А когда Принцессе хотелось замуж, она устраивала репетицию: папильотки, тапки, фартук - и шла на королевскую кухню варить борщ. Через час желание как рукой снимало, и Принцесса возвращалась мечтать.
А чо удивляет-то? Люди жили до 45 лет ащет в те времена, и то хорошо было. В 40 - уже старуха глубокая.
А когда Принцессе хотелось замуж, она устраивала репетицию: папильотки, тапки, фартук - и шла на королевскую кухню варить борщ. Через час желание как рукой снимало, и Принцесса возвращалась мечтать.
средняя продолжительность жизни считается так: складывают возраста всех умерших на момент смерти и делят на кол-во человек.
Пример: ребенок 1 год и бабка 87 лет. Какова их средняя продолжительность жизни? правильно, (1+87):2=44 года.
Никто не оспаривает высокую детскую смертность еще в начале 20 века. Она тогда вообще была высокой во всех странах.
И эта высокая детская смертность очень влияла на среднюю продолжительность жизни.
Ещё раз: средняя продолжительность жизни 45 лет - это не массовый мор людей в 45 лет, гы. И в 40 - еще не старуха...
Жила-была девочка. И вот однажды в магазине её спросили: "А у Вас есть пенсионное удостоверение?"
Ну да, еще очень много женщин умирали родами. Надо посмотреть, сколько было героиням Шолохова.
А когда Принцессе хотелось замуж, она устраивала репетицию: папильотки, тапки, фартук - и шла на королевскую кухню варить борщ. Через час желание как рукой снимало, и Принцесса возвращалась мечтать.
Ну вот. От 18 до 20 главным героям. Сегодня это вообще еще дети.
А когда Принцессе хотелось замуж, она устраивала репетицию: папильотки, тапки, фартук - и шла на королевскую кухню варить борщ. Через час желание как рукой снимало, и Принцесса возвращалась мечтать.
Такое ощущение, что ты не видишь разницы между тогда и сейчас ни по уровню, ни по продолжительности жизни, ни в к-ве смертей при родах.
А когда Принцессе хотелось замуж, она устраивала репетицию: папильотки, тапки, фартук - и шла на королевскую кухню варить борщ. Через час желание как рукой снимало, и Принцесса возвращалась мечтать.
мы же говорим о влиянии тяжести домашнего труда на различные аспекты, так?
давай рассмотрим их поближе
1. продолжительность жизни
на данный момент разницы не вижу
ну, принципиальной, конечно
объясняю оч. упрощенно: за счет чего можно поднять цифру продолжительности жизни?
а) за счет снижения детской смертности
б) за счет увеличения возраста дожития
открытие антибиотиков серьёзно, принципиально снизило эту цифру и средний возраст стал ну... скажем 65 лет...
если детская смерность высокая, то учитывая, что взрослый, преодолевший детский возраст, доживает до 65 лет, среднияя продолжительность при этом - 33 года.
если детская смертность равна 0, то средний возраст - 65 лет...
мы не увеличили возраст дожития, мы снизили смертность в младенчестве...
что так, что так - взрослый, преодолевший детство, доживает до 65...
при этом тяжесть домашнего труда приниципиально разная тогда и сейчас
но как-то не очень коррелируется с возрастом дожития
2. кол-во смертей при родах
скажи мне, сколько беременностей сейчас проходит без патологий? сейчас, в наш просвещенный век, с легким домашним трудом...
кто способен родить сам, без помощи персонала?
единицы.
И не умирают они при родах только потому, что в настоящий момент есть для большинства случаев эффективные лекарства. не для всех, к сожалению.
Тяжесть домашней работы здесь не причем. Никак.
смертность рожениц ранее в аристократических семьях, у неработающих дамочек, была не меньше, чем у крестьянок...тяжесть домашнего труда разная, а смерность одинаковая
Потому что и этот аспект слабо зависит от тяжести домашнего труда
3. про уровень жизни я не говорила, хотя вот что включать в уровень?
чередование умственного/физического труда и полноценного отдыха, реальная диспанцеризация, востребованность любого человека в обществе... много подобного, но точно не кол-во денег и возможность покупать дорогие вещи...
Жила-была девочка. И вот однажды в магазине её спросили: "А у Вас есть пенсионное удостоверение?"
Из статистики.
Стало любопытно, полез посмотреть про "наших бабок" чуть дальше в корень истории, ведь нам всегда утверждали что люди жили мало и плохо, максимум до 30-40 лет.
Попался мне труд господина Борткевича о смертности и долговечности женского православного населения Европейской России от 1891 года. Титульный лист этой книги привожу для достоверности.
На странице 6 есть таблица "В" смертности женского населения с распределением по возрастам. Сам Борткевич, комментируя свою таблицу женской смертности, сопоставляя полицейскую статистику и иностранные источники, на странице 3 делает ремарку, что мужская смертность сопоставима с женской, показанной в этой таблице.
Что меня удивило. До ста лет дожило 2153 человека. До 115 лет дожило 58 человек. Остальное распределение по возрастам можете видеть сами.
ЗЫ Статистика приведена за период с 1874 по 1884 годы.
Я бы не сильно верил российским долгожителям за 100 лет, потому что про них нет надежных записей о дате рождения. Информация о возрасте, скорее всего, бралась с их слов.
В церковных книгах были записи. У меня сохранились выписки о рождении из церковной книги бабушки и дедушки, заверенные каким-то советским государственным органом.
Моя прабабушка по папиной линии умерла в 104 года.
Так в Японии, к примеру, до сих пор по долгожителям нет надежных записей, говорят. Там прикапывают своих родственников в подвале и продолжают получать за них пенсию.
И чо? Чему будем верить?)
Я сейчас нахожусь в возрасте, богатом бывшими. Особая прелесть: я похожа на сад в паутинной дымке, полный плодов – старых друзей, случайных, далеких. Я ведь еще очень дружелюбная, и вот, по большому знакомству, я попала на открытие новой российско-французской парфюмерной фабрики. Я там наелась креветок. Были и разговоры по вашей теме – беседы женщин из высшего общества, искренне заинтересованных социальными проблемами. Подруги бывшей подруги моей бывшей подруги.
- Как же люди жили в советское время без посудомоечных машин?
- Как – без машин? Посудомоечные машины появились сразу после революции вместе с паровозами. А как еще посуду мыть?
- Раньше в ручье мыли, вместе с бельем. Мне бабушка рассказывала. Еще до войны – соберут всю посуду в подол фартука – донесут до ручья и моют. А посуда уплывааает – не поймаешь. А что делать – посудомоечных машин-то не было.
- А как рожали! Вы знаете, как рожали?
- Знаем – в снопах. Мне бабушка рассказывала – когда женщина собиралась рожать, ее относили в сноп, чтобы ребенок криком не будил главу семьи. Это потом уже все стали в Израильских больницах рожать – когда Израиль открыли.
- Какой ужас.
- Вы думаете, сейчас люди более интеллигентны? Люди до сих пор предпочитают жить в сарае. У меня есть знакомая, у нее есть знакомая, и у нее тоже есть знакомая – так она не понимает, зачем людям отдельная гардеробная? Представляете? Предпочитает жить в хлеву!
- А мне бабушка рассказывала, что раньше, уже даже после войны вообще не было никаких гардеробных – просто стоял шкаф, прямо тут, рядом с кроватью, и там пылились все твои вещи. То есть ты просыпался – открывал шкаф, оттуда все вываливалось, прям на простыни – фу…
- Мне папа рассказывал, что раньше люди ели картошку прямо с земли.
- Как с земли?
- Так – с земли. В земле рыли яму, осенью туда высыпали картошку, потом каждую неделю ходили к яме, картошку доставали и тут же ели.
- Какой ужас.
- Да, и это уже после войны. Российский народ не хочет жить хорошо – это у него в крови – жить в хлеву, есть с земли. Он сам не понимает, как плохо он живет, но тут мы ему не поможем.
Я подобный трэш встречаю через день на каждый день. И большинство, вываливающих вот это все на мою голову даже не знают кто такая Робски. И уж тем более не читали ее. И вообще, как можно читать, когда есть аудиокниги и ютуб?! *из того же трэша*
Бабушка рассказывала, как с трех лет она привыкала к работе в жарком алтайском поселке, и не было в ее рассказах никакого чеховского «спать хочется», а была только благодарность за труд, как за хлеб.
Первая работа – караулить цыплят. Мама уйдет в колхоз, а трехлетняя бабушка, тоненький стебелек с белыми, как речной песок, волосами, сражается с темным коршуном: «Прилетит, схватит цыпленка и нес-е-ет».
И я видела черную птицу в синем небе Алтая, зловещую, как войну, и плакала: в когтях птицы – пушистый комочек, а на земле плакала моя бабушка и умоляла птицу вернуться, отдать ей цыпленка, но нет, а потом еще началась война, но все это было работой, о которой потом вспоминали с достоинством.
Конечно, был огород, была земля, прополка, тяжелые, слава Богу, сытные урожаи, был хлiб, мешки муки на спине, и было здоровье – здоровье приносила работа, о чем бы не писали сейчас глупые журналистки. Бабушка рассказывала, что земля их была такой целебной и такой полезной была работа, что когда они ранили руки и ноги, то раны присыпали землей, и все заживало.
Были и страшные вещи – походы в школу, пешком через снежное поле, то, с которого – хлiб. Пешком, потому что в сани не брали, как дочку врага народа, и бабушка, уже семилетняя, бежала за ними одна, в зимней утренней мгле, на белых, как речной песок, волосах – платок или шаль, главное – не отстать, а слезы замерзали.
Но обо всем этом вспоминали с достоинством – так старые воины помнят, как отец их впервые посадил на коня, или так вспоминают старцы о первой своей литургии в маленькой церкви. О чем сейчас вспоминают дети?
И все же бабушка радовалась революции – не по долгу преподавателя, а по сердцу – кем бы она была без нее? А вдруг чванливой, высокомерной шляхтой, а тут – со всей этой землей, Алтаем, коршуном, санями она стала чистым человеком, и я могу это подтвердить.
Екатерина, вы ставите быт как самоцель, забывая, чего люди хотели достичь, улучшая его. Спросите, счастливы ли ваши интервьюеры?
Вот как пример совершенно иного уклада жизни web-страница