А кстати...
"Танец живота" (правильное название - ракс шарки или ракс эль\аль шарки) имеет очень древние корни. До сих пор идут споры о происхождении классического танца живота, существует много версий о том, где и как он развился.
-
Танец времен фараонов (историки свидетельствуют, что танец в Древнем Египте несомненно существовал и был распространен и уважаем. Существует множество фресок с музыкантами и танцорами, расшифрованные, к примеру, свитки переписки между нанимателями и группой танцовщиц, где подробно описываются условия для их выступления на городском празднике (включая компенсацию в случае порчи костюмов). Очень жаль, что сейчас уже невозможно понять, что было в основе движений того танца и насколько это может иметь отношение к тому, что представляет собой искусство ракс шарки сейчас)
- Храмовый танец (поклонение Богине Матери) (очень популярная ныне версия, однако реальными фактами не подтвержденная. Смысл в том, что обратившись глубоко в себя, танцующая женщина вступает в прямой контакт с «великой богиней матерью – высшей женской энергетикой», и танец становится своего рода медитацией. Для многих женщин именно поиск этих состояний становится смыслом занятий, а вовсе не возможность кого-то соблазнить или где- то себя показать)
- Подготовка женщины к родам (одна из основных версий, и есть очевидцы, рассказывающие о сохранившихся древних обычаях в отдаленных уголках стран Востока – совершать танцевальные движения в процессе родов. Ркс шарки также является неотъемлемой частью свадебной церемонии во многих восточных странах и имеет целью настроить молодых, которые, возможно, только что познакомились, на волну эротизма, а также символически благословить их на продолжение рода)
- Танец, предназначенный для семейных и публичных праздников (простая и правдоподобная версия. Танец родился из фольклора народов Востока. Исполнялся и мужчинами и женщинами как естественное выражение радости и счастья, на свадьбах, праздниках и других собраниях в городе или деревне, а также в кругу своих семей. Танец не имел яркой сексуальной окраски – он был выражением радости. В западной культуре танец просто так, без причины, не так распространен, но в обществах, не настолько испорченных урбанизацией и прочими радостями цивилизации, танец сохраняет свои социальные функции, людям нравится танцевать под любимую музыку в кругу близких друзей. И по сей день мужчины или женщины, бабушки или подростки, богатые и бедные - восточные люди не могут усидеть на месте, услышав знакомую мелодию)
- Гаремный танец (к сожалению, эта версия является для обычных людей самой распространенной, и часто озвучивается в рекламных объявлениях и передачах, фильмах и тд. - танец соблазнения. Однако это не так. Ракс шарки появился он задолго до возникновения гаремов и имеет огромное количество ипостасей (в том числе фольклорных и социальных танцев). Нельзя даже назвать его чисто женским. Под влиянием представлений западных людей о гомосексуальной природе движений бедрами, животом и т.д. постепенно танец стали воспринимать как женский, но на Востоке женским воспринимается Ракс Шарки, который ввела мадам Бадия, а ракс балади и ракс шааби и весь фольклор – танец для обоих полов, танец радости)
Из исторически известных танцовщиц наиболее интересными являются гавази (кочевые племена, уличные артисты, женщины в их семьях зарабатывали деньги танцами, а мужчины им помогали. В современном танце существует па, известное как "походка гавази" - очень эффектная тряска бедрами во время непринужденного движения по сцене. Музыка гавази - древние инструмент, рабабы и мизмары. Сами танцовщицы - прекрасные музыканты и виртуозно владеют сагатами), авалим (каста высокообразованных женщин – сочинительниц, музыкантш, поэтесс и танцовщиц, развлекавших женщин на их половинах за плату, перед мужской или смешанной публикой они покрывались. Плата за выступления была высокой. Рассвет авалим пришелся на 19 век, они занимали относительно высокое положение в обществе. К концу 19 века разница между авалим и гавази постепенно стирается, и те, и другие нередко объединяются и живут под одной крышей под покровительством патронессы «устез». Слово гавази уходит из обихода египтян. Всех танцовщиц в 20 веке начинают называть авалим и стиль, в котором выступали танцовщицы до 30-х годов на улице Мохамеда Али, называют авалим. Сейчас гавази называют фольклорным танцем, либо танцем, который не претерпел нововведений 20-века и исполняется в старой манере) и берберы Алжира, племена Улед Нейл (именно им мы обязаны появлением словечка БЕЛЛИДАНС, а точнее dance du ventre – ведь их танцы имели именно такой мышечный ритм живота, при этом танцовщица представала перед зрителем практически голой, что по определению одного из очевидцев «даже не эротично, поскольку не оставляет для фантазии никакого полета, откровенно чересчур». Танцовщицы Улед Нейл присутствовали на всех международных выставках, откуда и понеслось словечка «данс ду вентр» а впоследствие «беллиданс». Девочек Улед Нейл с юных лет обучали танцу и искусству любви, и еще подростком отпускали «в свет» танцевать за деньги, и именно девочки были экономической базой построения семьи в племени. Они зарабатывали свое приданное откровенными танцами для туристов, а накопив средства, возвращалась в родной дом и выходили замуж, после этого уже никогда не выступали. Костюмы Улед Нэйл поражают воображение: все украшения - не бижутерия, а серебро и золото, и можно только попытаться представить, какой эффект оказывал этот наряд в сочетании с необычным танцем. Ориенталисты так описывают их танец: он состоял из двух частей - «вежливой» в которой танцовщица немного плавала по сцене в своих просторных одеждах (скрепленных, кстати, тоже золотыми монетами), а потом она выходила на сцену голой, но в огромной груде драгоценностей на теле и голове)
Хронология становления ракс шарки
- До 1700 г. Танец привнесен в Египет племенами номадов – гавази. Исполняли танец и женщины и мужчины
- 1779 Праздник Святых продолжается целую неделю в Каире. К этому времени танцовщицы стали обычным явлением на праздниках и свадьбах
- В начале 19-го века появляются профессиональные танцовщицы Авалим. Они танцевали покрытые или для женской аудитории
- 1834 Мухамед Али, основатель современного Египта (после французского правления), издает указ, запрещающий женщинам танцевать в Каире и на севере страны. Танцовщицы переезжают в Асуан. Хедив Аббас отменяет запрет через 20 лет.
- 1851-93 Международные выставки входят в моду в Америке и Европе, на них приглашают танцовщиц из стран Востока. Танцевальные клубы открываются в Париже, Нью Йорке, Лондоне. Кабаре аналогичные западным открываются в Париже.
- 1920s Начинается эра знаменитых танцовщиц. Такие легенды как Шафика Коптская открывают собственные клубы (salah). А авалим с улицы Мухамед Али процветают на свадьбах и празднованиях
- 1940s-60s Такие звезды как Дина Хельв, Фифи Абду и Самия Гамаль развивают новые стили танца а кинематограф доносит их творчество в массы.
- 1960s – участники труппы Махмуда Реды Юсри Шант и выходец из Бейрута Бобби Фарра открывают школы Ракс Шарки в США. Из США ракс шарки попал Германию, потом в скандинавские страны, и, наконец, во Францию, Британию и южную Европу.
Ориентализм.
Эпоху ориентализма открывает покорение востока Наполеоном Бонапартом в 1793 году. Увлеченность востоком, его экзотикой, самобытностью, стала темой многочисленных картин, романов и других произведений на века. Исследователи, романтики, искатели приключений – все ринулись на Восток и возвращались с картинами, рассказами о чудесных экзотических образах – в том числе и о танцовщицах – непривычно одетых. Нельзя забывать, что в те времена на Западе нравы были иные – сказать «рука» или «нога» к примеру, считалась грубым вплоть до 20 века – нужно говорить «конечность» и т.д. Поэтому из рассказов ориенталистов танцовщицы предстают совершенно оголенными и доступными, хотя на их картинах чаще всего мы видим девушек в кафтанах и рубахах - то есть довольно основательно «одетых» по нынешним меркам

Большое влияние на развитие танца оказало произведение Оскара Уайльда «Саломея» а затем опера Ричарда Штрауса по этому произведению.
Принимать гостей, возлежа среди вороха подушек и окуривая себя ароматами кальяна — идеал эпохи. Тюрбаны, роскошные халаты, юбки-шаровары и восточный антураж стали пользоваться большой популярностью у модниц всего мира. Дамы даже стали использовать темную пудру для придания лицу колорита женщин Востока. Русские балеты Дягилева в Париже произвели настоящий фурор. Танцовщицы Рут Сэнт Дениз, Луи Фуллер, Муд Аллен развивают восточную тему в своих танцах. На выставке в Лондоне воссоздана целая улица Каира с лавочками, торговцами, кафе и, конечно же, танцовщицами. В письмах посетителей выставки даются описания танцовщиц, их костюмов и танцев. Антрепренер Сол Блум почувствовал растущую волну интереса к восточному танцу и решил эпатировать публику броским словом «Беллиданс». Учитывая критерии приличий тех времен, можно представить, какой скандальный эффект имело это название. Экспозиции восточных танцовщиц были очень успешными, и Сол Блум заработал много денег на свою предвыборную кампанию.
На востоке и на западе понимание ракс шарки разное. Для нас это танец, в основе которого лежит определенная танцевальная техника, самой яркой чертой которой является изолированная работа бедрами, животом, грудными мышцами. Мы используем понятие Беллиданс как общее для разнообразных стилей от фольклорных (балади, шааби и др.) до ультрасовременных (шоу, трайбл и т.д.) Для нас это все беллиданс. На востоке Беллиданс – это синоним ракс шарки, то есть воплощение идей великих танцовщиц прошлого.
До 30-х годов ракс шарки был совсем не таким, каким мы знаем его сейчас:
- Не были оголены животы
- В танце не было передвижений по сцене
- Не использовались движения из балета
- Не использовался платок как аксессуар танца
- В танце было мало шагов и проходок
- Не использовались движения головой из стороны в сторону и змеиные руки
- Больше использовалась тряска
- Иногда использовались элементы акробатики
Золотая эра Ракс Шарки - это 30-50 годы, именно тогда танец начал меняться под влиянием нововведений Бадии Масаабни и требований ее казино, влиянием Голливуда и танцев Южной Америки, а также появления новых великих музыкантов (Мохамед Абдель Вахаб, Саид Дервиш («отец» современной египетской музыки) и Фарид Эль Атраш) – все они вдохновлялись в своем творчестве западными музыкантами и композиторами. Западные восточные фантазии оказали огромнейшее влияние на на возникновение египетского стиля - то есть того, что мы знаем и любим сейчас. Первый фильм с участием танцовщицы был снят в 1935 году (вышло сразу два фильма: с участием Бадии Масабни и Тахея Кариока)
Активно снимались в кино все звезды ракс шарки, и именно кино и телевидение приносило им популярность и любовь масс. В те годы режиссеров кино ругали и критиковали за то, что они неумело вписывают в сценарии бесконечные танцевальные сцены, а сейчас их за это благодарят. Это огромный культурный кладезь, наследство из Золотого Века восточного танца.
Благодаря профессиональному балетному танцору Махмуду Реда ракс шарки в его фольклорно-сценической форме добрался до Министерства Культуры Египта. Танец ушел за рамки казино и вышел на большую сцену. Американки называли работы Реды Moscow On the Nile. Влияние России в то время на политическую экономическую и культурную жизнь Египта было очень велико. Именно после этого начался расцвет увлечения восточным танцем во всем мире, усовершенствование техники танца, разнообразие лексики, а Египет становится Голливудом восточного танца.
Все великие танцовщицы Египта 20 века не похожи друг на друга, они все индивидуальны - в технике композиции, костюме, в построении программы. Мы не видим клонов и подражаний среди звезд – каждый шел своей дорогой и развивал собственный стиль. Может быть, поэтому их звезды и сияли так ярко.
В России ракс шарки получил широкое распространение в 1994-95 г. Школы обучения появились в 1997-98 годах. Специалисты примерно так оценивают наши силы на пути овладения этим танцем:
- Сильная хореографическая база
- Опека крупных спортивных организаций, нацеленность на проведение конкурсов, чемпионатов и олимпиад
- Достаточно разобщенное сообщество, распри и конкуренция
- Разнообразие и смешение стилей
- Отличное освоение танцевальных элементов
- Перегруженные классической хореографией постановки
Ракс шарки до сих пор популярен у русских женщин. Он хорош тем, что танцевать его можно начать в любом возрасте, при любой физической подготовке. Чем старше женщина, тем "вкуснее" будет она смотреться в восточном танце, зрелость личности здесь напрямую коррелирует с умением показать себя, раскрыть все грани своей женственности. Именно потому считается, что занятия ракс шарки - это отличная психотерапия, кратчайший путь к умению полюбить себя, избавиться от комплексов, раскрыть свою красоту. Более того, отработка техники прорабатывает глубокие внутренние мышцы, вызывает мощный приток крови к органам малого таза, укрепляет спину, руки, живот, и мягко растягивает связки.
Нур (Татьяна Федяева):
Sadie
А когда Принцессе хотелось замуж, она устраивала репетицию: папильотки, тапки, фартук - и шла на королевскую кухню варить борщ. Через час желание как рукой снимало, и Принцесса возвращалась мечтать.