освобождает нас от какой бы то ни было возможности посмертных страданий.
    .
    Надо полагать, умом Джилберт Марри это понимал, однако его рационалистические убеждения не могли развеять жившую в его сердце иррациональную тревогу.
    .
    Самому мне уже почти семьдесят семь лет, так что день моей смерти не так уж далек.
    .
    Самое большее, на что я могу рассчитывать, — это прожить еще лет пятнадцать; а когда человеку перевалило за семьдесят, пятнадцать лет — это всего лишь мгновение.
    .
    Более вероятно, что я умру намного раньше2.
    .
    Пока, однако, меня не беспокоит страх смерти, одолевавший моего дедушку Гарри и Джилберта Марри. Может быть, этот до сих пор охранявший меня иммунитет основывается на недостатке воображения?
    .
    Мне никогда еще не приходилось стоять перед лицом собственной смерти как неизбежности, или вероятности, или даже возможности.
    .
    Вполне возможно, что, когда я окажусь лицом к лицу с неминуемой смертью, и я тоже испугаюсь ее, как боялись ее дедушка Гарри и Джилберт Марри?
    .
    Я не в состоянии заранее сказать, какой будет моя реакция.

    Смерть, которая действительно способна потрясти воображение, — это смерть вашего ровесника.
    .
    Смерть человека старшего поколения воспринимается нами как естественное явление природы, мы считаем само собой разумеющимся, что, пока рядом с нами живет и здравствует более старшее поколение, нам самим, естественно, ничто не грозит.
    .
    Однако я по воле случая принадлежу к тому поколению Западного мира, для которого потеря юношей и мужчин во цвете лет оказалась нормальным уделом, а те немногие, что выжили и продолжают жить, воспринимаются как счастливчики, которым выпал редкий шанс.
    .
    Около половины моих сверстников, однокашников по школе и университету, были убиты в 1915— 1916 годах. И только случайное происшествие спасло меня от того, чтобы разделить судьбу моих сверстников, умерших молодыми. Более того, в раннем детстве, еще когда ничего не говорило о том, что моему поколению суждено будет принести кровавые жертвы на алтарь войны, мне суждено было близко столкнуться с преждевременной смертью.
    .
    Меня назвали в память о моем дяде, который погиб в возрасте тридцати лет. Нет, он погиб не от пули, его убили враги иного рода — бактерии.
    .
    Эта трагедия, естественно, произвела на нашу семью глубокое впечатление, и я рос в атмосфере, пронизанной горем от этой утраты. Позже я слышал от моей тетки Гертруды о преждевременной смерти моего двоюродного деда Джорджа Тойнби. Это тоже был многообещающий молодой человек выдающихся интеллектуальных способностей, но в возрасте двадцати девяти лет — прожив годом меньше, чем его племянник Арнольд, — он умер от скоротечной чахотки.
    .
    С 1915—1916 годов мне всегда казалось странным, что сам я до сих пор жив; и чем старше я становлюсь, тем более странным мне это кажется.
    .
    Смерть представляется мне нормальной,
    .
    выживание — странным.
    .
    Конечно, близкое знакомство необязательно действует как противоядие против страха, и все же оно, как можно ожидать, по крайней мере должно ослабить страх, когда придет час испытания. Я не узнаю ответа на этот вопрос, пока не наступит моя очередь пройти через это.
    .
    В последние десять или пятнадцать лет стали уходить те мои современники, которые, подобно мне, пережили Первую мировую войну. И это был «естественный» конец — смерть от старости. Первым из них умер Джек Деннистон, однако его смерть, несомненно, была ускорена последствиями трех ранений, полученных в Первую мировую войну. Смерть Дэвида Дэвиса, который умер два года назад и который был на несколько месяцев моложе меня, наступила без подобных «вспомогательных» причин. Дэвид никогда не был физически крепким. И тело его, и разум начали изнашиваться еще до того, как ему стукнуло семьдесят. Для Дэвида смерть, когда она пришла, стала избавлением. Затем, в семьдесят с небольшим лет, умер от рака Джон Стейнтон. Джон был на несколько лет старше меня. Летом 1957 года, когда я видел его в последний раз, за несколько дней до смерти, я только приступал к работе над «Наследием Ганнибала». И вот я дожил до того момента, когда эта объемная книга вышла в свет.
    .
    Теперь я чувствую себя исключением из того исключительного контингента моих сверстников, которые пережили Первую мировую войну. Я прожил достаточно долго, чтобы закончить полувековую программу. Поэтому, с моей стороны, было бы нелепо роптать на судьбу. Почему мне суждено было пережить других — причем оставаясь физически здоровым и в здравом уме? Кто подарил мне эти последние два, девять или, собственно говоря, эти последние пятьдесят лет?
    .
    Более того, быть смертным отнюдь не лишено преимуществ. Когда я ловлю себя на том, что хотел бы быть бессмертным, я тотчас пересекаю свое желание вопросом: действительно ли меня привлекает перспектива бессчетное число лет заполнять ежегодную налоговую декларацию?
    .
    Неужели меня действительно привлекает перспектива до бесконечности жить под бременем непрерывно закручивающегося штопора инфляции?
    .
    Рано или поздно, каждого в свою очередь, смерть все-таки избавляет от тягот и несправедливостей этой жизни.
    .
    Смерть — фактически наш окончательный спаситель от тирании человеческого общества, тирании, переносимой, если она вообще переносима, лишь постольку, поскольку имеет неумолимый временной предел.
    .
    В минуту смерти департамент налогов и сборов и вздуватели цен внезапно лишаются возможности причинять мне новые огорчения.
    .
    От имени моего трупа я заранее показываю им язык.
    .
    Меня печалит то, что эти угнетатели по-прежнему будут иметь возможность огорчать любимых мною людей, которые меня переживут, но рано или поздно смерть придет на выручку и этим жертвам — а также на выручку самим угнетателям.
    .
    Смерть кладет предел обязанностям жизни.
    .
    Это творимое смертью благо чрезвычайно ценно и поэтому должно приносить огромное облегчение, как на это мужественно указывал Лукреций и меланхолично — Хаусман3.
    .
    Однако, признав за благо эту оказываемую нам смертью услугу — а это весьма существенная услуга, — мы сталкиваемся с тем, что смерть сводит нас лицом к лицу с одной из тех несообразностей человеческого положения, из-за которых быть человеком трудно и мучительно.
    .
    Человек наделен некими богоподобными духовными и интеллектуальными способностями. Он в состоянии интимно общаться и взаимодействовать с духовным началом, стоящим за явлениями Вселенной, он в состоянии проникать умом в самое Вселенную сквозь бессчетное число световых лет.
    .
    В то же время человеческая жизнь коротка и физически человек слаб и ничтожен, как букашка; и сама планета, которая на какой-то момент становится обителью этой мелкой букашки, не более чем пылинка в гигантском космическом пространстве, эфемерная пылинка в Космосе, возможно тоже имевшая свое начало и неуклонно летящая к концу.
    .
    По сравнению с нашими физическими силами наши духовные и интеллектуальные возможности колоссальны. Но зачем это несоответствие в структуре психологического образования, называемого человеком? Смерть ставит этот вопрос, но не дает ответа.

    Тойнби А.Дж._Цивилизация перед судом истории_Сборник_М._Академический проект_2022_661с.pdf
    Скрыть текст

  • Потеря разума до физической смерти

    Показать скрытый текст
    (III)Потеря разума до физической смерти

    Быть может, я обманываюсь, думая, что не боюсь смерти, но что я знаю наверняка, так это то, что я боюсь — и боюсь неизбывно и сильно — потерять разум прежде, чем меня настигнет физическая старость.
    .
    Меня больше пугает перспектива умственной несостоятельности, нежели физической.
    .
    Я живу под страхом такой судьбы с 1908 года, когда мне пришлось близко столкнуться с потерей человеческого разума.
    .
    Жертве было тогда сорок семь лет, мне — девятнадцать. Человек этот просуществовал после этого еще треть столетия. Это была не жизнь, это была смерть в жизни.
    .
    Это потрясло меня, и гнетущая тень этого случая висела надо мной, пока я сам не миновал угрожающий возрастной рубеж — сорок семь лет.
    .
    Лишиться ума в расцвете сил — явление необычное, и, если бы тот несчастный человек, о котором я говорю, принадлежал к поколению своих детей, его, возможно, вылечили бы; и он наверняка был бы спасен, если бы принадлежал к поколению своих внуков.
    .
    Одним из немногих подарков, полученных нами от двух мировых войн, было стремительное развитие психотерапии. Что произошло в значительной мере благодаря обильной и открывающей новые горизонты информации, которую пионеры этой науки получили во время войны, исследуя случаи контузии.
    .
    Умственное расстройство — это болезнь старости.
    .
    Сейчас, когда вследствие успехов медицины увеличилась продолжительность физической жизни, болезнь эта стала довольно обычным явлением.
    .
    Дряхление, подобно смерти, имеет свои преимущества.
    .
    Оно избавляет неспокойную душу от тревог и любящую душу от печали.
    .
    И все-таки пока человек физически жив, он хотел бы сохранить разум, даже ценой постоянно испытываемой боли.
    .
    Старение не превращает человека в нечеловека, дряхление превращает; и пожалуй, худшая болезнь, которая может поразить человека, та, что превращает его в нечеловека, пока он еще физически жив.
    .
    Даже частичная утрата умственных способностей мучительна для того, кто одарен умом энергичным и ищущим, кто привык и хотел бы с пользой применять этот дар.
    .
    Мне вспоминается лорд Сэмюэл, которому исключительно посчастливилось до конца дней своих сохранить не только абсолютно ясный и светлый ум, но также все физические способности, кроме слуха.
    .
    На приеме, который его семья и друзья устроили, чтобы отметить его девяностолетие, он поднялся и произнес речь, не заглядывая ни в какие записи.
    .
    Он говорил с присущей ему легкостью, и речь его, как всегда, была содержательна и логична.
    .
    И все же этот удивительный старик в конце концов подтвердил истинность десятого стиха 89-го псалма:

    «Дней лет наших семьдесят лет, а при большей крепости восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим».
    .
    Последние слова — это единственное утешение перед лицом неизбежного одряхления.
    .
    Страдания, причиняемые немощью, как и сама жизнь, зло преходящее.
    .
    Временной предел, который кладет смерть, делает переносимым даже умственное расстройство.
    .
    И все же, по моему мнению, это гораздо большее несчастье, чем смерть, и, как и смерть, потеря разума заставляет нас удивляться поразительному несоответствию между нашими возможностями и их ограниченностью.

    Тойнби А.Дж._Цивилизация перед судом истории_Сборник_М._Академический проект_2022_661с.pdf
    Скрыть текст

  • Утраты

    Показать скрытый текст
    (IV)Утраты
    .
    Самое большое счастье в жизни — это взаимная любовь, и поэтому
    .
    самая большая печаль, после печали о наших грехах, — это печаль не по поводу чего-то, что может случиться с нами самими; но печаль, причиняемая нам страданиями людей, которых мы любим, и печаль при расставании с ними, если они уходят раньше нас.
    .
    И все же это такая печаль, которой человек не должен страшиться, если его любовь искрения и глубока.
    .
    Если смерть разлучает двух любящих людей, удел оставшегося в живых — страдание;
    .
    того же, кто умер, небытие спасает от страданий; и если оставшийся в живых истинно любит, он не может сожалеть о том, что горькую чашу выпало испить ему, а не любимому.
    .
    В христианском — или бывшем христианском — мире счастливейшим концом для мужа и жены, глубоко привязанных друг к другу, представляется смерть одновременная, как, например, в авиационной катастрофе.
    .
    Однако подобное нечаянное избавление обеих сторон от неизбежной утраты случается редко.
    .
    По заказу это не делается....

    Тойнби А.Дж._Цивилизация перед судом истории_Сборник_М._Академический проект_2022_661с.pdf
    Скрыть текст

  • Лицом к лицу с самим собой

    Показать скрытый текст
    (V)Лицом к лицу с самим собой
    .
    Человеку страшно смотреть в лицо самому себе.
    .
    Смотреть в лицо самому себе означает принимать близко к сердцу свои моральные ошибки, а у каждого человека есть много моральных ошибок, о которых он сожалеет.
    .
    На совести святых грехов меньше, и грехи эти менее серьезные, чем у простых смертных, но совесть святого столь чувствительна и их моральные требования столь строги, что святые не меньше, а больше и острее нас осознают свою греховность.
    .
    Объективно исследовать собственную совесть — дело нелегкое.
    .
    Человек склонен либо слишком легко отпускать себе грехи, либо, наоборот, стремится перегнуть палку в другую сторону, желая убедить себя в том, что он судит себя достаточно строго.
    .
    Грехи, к которым человек особенно чувствителен, скорее всего, не самые тяжкие его грехи, потому что
    .
    человеческая совесть — большой мастер в искусстве одурачивать самое себя и выставлять себя в более благоприятном свете.
    .
    Поэтому смотреть в лицо самому себе — это испытание пострашнее, чем утрата, или потеря разума, или даже смерть.
    .
    Тем не менее Лукреций прав, говоря, что
    .
    от собственного «я» не убежишь,
    .
    а если кому-то и удастся это сделать, то только путем отсечения себя от того, что, согласно взгляду индийцев, лежит внутри собственного «я».
    .
    Согласно этому взгляду, тот, кто проник в самые глубокие тайники собственного «я», окажется лицом к лицу с конечной духовной реальностью.


    Тойнби А.Дж._Цивилизация перед судом истории_Сборник_М._Академический проект_2022_661с.pdf
    Скрыть текст

  • Лицом к лицу со старостью

    Показать скрытый текст
    (VI)Лицом к лицу со старостью
    .
    Я пишу эти строки в преддверии моей семьдесят седьмой годовщины, и в последние месяцы я чувствую, что постарел.
    .
    Приходится теперь бороться с теми проблемами, которые несет с собой старость.
    .
    Мне посчастливилось достичь этого возраста, не потеряв пока ни здоровья, ни рассудка, так что мне грех жаловаться на судьбу или сетовать, что она предъявляет мне слишком высокий счет.
    .
    Мои друзья, убитые в Первую мировую войну, с радостью заплатили бы такую же или более высокую цену за возможность прожить столько, сколько прожил я на сегодняшний день.
    .
    На каждой стадии жизни есть свои испытания и свои награды.
    .
    Моя награда за то, что я достиг своего нынешнего возраста, заключается в том, что мне было даровано время выполнить больше, чем было намечено в моей первоначальной программе, а труд историка — это труд, в котором время является обязательным условием успеха.
    .
    Испытание, которое ощущается как наиболее тяжкое на данной стадии, состоит в том, что мне приходится умерять свой пыл.
    .
    Поступать так — значит признать, что ты не сверхчеловек, а для человека подобное признание пределов своих возможностей мучительно, хотя, несомненно, и благотворно.
    .
    Как далеко суждено мне пройти по пути все большего отстранения от напряженной, деятельной жизни?
    .
    Если я буду стараться делать все, что делал всегда, я смогу добиться желаемого лишь ценой перенапряжения моих сил, как физических, так и психологических.
    .
    С другой стороны, я убежден, что если я отпущу вожжи и если, например, стану уклоняться от исполнения таких неприятных, но весьма мобилизующих обязанностей, как проверка банковских счетов и заполнение налоговых деклараций, то я быстро стану недееспособным.
    .
    Мне надо нащупать средний путь.
    .
    Пока человек жив, его помыслы сосредоточены на самом себе.
    .
    Переход из одной стадии жизни в другую ничего не меняет. Однако мой опыт жизни в последней стадии — похоже, что я в нее уже вступил, — доказывает мне с очевидностью и настойчивостью, сколь тщетно вкладывать свои сокровища в такое ненадежное хранилище, как собственная личность.
    .
    Я начал понимать, что «другое дело», отодвинутое мной в самый конец моей программы, может оказаться самым важным, а также самым трудновыполнимым.
    .
    Теперь моя задача состоит в том, чтобы попытаться отделить мое сокровище от меня самого и поместить его куда-то, где оно окажется ближе к истинному центру духовной реальности.
    .
    Тойнби А.Дж._Цивилизация перед судом истории_Сборник_М._Академический проект_2022_661с.pdf
    Скрыть текст

  • Положение Человека действительно парадоксально.

    Показать скрытый текст
    Пункт, по которому я расхожусь со всеми историческими высшими религиями, — это пункт, касающийся их попытки дать точные и определенные ответы на загадку, заданную Человеку тем положением, в каком он находится.
    .
    Пресловутые точность и определенность теологических ответов отнюдь не свидетельствуют о том, что эти ответы выверены или могут быть подтверждены.
    .
    Насколько я понимаю, они свидетельствуют лишь о нетерпеливом желании человечества получить разъяснение своего двусмысленного положения.
    .
    Положение Человека действительно парадоксально.
    .
    Человек наделен разумом, способным охватить бесконечное время и пространство, и совестью, способной выносить моральный приговор; и все же на первый взгляд кажется, что выживание этих духовных способностей зависит от их связи с жизнью недолговечного физического тела.
    .
    Если какие-то жизненно важные органы тела от рождения неполноценны, то духовные способности человека никогда не разовьются, во всяком случае никогда не разовьются полностью; и если отдельные органы тела нормального человека сдают до наступления смерти, то автоматически отказывают и духовные способности человека.
    .
    В любом случае, когда наступает смерть, духовные способности исчезают из этого воспринимаемого чувствами мира; и широко и прочно укоренившаяся вера в бессмертие души после смерти не подтверждается никакими неопровержимыми свидетельствами.
    .
    Более того, наши тела, хотя и «страшно и чудесно сотворенные»17, в физическом отношении суть пылинка на поверхности другой пылинки, называемой Землей, которая является спутником еще одной пылинки, называемой Солнцем; а наше Солнце — это пылинка в нашей Галактике, которая есть пылинка во Вселенной, возможно бесконечной в отношении Времени и Пространства.
    .
    Однако эта ничтожная пылинка — человеческое тело — есть неотъемлемая часть непостижимо огромной физической Вселенной; и когда после смерти тело разлагается на физические элементы, сами эти элементы не уничтожаются.
    .
    Смерть разрушает организм, которому в течение какого-то короткого отрезка времени удавалось поддерживать самого себя в качестве неизмеримо ничтожной микровселенной; но те органические материалы, на которые распалось разложившееся человеческое тело после смерти, не оказались разрушенными оттого, что они перестали временно быть составной частью органической физической структуры.
    .
    Они продолжают существовать как часть физической Вселенной, хотя теперь уже не в органической форме.
    Тойнби А.Дж._Цивилизация перед судом истории_Сборник_М._Академический проект_2022_661с.pdf
    Скрыть текст

  • (III)Пределы моего агностицизма

    Показать скрытый текст
    (III)Пределы моего агностицизма

    Я уже отмечал, что мое неверие в некоторые из обязательных догм исторических высших религий остается неизменным уже более полувека, но мое отношение к религии на протяжении этого времени менялось.
    .
    Мой отказ от религии был внезапным;
    .
    мой обратный путь оказался постепенным;
    .
    это был ряд Ответов на следовавшие один за другим Вызовы, которые бросал мне мой опыт.
    .
    Я пришел к выводу, что сама религия — в противоположность ее исторически сложившимся внешним формам — это дар, присущий человеческой природе.
    .
    Я уверен, что человек не может не иметь религии, что люди, заявляющие, будто у них нет религии, обманываются, ибо не умеют заглянуть в собственное сердце.
    .
    Более того, я уверен, что религия является самым отличительным и самым фундаментальным элементом человеческой природы.
    .
    Религия — это поиск конечного духовного принципа во Вселенной, и цель этого поиска не просто интеллектуальная игра, это духовная задача постижения истины, с тем чтобы гармонично влиться в нее самому.
    .
    И на этом тернистом пути каждая из исторических высших религий старается стать надежным пастырем и проводником своим приверженцам.
    .
    И в этом общем стремлении я заодно с последователями всех высших религий.

    Тойнби А.Дж._Цивилизация перед судом истории_Сборник_М._Академический проект_2022_661с.pdf
    Скрыть текст

  • Человек — наиболее производительный вид благодаря тому, что он пользуется своим превосходством, чтобы жить в ущерб другим видам; и человечество также единственный вид, живущий во вред самому себе.

    Показать скрытый текст
    Существование Бога — это гипотеза, и представления людей о природе Бога заметно отличаются в зависимости от догматов различных религий.
    .
    Мое кредо можно выразить одной-единственной фразой: «Dues est mortali iuvare mortalem» («Для смертного Бог есть акт помощи другому смертному»).
    .
    Я верю, что цель Человека — жертвенная любовь.
    .
    Эта любовь божественна, это единственный Бог, которого мы знаем по опыту, как верно и то, что этому Богу Человек должен посвятить себя безоговорочно, не задумываясь о последствиях.
    ..............

    К числу самых тяжелых испытаний, выпадающих на долю человека, относится потеря любимого человека, которого уносит смерть.
    .
    Чем сильнее любовь, тем сильнее горе.

    Душевные силы человека находятся в глубоком противоречии с тем, что человек смертен.
    .
    Способность человека
    .
    не только любить,
    но и мыслить,
    научаться,
    знать,
    учить,
    действовать,
    творить
    .
    не может быть полностью реализована за недолгую человеческую жизнь.
    .
    И все же в этом мире, единственном мире, который мы знаем, человеческий дух не переживает своего физического тела.
    .
    Дряхлеющее тело зачастую лишает человека рассудка еще до наступления физической смерти.
    .
    И это мучительное несоответствие приносит людям горе, унижения и мучения с тех самых пор, как человек впервые осознал себя.
    .
    Можно ли поверить, что любовь, будь она действительно всемогущей, допустила бы подобное несоответствие?
    .
    К тому же жизнь существует в ущерб самой себе.
    .
    Животные живут или в ущерб растениям, или за счет животных других видов.
    .
    Эволюция, возможно, и идет по восходящей — если судить по интеллектуальным критериям умственного развития и целесообразности, —
    .
    но этот же самый процесс выглядит нисходящим — если судить о нем с точки зрения моральных норм поведения.
    .
    Человек — наиболее производительный вид благодаря тому, что он пользуется своим превосходством, чтобы жить в ущерб другим видам; и человечество также единственный вид, живущий во вред самому себе.
    .
    Мы единственные среди млекопитающих, кто ведет братоубийственные истребительные войны.
    .
    Материнская грудь, давшая имя тому отряду живых существ, к числу которых принадлежит Человек, есть символ любви.
    .
    Война — это сознательное и преднамеренное попрание любви.
    .
    Человеческий институт войны клеймит Человека как преступного члена того порядка вещей, в котором он претендует на главенствующую роль.

    Тойнби А.Дж._Цивилизация перед судом истории_Сборник_М._Академический проект_2022_661с.pdf
    Скрыть текст


  • Проект учебно-методического пособия для организация высшего образования по предмету «Основы российской государственности», подготовленные проектом «ДНК России».

    Показать скрытый текст
    Проект учебно-методического пособия для организация высшего образования по предмету «Основы российской государственности», подготовленные проектом «ДНК России».

    Его авторами стали

    Юрий Иерусалимский (доктор исторических наук, завкафедрой отечественной средневековой и новой истории истфака ЯрГУ),

    Вартан Багдасарян (председатель московского отделения общества «Знание», профессор кафедры госполитики факультета политологии МГУ),
    Виктория Марасанова (завкафедрой рекламы и связей с общественностью ЯрГУ),
    Людмила Титова (завкафедрой конфликтологии ЯрГУ),

    София Кудрина (завкафедрой социологии ЯрГУ).

    «Основной целью дисциплины и разработанного УМК является

    формирование у обучающихся системы

    - знаний,
    - навыков,
    - компетенций,
    - ценностей,
    - правил и
    - норм поведения,

    связанных с осознанием принадлежности к российскому обществу,

    - развитием чувства патриотизма и гражданственности,
    - формированием духовно-нравственного и культурного фундамента развитой и цельной личности, осознающей

    - особенности исторического пути Российского государства,
    - самобытность его политической организации и
    - сопряжение индивидуального достоинства и успеха с прогрессом и политической стабильностью Родины»,

    - гласит преамбула к пособию.

    Начинается же учебник с цитаты Николая Бердяева:

    «Со всех сторон чувствовал себя русский человек окруженным огромными пространствами, и не страшно ему было в этих недрах России. Огромная русская земля, широкая и глубокая, всегда вывозит русского человека, спасает его».

    «Историческая Россия в плане этнических взаимоотношений представляла собой особый тип интегрирующего государства.

    Ее специфика заключалась в нехарактерном для Запада сохранении этнической идентичности и традиций населявших российскую территорию народов. Многие из них под защитой и покровительством Российского государства смогли достичь более высокого уровня собственного национального самосознания.

    Русский этнически интегративный путь резко диссонировал с расистским путем развития западного колониализма, стоившего физического существования не для одного десятка народов»,

    - начинают объяснять вопрос уникальности России авторы учебника во вводной части.

    Далее в подглаве, посвященной общероссийским и региональным символам и монументам предлагается привести студентам в качестве примера таковых

    - Музей-заповедник героической обороны Севастополя и
    - мечеть «Сердце Чечни» в Грозном.

    После этого предлагается поговорить со студентами о героях:

    «героем человека должны признать сами обучающиеся, выбор персоналий следует поручить им на этапе подготовки к занятию. Это делает возможным появление новых и неизвестных героев. В данном разделе желательно обсудить

    - освоение космоса, Арктики, оборонный потенциал страны (изобретение самолетов, танков, подводных лодок и т. д.).

    Желательна организация встречи с предложенным студентами героем, например с героями СВО, в очном или дистанционном формате с ответами на вопросы и обратной связью».

    Вторая глава учебно-методического пособия по предмету «Основы российской государственности», созданного в рамках проекта «ДНК России» называется

    «Российское государство и цивилизация».

    Начинается она снова с Бердяева (на скриншоте).

    Далее обильно цитируется философ Николай Лосский, считающий основной чертой характера русского народа его

    - религиозность и
    - связанное с ней искание абсолютного добра, которое осуществимо лишь в Царстве Божьем.

    «Высокое развитие нравственного опыта проявляется в особом интересе к различению добра и зла. Вторым первичным свойством русского характера является могучая сила воли. Именно с ней связана страстность русского человека, порождениями которой могут стать максимализм, экстремизм и фанатическая нетерпимость…».

    Доброта – еще одно первичное свойство русского народа по мысли Лосского.

    Благодаря религиозности и исканию абсолютного добра она поддерживается и углубляется.

    В жизни русского человека есть немало проявлений жестокости (жестокость как средство воспитания, средство устрашения преступников и т. д.).

    Весьма своеобразное явление – жестокость органов государственной власти.

    Представители государственной власти весьма сурово требуют выполнения законов.

    Однако такое поведение не есть проявление их личной жестокости.

    Через человека на службе действует само государство, поэтому индивидуальные свойства личности отступают на второй план.

    Искание абсолютного добра является источником разнообразного опыта и различных способностей.

    Отсюда богатое развитие духа и обилие дарований.

    Сметливый практический ум русского человека проявился в весьма успешном развитии науки и технических изобретениях, а любовь к красоте и дар творческого воображения стали факторами, содействующими высокому развитию русского искусств», - напоминают авторы учебника, после чего пишут, что

    Россия не обращалась к военной силе при расширении собственной территории, для нее не носило системного характера использование силовых инструментов для удержания уже включенной в свой состав территории.


    Далее авторы пособия переходят к восприятию России, как государства-цивилизации, а не части западной цивилизации.

    «Идентичность России относит ее к самостоятельной цивилизации, но отношения с западной складывались неравномерно, будучи обусловленными тесными экономическими, общественными и военно-политическими связями.

    На протяжении последних столетий Россию нередко напрямую относили к европейской цивилизации и называли ее членом большой европейской семьи.

    Однако даже внутри того образования, которое сегодня нередко называют Западом, возможно выделить различные цивилизационные образования, чье существование объясняет фундаментальную разницу между английской и немецкой философией и различиями в культурных практиках народов и наций Южной Европы и Севера континента…

    Цивилизационная идентичность является главным фактором, интегрирующим большие пространства России.

    Это единство основывается на символах, идейных установках и языке, правилах, обычаях и нормах, институтах и ритуалах, а также устойчиво передается из одного поколения в другое.

    Именно так – на основе преемственности, традиции, исторического опыта – веками развивается Россия и российская государственность.

    Государство выступает как способ организации цивилизационного многообразия в нашей системе духовно-нравственных ценностей», - рассуждают авторы.

    «Государство-цивилизация понимается как исторически устойчивое и культурно преемственное сообщество, выработавшее собственную ценностную модель и обладающее значительным социально-политическим влиянием на мировую политику.

    Запад индивидуалистичен,

    Восток живет большими группами, кланами.

    Россия имеет собственную модель развития государственности и разные конкретно-исторические модели государства.

    Россия, Запад, Восток в течение столетий влияли друг на друга, учились друг у друга, а не только конфликтовали.

    Признание уникальности и особенностей конкретной цивилизации не исключает, а, наоборот, подчеркивает признание и роль мировой культуры», - пишут авторы курса «Основы российской государственности».

    Потом они отмечают, что уникальность России раскрывается через понятия
    - правды, соотносящейся со справедливостью;
    - общинности;
    - суверенной государственности;
    - приоритета духовного поиска и нематериального аспекта развития над вопросами прагматической рациональности, расчета и выгодны;
    - осознания самобытной миссии.

    «Миссия России может трактоваться как «ковчег человечества», сохраняющий

    - природные богатства и ресурсы,
    - культурно-исторические традиции и
    - духовно нравственные ценности, спасительные для будущего мира.

    Россия – один из глобальных центров, обеспечивающий стратегический баланс геополитических интересов разных цивилизаций Востока и Запада, Севера и Юга.

    В современной ситуации она – оплот справедливого современного мирового порядка, основанного на уважении национальных интересов и суверенитета.

    Россию как государство-цивилизацию отличает

    - наличие ясного образа будущего (Россия как суверенное, сильное, социальное государство) и
    - системы ценностей,
    - традиции,
    - включение в реализацию масштабных задач,
    - социальная направленность»,

    - заключают они.


    Третья глава пособия называется «Российское мировоззрение и ценности российской цивилизации».

    «Отправными точками российской мировоззренческой традиции, сыгравшими большую роль в формировании философской основы российской государственности, стали следующие концепции:

    - принцип солидарности и соборность;
    - коммунитарность и всеединство;
    - здоровый консерватизм», пишут авторы учебника,

    и на странице 91, наконец, появляется знаменитый в политических кругах пентабазис:

    «Основы российской государственности раскрываются через пятиэлементную системную модель мировоззрения

    - человек (созидание и развитие)
    - семья (любовь и доверие)
    - общество (согласие и сотрудничество)
    - страна (единство многообразия)
    - государство (сила и ответственность)».


    В четвертой главе студентам рассказывают основы Конституции и системы разделения властей, готовя их к главному: главе 5 «Вызовы будущего и развитие страны».

    Авторы пособия пишут, что именно утрата видения будущего стала одним из факторов развала СССР и его гибели.

    Эта дискуссия привлекла внимание общественности в 2020 году, когда вводились противоковидные ограничения, и люди поняли, что «завтрашний день не будет продолжением сегодняшнего».

    Далее выделяется три подхода.

    - Первый – это принципиальная неопределенность современного мира и концепция эйджилизации, то есть, принципиальной невозможности постановки целей ввиду того, что будущее неопределенно. Авторы критикуют этот подход, считая, что он может нанести вред государственной политике.
    Потом студентам расскажут о

    - Втором подходе – возможности и целесообразности проектирования будущего, более того, по мнению авторов, проектный подход к будущему оказывается особенно близок русской православной мысли.

    - Третий подход как раз и исходит из представления о наличии некоей исторической заданности мирового развития. Человек может лишь ускорить или замедлить его ход. Видение будущего оказывается в этом случае проекцией видения прошлого. История в этом отношении коррелируется с футурологией.

    «В свете изложенного Россия для занятия стратегического положения в новом грядущем мироустройстве должна,

    - во-первых, овладеть идентичной историософией, задающей понимание развертки мирового процесса от прошлого через настоящее к будущему, и,
    - во-вторых, выдвинуть проект целевого достижения желаемого будущего сообразно с коридором прогнозных возможностей.

    Победа в ситуации кризисной неопределенности достигается, как это ни парадоксально, на уровне футурологии.

    Победит тот, кто первый перевернет страницу настоящего и окажется в мире будущего.

    Для успешного развития современных мировых цивилизаций Россия предлагает миру свой планетарный проект.

    Этот проект состоит в том, что сила каждой цивилизации заключается в опоре на ее традиционные духовно нравственные ценности.

    Сохранение и развитие традиционных ценностей всех цивилизаций (эти ценности во многом совпадают, но есть и присущие только определенной цивилизации) позволит сохранить уникальность каждой из них и объединит их в противоборстве с антиценностями глобализма, на которые перешла бывшая англосаксонская цивилизация.

    В результате в настоящее время в ряду мировых цивилизаций англосаксонская отсутствует, а ее место занял глобальный мир.

    Только с опорой на традиционные ценности могут сохраниться существующие цивилизации», - пишут авторы пособия.


    Наконец, ближе к концу учебника рассказывается о концепции будущего России.

    «По логике исторического воспроизводства ценностного фундамента аксиологическая платформа будущей России должна включать в себя следующие компоненты:

    1) представление человечеству ценностной альтернативы тенденциям биологизации бытия человечества (коньюмеризма, гедонизма);
    2) утверждение традиционного понимания добра и зла, противостояние размывающим эти категории вызовам постмодерна;
    3) формирование альтернативы духовноцентричного развития человечества;
    4) синтез традиции и модернизации в рамках новой модели развития, модернизация с опорой на собственное цивилизационное наследие;
    5) цивилизационная полицентричность, неприятие системы монополярного мироустройства, глобального неравенства и неоколониализма;
    6) ценность труда, неприятие рентно-спекулятивной модели экономики;
    7) ценность семьи, как первичного элемента общественного устройства;
    8) солидарность, сотрудничество и взаимопомощь как базовые ориентиры социальной жизни граждан страны;
    9) соборность, свободное духовное единение людей, общение сограждан в братстве и любви;
    10) симфоническая модель межэтнических отношений, сообразная с историческим опытом многонационального российского народа;
    11) идеал «нравственного государства» как развитие концепта «государства социального».
    12) выстраивание системы воспитания в соответствии с традиционными ценностными ориентирами, понимание человека как социальной, духовно ориентированной личности»,

    - гласит методическое пособие для преподавания студентам.

    Указ президента о традиционных духовно-нравственных ценностях в пособие называют основой мировоззренческого строительства в России и предсказывают, что

    - Россия в XXI в. возглавит традиционалистские силы мира, так же как в XX в. возглавляла мировое коммунистическое движение.

    Также Россия станет будущим мировым технологическим лидером, причем строя свое технологическое развитие с опорой на традицию, продолжают авторы.

    Говоря о социальном будущем России, пособие предрекает:

    «Бедность перестанет восприниматься как порок бедных, а будет восприниматься в качестве упрека для богатых.

    Снизится диспропорциональность регионального развития.

    С применением новых моделей организации экономической деятельности и развитием новых технологий прогресс в производительности труда позволит решить существующие проблемы с развитием человеческого потенциала.

    Актуализируются традиционные для Россия идеалы, связанные с ценностями коллективизма.

    Это не будет означать уравниловки.

    Неравенство в доходах не исчезнет, но войдет в рамки, когда наиболее и наименее преуспевающие сохранят ощущение принадлежности к единой общности».

    В демографическом будущем России авторы пособия предлагают ориентировать студентов на показательсуммарного коэффициента рождаемости – 3 (трое детей на одну женщину).

    «Будут сохранены и восстановлены

    - цивилизационно-ценностные принципы российской культуры, - традиционные поведенческие образцы.
    - Выстроенная государственная политика должна будет обеспечивать культурный суверенитет России.
    - Должны быть преодолены установки гипертрофированной коммерциализации в сфере культуры,
    - снижена доля развлекательного контента по принципу шоу»,

    - заключают авторы.


    Наконец, последняя часть методического пособия по обучению студентов основам российской государственности посвящена национальной идее.

    Процитируем лишь несколько отрывков.

    - «Начинать созидание общенациональной идеи нужно с себя.
    - Общенациональная идея невозможна без
    -- религии,
    -- государства и
    -- гражданского общества.

    - Мы должны строить не сытое общество, а духовно богатое.
    - Желая найти удовлетворение в материальном, человек подменил временным понимание настоящего блага.
    - Насаждение системы потребления как главной ценности является следствием духовно-нравственного кризиса современного западного общества.
    - Общенациональная идея должна объединять, а не разделять.

    - Необходимо найти такой принцип в первую очередь внутренней жизни человека, который бы не разъединял общество и людей между собой, а старался объединять, принцип, который бы укладывался в традиционные ценностные установки.

    - Таковым может быть закон любви, любви как

    -- милосердия,
    -- сострадания,
    -- взаимопонимания,
    -- жертвенности,
    -- патриотизма.

    - Все в нашей жизни строится на любви, поэтому главная задача – научить людей чувствовать любовь

    -- к ближнему,
    -- к Отечеству.

    - В этом и состоит общенациональная идея России, задача которой –

    -- поднять значимость понятия любви и
    -- научиться раскрывать его ценность в произведениях культуры, в образовательном процессе.

    Ибо любовь объединяет и дает возможность жить бесконфликтно в одной многонациональной и поликультурной семье…

    - Нам надо научиться любить ближних своих,

    - нам надо научиться жертвовать

    -- собой,
    -- своим временем, -- своими силами,
    -- своим здоровьем

    --- во имя любви,
    --- во благо своей Родины,
    --- во благо своего народа.

    И когда каждый из нас положит эту жертву на общий алтарь, мы построим великую страну.

    Но если мы не будем любить, мы расколем общество», - пишут авторы пособия для высших учебных заведений.

    «Величие нашей страны создается ее народами, которые сплачиваются вокруг общенациональной идеи.

    Когда идет война, народы объединяются вокруг идеи победить врага, а когда мир – созидать процветающее Отечество.

    Основа патриотического воспитания молодого поколения – идея служения Отечеству.

    Именно эта идея объединяет всех людей, она позволяет нам быть едиными.

    Так, в годы Великой Отечественной войны страна смогла объединиться и противостоять врагу.

    Эта же идея объединила людей в годы Смутного времени.

    Служение Отечеству – это исторически наша национальная идея.

    Войны, которые вела Россия, были оборонительные и освободительные.
    Она никогда не выступала колониальной державой.

    Те земли, которые присоединялись к территории государства, становились частью Отечества.

    Народы, проживающие на этих землях, не теряли свою идентичность, свою культуру и свой язык.

    Они включались в ореол политики более сильного государства, но на равных правах.

    В России не исчез ни один этнос.

    Народы получали возможность развиваться, и развиваться за счет доминирующих в экономическом и социальном плане регионов»,

    - гласит учебник, далее переходя к понятию патриотизма и служения Отечеству.

    «Понятие «служение Отечеству» включает в себя

    - не только необходимость защиты территориальной целостности государства.

    Это понятие распространяется и на внутреннюю жизнь общества.
    Строительство правового общества, базирующееся на традиционных ценностях, – это тоже служение Отечеству.

    Служение Отечеству – это участие каждого из нас в развитии экономики, здравоохранения, народного просвещения, науки и культуры, защите суверенитета России.

    Деятельный патриотизм также является составной частью понятия служения Отечеству.

    Служение – это жертвенное явление, проявление любви, и уже одним этим оно вступает в конфликт с глобализмом, в котором такая жертва воспринимается негативно.

    Совсем иначе жертвенность понимается в культурной традиции народов России.

    Отсюда и патриотизм как служение народам Российской Федерации, любовь к своей большой и малой Родине.

    Патриотизм, как и любовь, жертвенен.

    Патриотизм не имеет ничего общего с национализмом, который ставит один народ выше другого.

    Патриотизм – служение на благо всего многонационального Отечества.

    Только такое жертвенное служение своей Родине, всей России может стать национальной идеей, которая объединит наше общество.

    Общенациональная идея – это служение величию России, которое базируется на любви – на любви к Отечеству, на любви к ближнему.
    Стяжать в своем сердце любовь – вот главная цель общенациональной идеи, поделиться ею, поделиться заботой о людях, добротой, внутренней открытостью, теплотой сердца – и дать другим согреться от твоего тепла», - заключает пособие.
    Скрыть текст

  • Листая старые журналы на чердаке.

    Навстречу выборам!

    Показать скрытый текст
    "ЭХО ПЛАНЕТЫ",№11 (206) • 14-20 марта 1992 Цена 10 руб
    .
    ЧЕМ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫ НОВЫЕ ПРАВЫЕ?
    .
    Внучка Муссолини Алессандра выдвинула свою кандидатуру в парламент от neofascisti.
    .
    Бенито Муссолини, оказывается, всерьез думал... об экологии! «Бабушка рассказывала мне, как однажды на Рождество дедушка не разрешил поставить елку. Он и мысли не допускал, что можно срубить дерево». Эти доселе не известные подробности из биографии дуче слегка шокировали местных и зарубежных журналистов. Но не поверить тому, кто их сообщил, они были не в праве. Перед ними выступала внучка дуче 28-летняя Алессандра Муссолини, кандидат в депутаты парламента от итальянских neofascismo.

    Это самый важный и риско-ванный шаг в моей жизни — говорит Алессандра, которая снялась в нескольких фильмах, но кинозвездой не стала. — Я навсегда оставляю кино и ухожу в большую политику».

    Что ж, эта женщина вскружит голову каждому. Если 5 апреля ее изберут в депутаты, она, без сомнения, станет самым обольстительным парламентарием в Италии. «А эта скандалистка Чиччолина ей в подметки не годится!», — восклицают итальянцы, имея в виду порнозвезду Илону Сталлер, больше известную как Чиччолина, — депутата парламента от радикалов, решившую создать собственную партию — «Партию любви».

    Алессандра, которая очень гордится тем, что носит фамилию Муссолини, уже познакомилась со зданием парламента, осмотрела зал, где заседает палата депутатов. В свое время дуче назвал его «глухим и серым». Внучка считает, что дедушка был не прав. «Хотя не мешало бы вдохнуть в этот зал побольше жизни. Женщин и молодежи тут явно не хватает», — заметила она. Журналисты поняли намек с полуслова.

    В большую политику Алессандру благословили ее отец — Романо Муссолини, мать — Мария Шиколоне и муж — Мауро Флориани офицер финансовой гвардии (нечто вроде нашего ОБХС). И, конечно же, тетя — всемирно известная Софи Лорен. Та позвонила из Америки. Поначалу удивилась проказам племянницы, а потом — одобрила.

    «Благословил» внучку и сам дуче. Алессандра поведала журналистам, как однажды во сне к ней явился дедушка Бенито и сказал: «Успокойся. Все будет хорошо».

    Итальянцы же не во сне, а наяву видят: не так уж спокойно и безоблачно на Апеннинах. «В воздухе Италии запахло гарью», — так журнал «Эуропео» откликнулся на действия крайне правых. Поводом послужили выборы в Брешии, городе на севере Италии. Там прочно обосновалась правая организация — Ломбардская лига во главе с неким Умберто Босси. Как его только не называют: и «солдафоном», и «болтуном»! Кстати, в Ломбардской лиге далеко не последнюю роль играют женщины, они занимают ключевые посты в ее руководстве.

    В Брешии традиционные политические силы — христианские демократы, социалисты, прочие левые потерпели поражение. Итальянцев это насторожило. Именно на севере Апеннин в 20-е годы зародилась «революция» Муссолини. Оттуда чернорубашечники начали марш на Рим. Это не вселяет оптимизма. «Эуропео» замечает, что сейчас, как и в 1922 году, старые политические лидеры, истощенные многими десятилетиями власти, судя по всему, не в состоянии предложить программу действий и, как это ни парадоксально, обречены на бессилие. 70 лет назад, указывает журнал, они не отнеслись со всей серьезностью к Муссолини, считали его шарлатаном или «полезным идиотом», которого можно использовать в своих интересах...

    Но вернемся к внучке дуче. «Для меня fascismo — это порядок и контроль, — говорит она. — Но я против смертной казни, против любого насилия. Я даже против охоты, которую мой дедушка любил». Предвыборный лозунг Алессандры — «Для Неаполя —
    дела, а не слова!» Она, как и мать, родилась близ Неаполя, в городке Поццуоли. Собирается всерьез заняться проблемами здравоохранения. Недавно получила диплом врача. И ни в коем случае не будет прогуливать парламентские заседания, как это делала Чиччолина: «Если стану депутатом, буду ходить в парламент каждый день. Не так, как некоторые, получающие за депутатство по 12 миллионов лир в месяц».

    Судя по шуму, который поднят вокруг Алессандры Муссолини, в парламент ее, скорее всего, изберут. Она уверенно набирает очки и, как заметила газета «Джорнале», уже позволяет себе отодвигать беседу с репортерами «Нью-Йорк таймс» на потом.

    Рим Алексей ГОЛЯЕВ
    Скрыть текст

  • Пелевин сдал в издательство свою очередную книгу. Выдерживает график - в год по книге. До конца года должна выйти.

    "Все истины, которые я хочу вам изложить - гнусная ложь" (С)



  • Это что такое, выделенное красным?

  • Лужники

    Мужик не был фермером, но у него было большое хозяйство

  • В ответ на: Это что такое, выделенное красным?
    не знаю, кессоны какие-то

  • В ответ на: Лужники
    точно - это наверное стадионы к, прости Зевс, мундиалю

  • стадионы? а что говорят телеграмканальчики?

    Что же это такое,
    Где же правда люди
    Я один в поле воин
    Справедлив и спокоен.

  • Это как есть Лужники

    Мужик не был фермером, но у него было большое хозяйство

  • На обложке ни одного атрибута 21-го века, повсюду какие-то рабочие из сталинской эпохи и почему-то лестницы и ограждения...

  • Это не "рабочие сталинской эпохи", это стилизация. Тундра ты :dry:

    Мужик не был фермером, но у него было большое хозяйство

  • В ответ на: На обложке ни одного атрибута 21-го века, повсюду какие-то рабочие из сталинской эпохи и почему-то лестницы и ограждения...
    мы мундиры военных наших в 21 веке стилизовали под сталинский период, как же тут учебнику отставать?

  • А слева от ракеты - это мужчина с длинными волосами или женщина в такой одежде?

    Мало кто знает, что Шрёдингер обожал русские сказки. Особенно радовали его фразы "долго ли, коротко ли", "видимо-невидимо" и, конечно же, "ни жив, ни мёртв".

  • хочется верить, что дама)) напоминает иллюстрации к фантастике 50-60-х. Все тогда было очень жизнерадостно и дамы на картинках не уступали по стати мужчинам

Записей на странице:

Перейти в форум

Модераторы: